Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Условия допуска налоговиков к проведению проверок

18.04.2023 55 0 0

В соответствии с абзацами первого-четвертого пункта 81.1 статьи 81 Налогового кодекса должностные лица контролирующего органа вправе приступить к проведению документальной выездной проверки, фактической проверки при наличии оснований для их проведения, определенных НКУ, и при предъявлении или направлении в случаях, определенных НКУ , таких документов:

  • направление на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименования контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименования и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица – проверяемого плательщика налога) или объект екта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая), основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (должностного) лица, которое будет проводить проверку. Направление на проверку в таком случае действительно при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, скрепленного печатью контролирующего органа;
  • копии приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица – проверяемого плательщика налога) и в случае проведения проверки в другом месте – адрес объекта, проверка которого проводится, цель, вид (документальная плановая/внеплановая или фактическая проверка), основания для проведения проверки, определенные НКУ, дата начала и продолжительность проверки, период проверяемой деятельности. Приказ о проведении проверки действителен при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и скрепления печатью контролирующего органа;
  • служебного удостоверения лиц (надлежащим образом оформленного соответствующим контролирующим органом документа, удостоверяющего должностное (служебное) лицо), указанных в направлении проведения проверки.

Непредъявление или ненаправление в случаях, определенных НКУ, налогоплательщику (его должностным (должностным) лицам или его уполномоченному представителю, или лицам, фактически проводящим расчетные операции) этих документов или предъявлении указанных документов, оформленных с нарушением требований, установленных пунктом 81.1 статьи 81 НКУ является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа до проведения документальной выездной или фактической проверки (абзац пятый пункта 81.1 статьи 81 НКУ).

Отказ налогоплательщика и/или должностных (должностных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, фактически проводящих расчетные операции) от допуска к проверке по другим основаниям, чем определенные в абзаце пятом пункта 81.1 статьи 81 НКУ, не разрешается (абзац шестой пункта 81.1 статьи 81 НКУ).

При предъявлении направления налогоплательщику и/или должностным (должностным) лицам налогоплательщика (его представителям или лицам, фактически проводящим расчетные операции) такие лица расписываются в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления (абзац седьмой пункта 81.1 статьи 81 НКУ).

В случае отказа налогоплательщика и/или должностных (должностных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, фактически производящих расчетные операции) расписаться в направлении на проверку должностными (должностными) лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае акт об отказе от подписи в направлении проверки является основанием для начала проведения такой проверки (абзац восьмой пункта 81.1 статьи 81 НКУ).

Согласно пункту 81.2 статьи 81 НКУ в случае отказа налогоплательщика и/или должностных (должностных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, фактически производящих расчетные операции) в допуске должностных (должностных) лиц контролирующего органа до проведения проверки должностными (должностными) лицами контролирующего органа по месту проведения проверки безотлагательно составляется и регистрируется в контролирующем органе не позднее следующего рабочего дня в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления, налогоплательщику и/или уполномоченному лицу налогоплательщика.

Должностное (должностное) лицо налогоплательщика (его представитель или лицо, которое фактически производит расчетные операции) вправе предоставить свои письменные пояснения к составленному контролирующим органом акту.

В случае отказа налогоплательщика и/или его должностных (должностных) лиц (представителей или лиц, фактически производящих расчетные операции) подписать акт, удостоверяющий факт отказа в допуске к проведению проверки, и/или в случае отказа получить экземпляр этого акта или предоставить письменные пояснения к нему, должностными (должностными) лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий такой факт, и регистрируется в контролирующем органе не позднее следующего рабочего дня.

В случае если при организации документальной плановой и внеплановой выездной или фактической проверки установлена невозможность ее проведения, должностными (должностными) лицами контролирующего органа безотлагательно составляется и подписывается акт о невозможности проведения проверки, который не позднее следующего рабочего дня регистрируется в контролирующем органе. К такому акту прилагаются материалы, подтверждающие факты, приведенные в таком акте. Указанный акт и материалы направляются контролирующим органом налогоплательщику в порядке, определенном статьей 42 НКУ.

Пунктом 81.3 статьи 81 НКУ установлено, что при проведении проверок должностные (служебные) лица органов государственной службы должны действовать в пределах полномочий, определенных НКУ.

Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц и физические лица – налогоплательщики при проверке, проводимой контролирующими органами, обязаны выполнять требования контролирующих органов по устранению выявленных нарушений законов о налогообложении и подписать акт (справку) о проведении проверки и вправе предоставить возражения на этот акт (справку).

При проведении проверок должностные (служебные) лица контролирующего органа не имеют права требовать у налогоплательщика получать выписку из соответствующего реестра о взятии такого налогоплательщика на учет в соответствии с требованиями НКУ.

https://zp.tax.gov.ua

Комментарии к материалу