Внимание к теме органов самоорганизации населения обусловлено активизацией работы профильного комитета Верховной Рады Украины над подготовкой ко второму чтению законопроекта 6319 "О внесении изменений в Закон Украины "Об органах самоорганизации населения" по усовершенствованию порядка организации, деятельности и прекращения органа самоорганизации населения".
Поскольку в случае принятия закон будет напрямую влиять на развитие системы местного самоуправления, целесообразно ознакомиться поближе и с проблематикой деятельности ОСН, и с самим законопроектом.
Сам термин «орган самоорганизации населения» не широко используется, вероятно есть целесообразность объяснить читателям о чем идет речь.
Статья 140 Конституции Украины устанавливает, что "сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества".
Органы самоорганизации населения являются составной частью системы местного самоуправления в Украине, согласно статье 5 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», а их правовой статус, порядок организации и деятельности определяются собственно Законом Украины «Об органах самоорганизации населения».
Статья вторая действующего закона об ОСН определяет органы самоорганизации населения как «представительные органы, создаваемые жителями, на законных основаниях проживающих на территории села, поселка, города или их частей, для решения задач, предусмотренных настоящим Законом».
Следовательно, ОСН является одной из форм роли жителей в решении отдельных вопросов местного значения. Закон предусматривает следующие типы ОСН: домовые, уличные, квартальные комитеты, комитеты микрорайонов, комитеты районов в городах, сельские, поселковые комитеты.
Разрешение на создание может давать соответствующий местный совет, а легализация возможна либо путем регистрации, либо путем уведомления (без статуса юридического лица).
Так какие же полномочия есть у органа самоорганизации населения?
Полномочия у ОСН есть как собственные, так и могут быть делегированы. Исчерпывающий перечень собственных полномочий определен в части первой 14 Закона Украины «Об органах самоорганизации населения». Статьей 15 настоящего Закона предусмотрено, что сельские, поселковые, городские, районные в городе (в случае их создания) советы могут наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества.
Формирование перечня полномочий основывается на задачах, определенных для него законодателем: создание условий для участия жителей в решении вопросов местного значения в пределах Конституции и законов Украины; удовлетворение социальных, культурных, бытовых и других нужд жителей путем содействия в предоставлении им соответствующих услуг; участие в реализации социально-экономического, культурного развития соответствующей территории, других местных программ.
Как активны обитатели в инициировании сотворения органов самоорганизации населения?
На начало 2022 года, по данным Министерства юстиции Украины, в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (далее – Реестр) по организационно-правовой форме «орган самоорганизации населения» была внесена информация о 2198 ОСН со статусом юридического лица, созданных 9 начиная с. Информация о тех ОСН, которые легализованы путем сообщения, не централизована вообще.
К сожалению, на сегодняшний день похвастаться актуальной статистикой относительно действующих ОСН по всей стране не усматривается возможным по объективным причинам: в условиях режима военного положения Реестр «закрыт», часть территорий временно оккупирована, у местного самоуправления есть другие приоритеты. Кроме того, не определен статус тех ОСН, которые созданы до реформы административно-территориального устройства, официальные сайты местных советов в большинстве своем не содержат информации о действующих ОСН, где связь с председателями зарегистрированными ОСН потеряна.
Представители местного самоуправления признают: в сегодняшних условиях активность жителей по демократии участия в целом уменьшилась, в том числе по инициативам создания ОСН.
В чем тогда проблема инициативы ОСН?
Прежде всего, стоит заметить, что создание ОСН – не обязанность, а право. То есть жители сами должны решать: нужно ли им сплачиваться вокруг идеи создания ОСН. Обычно активная инициатива проявляется именно там, где есть проблема местного значения, которую можно решить с помощью ОСН (например, обслуживание водонапорных башен на сельских территориях).
Существенным препятствием для инициирования создания ОСН является забюрократизированность процедур создания. Кое-где легче и быстрее создать общественную организацию или вообще на волонтерских началах сплотиться для решения проблемы без формализации.
Тормозит инициативность и то, что члены ОСН выполняют свои обязанности на общественных началах, а во исполнение полномочий нужно привлекать, как правило, ресурсы.
Преградой инициативы может быть и позиция местных властей, ведь разрешение на создание ОСН – это дискреция соответствующего местного совета. И именно от нее зависит не только «право на существование», но и дальнейший успех в реализации целей, ресурсная поддержка, возможность получения дополнительных полномочий.
Наконец, есть нехватка осведомленности о возможностях и преимуществах в создании ОСН, отсутствии популяризации лучших практик.
Кое-где ОСН путают с ОСМД, общественными объединениями. Они взаимозаменяемы в защите интересов жителей?
ОСН, ОСМД, общественные объединения – все они имеют разное предназначение и законодательное регулирование. ОСМД – это объединение совладельцев многоквартирных домов, цель защиты их интересов. Хотя иногда есть конфликт интересов между ОСМД и домовыми комитетами ОСН именно в части полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При создании общественных объединений приоритетом является определение целевого направления деятельности без привязки к территории деятельности «по месту жительства». Процедура их создания несколько проще создания ОСН именно потому, что ОСН определен как представительный орган.
Так какова же цель внесения изменений в действующий Закон Украины «Об органах самоорганизации населения»?
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его целью является «усовершенствование порядка организации, деятельности и прекращение органа самоорганизации населения, что будет способствовать развитию и распространению практики создания органов самоорганизации населения как формы участия жителей в решении отдельных вопросов местного значения».
Актуальность обновления работающего законодательства разъясняется и конфигурацией административно-территориального устройства, и сложными процедурами инициативы сотворения, предоставления разрешения на создание органа самоорганизации населения (далее - ОСН), и поисками действенных инструментов демократии роли.
Итак, речь идет о новой редакции закона об ОСН, где ожидаемы упрощение разрешительных процедур, осовременивание терминологии, переосмысление территориальной основы ОСН и их полномочий, уточнение права избирать и быть избранными в ОСН; устранение неточностей относительно порядка создания и срока полномочий ОСН и его персонального состава; прекращение полномочий персонального состава и прекращение ОСН
Работа над подготовкой ко второму чтению закона продолжается, вероятен внесение других правок, следовательно, детальный анализ текста еще впереди.
Желаем удачи законотворцам в совершенствовании законодательного обеспечения создания и деятельности органов самоорганизации населения.
С текстом законопроекта 6319 можно ознакомиться по ссылке.
Колонка отображает только позицию ее автора. За достоверность информации отвечает автор колонки. Мнение редакции портала «Децентрализация» может не совпадать с точкой зрения автора колонки.
Децентрализация