Реформа профильного среднего образования: подведены итоги аналитического этапа разработки Стратегии
Продолжается работа по разработке Стратегии реформы профильного среднего образования. 9 апреля прошло обсуждение результатов первого, аналитического этапа, в ходе которого исследовали предпосылки внедрения реформы.
Мероприятие прошло по инициативе Министерства образования и науки Украины и экспертной поддержки Швейцарско-украинского проекта DECIDE – «Децентрализация для развития демократического образования» (далее – Проект DECIDE).
Внедрение профильного среднего образования предполагает создание сети учреждений профильного среднего образования, обновление образовательной инфраструктуры, разработку нового содержания образования, введение новой модели организации образовательного процесса усиления кадрового потенциала. Работа над аналитическим этапом разработки стратегии продолжалась 8 месяцев. В экспертных сессиях приняли участие более 400 образовательных экспертов, в том числе руководителей органов управления образованием, педагогов, председателей территориальных общин, международных проектов и программ, общественных организаций. К обсуждению были также привлечены Министерство развития общин, территорий и инфраструктуры Украины и депутаты Комитета ВРУ по вопросам образования, науки и инноваций и Комитета ВРУ по организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства.
На события были представлены результаты:
комплексного исследования предпосылок развития профильного среднего образования в Украине, охватывающего вопросы кадрового потенциала, содержания и качества образования, финансирования и образовательной инфраструктуры;
прогнозной оценки численности и половозрастной структуры населения;
подходов к формированию перспективной сети академических лицеев и профессиональных колледжей
Во второй части мероприятия участники работали над формированием образца профильного среднего образования и стратегических целей реформы.
Евгений Кудрявец, первый заместитель министра образования и науки Украины, во вступительном слове подчеркнул, что реформа профильного среднего образования закладывает основы долгосрочных изменений в нашем обществе и является важным условием для восстановления страны после Победы:
Эта реформа не только о том, как будет выглядеть профильное среднее образование, но и о том, как будет формироваться наше общество, какими личностями станут ученики, как они будут подготовлены к будущей жизни. Это будет закладываться во время учебы в профильной школе. Ведь результаты подобных глобальных реформ можно увидеть через 3-4 или пять, а иногда и 12 лет. И наша задача – обеспечить постоянство перемен, подготовить систему образования к ее последующим этапам. Ведь образование – фундамент восстановления страны».
Андреас Хубер, директор программы сотрудничества посольства Швейцарии в Украине, отметил, что даже во время войны необходимо говорить о будущем, напомнил о поддержке Швейцарией Украины с 2009 года, помощи в восстановлении укрытий в школах и недавно открытой подземной школе в Харькове, и подчеркнул тесный наз. между реформами децентрализации и образования:
«Мы уверены, что децентрализация – это ключ к способностям Украины к выносливости реформы. Потому что жизнь действительно начинается с общин, и именно через децентрализацию Швейцария поддерживает реформу образования во время войны. Мы поддерживаем все усилия, направленные на улучшение образования и чтобы учебный процесс был качественным».
Валентина Полторак, менеджер Проекта DECIDE, отметила, что создание качественного и доступного профильного среднего образования может способствовать возвращению детей из-за границы.
«Несмотря на все вызовы войны и экономические сложности, мы понимаем, что можем не иметь другого, более благоприятного времени для внедрения реформы. Ученики, которые сейчас учатся в 6 классе, в 2027 году пойдут в 10 класс «Новой украинской школы» несмотря ни на что. И наша задача – чтобы они пошли в современную школу, в которой им будет интересно учиться и развиваться.
В течение года организовали экспертные сессии с более чем 400 ведущими экспертами, и никто из них не сказал, что не нужно проводить реформу. Если мы своевременно и качественно создадим все необходимые предпосылки для развития профильного среднего образования – это позволит заложить основы для восстановления нашей страны. И мы уверены, что все вместе, что найдем решение для каждого ребенка, которое позволит ему остаться в Украине и строить здесь свое будущее», - отметила Валентина Полторак.
Дмитрий Завгородний, заместитель министра образования и науки Украины, в своем выступлении подробно остановился на основных задачах реформы и дорожной карте ее внедрения.
«Для меня главные проблемы в профильном среднем образовании, в частности, в ЗЗСО – это отсутствие выбора у старшеклассников. Когда есть выбор – ребенок учится брать на себя ответственность. Другой, не менее важной, проблемой в современном образовании является неравенство между сельскими и городскими учениками, которое мы должны преодолеть», - подчеркнул заместитель министра образования.
уки.
Дмитрий Завгородний рассказал, что в 2029-2030 учебном году в Украине впервые начнется этап, когда выпускаться учащихся из школ будет больше, чем поступать в академические лицеи. Из-за демографического кризиса будет происходить уменьшение количества учеников, поэтому в министерстве особое внимание сейчас уделяется планированию сети учебных заведений в сельской местности.
«Для нас важно все спланировать так, чтобы сеть выдержала пиковую нагрузку, но и учесть, что дальше будет спад количества учеников, и мы пока не видим его завершения. Поэтому мы будем сфокусированы на том, чтобы повысить качество обучения учащихся с сельских территорий. Наша первоочередная задача – построить качественную сеть лицеев для учащихся», - сообщил Дмитрий Завгородний.
Дмитрий Ливч, партнер компании CIVITTA, представил комплексное исследование предпосылок внедрения профильного среднего образования в Украине. Целью исследования было проанализировать текущий количественный состав учащихся, сети и финансирование ЗЗСО, ЗП(ПТ)О, ЗФПО и изучение международного опыта для разработки решений для программной части стратегии.
В частности, Дмитрий Ливч рассказал, что сейчас в 4-6 классах обучается 1,2 млн человек. Именно эти дети в 2027-2030 гг. будут учиться в лицеях академического или профессионального направления. Но учитывая текущую демографическую ситуацию, количество учащихся в профильном среднем образовании будет сокращаться, начиная с 2030 года, и это важно учесть при планировании сети лицеев профильного среднего образования.
По данным исследования, проектная мощность заведений общего среднего образования составляет 5,72 млн человек, что на 1,75 млн превышает количество учащихся. Заведения наполнены примерно на 70%. По словам Дмитрия Ливча, проблема заключается в их неравномерном наполняемости. Например, в заведениях Тернопольской и Черкасской областей учится 53-57% учащихся от проектной мощности школ, тогда как Киевская и Волынская области имеют наивысшую наполняемость – 78-83%. В учреждениях профессионального и профессионально-технического образования ситуация аналогичная. Общежития наполнены примерно на 55%, что может быть потенциалом для дальнейшего использования этой сети в рамках реформы.
Другим вызовом, по словам эксперта, есть повышение престижа будущих профессиональных лицеев. По состоянию на сегодняшний день только 35% учащихся (в странах ЕС этот показатель составляет 50-70%) по окончании 9 класса выбирают продолжение обучения в учреждениях профессионально-технического или профессионального высшего образования. Однако запрос на специалистов, учитывая потребность в восстановлении страны, растет, и соответственно государству необходимо готовить большее количество специалистов рабочих профессий.
Кроме этого, несмотря на разнообразие профилей в учреждениях ФПО, 51% студентов учится по пяти наиболее распространенным отраслям: аграрные науки и продовольствие, здравоохранение, транспорт, информационные технологии, управление и администрирование. Специальность "Управление и администрирование" преподают в 337 заведениях для 45 тысяч студентов. Однако по статистике трудоустройства выпускников этой специальности составляет менее 50%, тогда как процент трудоустроенных выпускников специальностей: гражданская безопасность – 88%, автоматизация и приборостроение – 80%, - для безопасности, здравоохранения и информационных технологий – 78,9%. По мнению Дмитрия Ливча, это формирует дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
«Существует тенденция, что только 43% выпускников ЗП(ПТ)О работает по своей профессии. Причиной этого может быть то, что выпускники не хотят работать по специальности, по которой учились, или выбранная профессия не отвечает потребностям рынка, ведь запросы и потребности рынка быстро меняются с точки зрения развития технологий, инноваций и потребностей военного времени. Поэтому нужно уделять больше внимания тщательному региональному заказу», - подчеркнул Дмитрий Ливч.
Важной частью аналитического этапа разработки Стратегии внедрения реформы профильного среднего образования является прогнозируемая оценка численности и половозрастной структуры населения Украины. Оно важно для принятия взвешенных политик по реорганизации сети лицеев.
Дмитрий Шушпанов, заведующий отделом демографии Института демографии и социальных исследований имени М.В.Птухи НАН Украины, поделился, к сожалению, нелестными прогнозами по численности украинцев через 8 лет. По его словам, в Украине население будет сокращаться и устаревать, в частности, и из-за обвального падения рождаемости. Если в 2021 году было рождено 267 тыс. украинцев, то в 2023 году – только 187 тыс. Кроме того, уровень рождаемости сегодня составляет 0,8-0,9 родившихся на одну женщину.
«Сокращение рождаемости, массовая миграция младших людей еще больше усиливает старение населения, которое началось еще до полномасштабного вторжения, а сегодня к этому добавились еще и половые диспропорции из-за того, что уехало большое количество женщин. Если же говорить о возвращении мигрантов в Украину, то каждый месяц продолжения войны уменьшает вероятность их возвращения на 2%», – заявил Дмитрий Шушпанов.
По пессимистическому сценарию Института демографии и социальных исследований им.М.В.Птухи НАН Украины, количество населения в 2036 году уменьшится с 31,7 млн. человек в 2023 году до 27,6 млн. человек в 2036 году.
Следующий этап разработки стратегии внедрения реформы профильного среднего образования начнется с общественных обсуждений в регионах Украины. На мероприятиях, которые пройдут в течение двух месяцев, запланировано представить результаты аналитического этапа разработки Стратегии, демографического прогноза и вариантов политик внедрения реформы.
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу