Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Разъяснения для общин: особенности выполнения местных бюджетов в случае несвоевременного их утверждения

09.02.2023 49 0 0

Согласно статье 77 Бюджетного кодекса Украины (далее – БКУ) местные бюджеты утверждаются решением соответствующего местного совета до 25 декабря (включительно) года, предшествующего плановому.

По информации, размещенной на официальном сайте Министерства финансов Украины, по состоянию на 02 февраля 2023 утверждено 1540 бюджетов местного самоуправления на 2023 год из 1597, что составляет 96% от их общего количества.

Эксперты программы USAID DOBRE подготовили ответы на ряд вопросов от территориальных общин относительно выполнения местных бюджетов в случае несвоевременного принятия решения о местном бюджете.

В разъяснении приведены ответы на следующие вопросы:

  • в каких случаях составляется временная роспись на соответствующий период;
  • какие особенности осуществления расходов в случае несвоевременного принятия решения о местном бюджете;
  • какие документы являются основанием для использования бюджетных средств в период исполнения бюджета по временной росписи;
  • могут ли органы Казначейства прекращать регистрацию бюджетных обязательств и осуществление платежей при отсутствии утвержденных паспортов бюджетных программ.

В каких случаях составляется временная роспись на соответствующий период?

Согласно требованиям ч. 3 ст. 78 БКУ, местный бюджет выполняется по росписи, утверждаемой руководителем местного финансового органа.

Термин «роспись бюджета» употребляется в положениях БКУ в следующем значении: «документ, в котором устанавливается распределение доходов, финансирование бюджета, возврат кредитов в бюджет, бюджетные ассигнования главным распорядителям бюджетных средств по определенным периодам года в соответствии с бюджетной классификацией» (п. 46 ч .1 ст.2 БКУ).

Однако если местный бюджет не утвержден в установленный законодательством срок, то местные финансовые органы составляют и утверждают временную роспись местного бюджета.

Следует отметить, что в период действия военного положения, формирование и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством с учетом особенностей, определенных постановлением Кабинета Министров Украины от 11.03.2022 №252 «Некоторые вопросы формирования и исполнения местных бюджетов в период военного положения» (далее – Постановление №252). Названным постановлением среди прочего нормирован вопрос утверждения местных бюджетов.

Поэтому при создании в соответствии со ст. 4 Закона Украины от 12.05.2015 г. 389-VIII «О правовом режиме военного положения» военных администраций населенных пунктов, последние в сроки, установленные БКУ, утверждают местные бюджеты, составленные местными финансовыми органами (п. 1 Постановления № 252).

Местный финансовый орган с целью обеспечения исполнения не утвержденного в установленный срок местного бюджета на 2023 год и руководствуясь требованиями ч. 3 ст. 78 БКУ, п. 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 № 228 (далее – Постановление № № 228) и п. 5.8 гл. 5 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 № 938 (далее – Порядок № 938), направляет на бумажных и электронных носителях временную роспись местного бюджета органу Казначейства.

Важно! Местный финансовый орган еще до начала бюджетного года составляет, утверждает и представляет в орган Казначейства (в срок до 30 декабря) временную роспись местного бюджета, которая не принята до 25 декабря (включительно) предшествующего плановому году.

Что касается составления и выполнения временной росписи местного бюджета. Согласно п. 5 приказа Министерства финансов Украины от 28.01.2002 № 57 «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета», порядок составления и исполнения росписи соответствующего бюджета разрабатывает и утверждает местный финансовый орган. Подготовка такого порядка осуществляется в соответствии с Инструкцией о составлении и выполнении росписи Государственного бюджета Украины (далее – Инструкция), утвержденной названным приказом.

Учитывая требования п. 1.6 Инструкции, порядок составления и выполнения росписи соответствующего бюджета должен содержать нормы по:

  • утверждение росписи в месячный срок со дня принятия решения об утверждении соответствующего местного бюджета;
  • необходимости утверждения временной росписи местного бюджета до утверждения росписи.

На основании норм бюджетного законодательства подводим итоги, что временная роспись местного бюджета на соответствующий период составляется и утверждается руководителем местного финансового органа или военной администрации населенного пункта:

  • если местный бюджет не утвержден в установленный законодательством срок;
  • до утверждения росписи в соответствующий период.

 
Каковы особенности осуществления расходов при несвоевременном принятии решения о местном бюджете?

Особенности формирования поступлений и осуществления расходов местного бюджета в случае несвоевременного принятия решения о местном бюджете определены ст. 79 БКУ.
Следовательно, если до начала нового бюджетного периода не принято решение о местном бюджете, исполнительный орган местного совета имеет право осуществлять расходы местного бюджета только на цели, определенные в решении о местном бюджете на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотренные в проекте решения о местном бюджете на следующий бюджетный период, одобренном исполнительным органом местного совета и поданному на рассмотрение соответствующего местного совета.

При этом ежемесячные бюджетные ассигнования местного бюджета суммарно не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, установленных решением о местном бюджете на предыдущий бюджетный период (кроме случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 16 и ч. 4 ст. 23 БКУ, а также с учетом необходимости проведения защищенных расходов местного бюджета).

К сведению! Исключения касаются объема расходов по обслуживанию и погашению местного долга, что определено в ч. 6 ст. 16 БКУ и правил проведения расходов специального фонда бюджета - ч. 4 ст. 23 БКУ. В период действия военного положения не применяется перечень защищенных расходов, определенный в ст. 55 БКУ.

Кроме того, до принятия решения о местном бюджете на текущий бюджетный период запрещается:

  • осуществлять капитальные расходы и предоставлять кредиты из бюджета (кроме случаев, связанных с выделением средств из резервного фонда соответствующего бюджета и проведением расходов за счет трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам),
  • осуществлять местные заимствования,
  • предоставлять местные гарантии.

Следует отметить, что при составлении временной росписи должны быть учтены ограничения, установленные БКУ.

  Какие документы являются основанием для использования бюджетных средств в период исполнения бюджета по временной росписи?

Особенности составления распорядителями и получателями бюджетных средств документов, которые являются основанием для использования бюджетных средств на период выполнения местного бюджета в соответствии с временной росписью бюджета, определены в п. 45 Постановления № 228 и п. 5.8 гл. 5 Порядка №938.

Так, если бюджетная роспись на плановый бюджетный период не утвержден в установленный законодательством срок, в обязательном порядке утверждается временная роспись бюджета на соответствующий период и подается соответствующему органу Казначейства.

Местные финансовые органы доводят (письмом или иным приемлемым способом) до главных распорядителей выписки из временной росписи местных бюджетов.

Бюджетные учреждения составляют в этот период временные сметы (со справками об изменениях в них в случае их внесения), а учреждения профессионального высшего и высшего образования, научные учреждения и учреждения здравоохранения также временные планы использования бюджетных средств и временные помесячные планы использования бюджетных средств , утверждаемые их руководителями. При этом сводные временные сметы не составляются.
Получатели составляют на указанный период временные планы использования бюджетных средств, которые утверждаются их руководителями по согласованию с распорядителями, по которым они получают такие средства.

Утвержденные временные плановые документы предоставляются органам Казначейства для расчетно-кассового обслуживания распорядителей и получателей бюджетных средств в порядке установленном законодательством.

Согласно п. 5.7 гл. 5 Порядка № 938 в период до утверждения в установленном порядке смет, планов ассигнований общего фонда местных бюджетов (за исключением предоставления кредитов из местных бюджетов), планов предоставления кредитов из общего фонда местных бюджетов, планов специального фонда местных бюджетов (за исключением собственных поступлений бюджетных учреждений) и соответствующих расходов), планов использования бюджетных средств и помесячных планов использования бюджетных средств (не более 30 дней после утверждения годовой росписи ассигнований и помесячной росписи ассигнований общего фонда соответствующего местного бюджета) расходы распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств производятся в соответствии с законодательством.

По требованиям п. 5.8 гл. 5 Порядка №938 расходы за счет собственных поступлений распорядителей бюджетных средств осуществляются в пределах временных индивидуальных смет и наличных средств на специальных регистрационных счетах распорядителей бюджетных средств на основании платежных поручений и подтверждающих документов на осуществление платежа.

Важно! Расходы, осуществленные в указанный период, в обязательном порядке должны быть учтены распорядителем и получателем бюджетных средств в утвержденной смете, плане ассигнований общего фонда, плане специального фонда (за исключением собственных поступлений бюджетных учреждений и соответствующих расходов), плане предоставления кредитов из общего фонда местных бюджетов, своде характеристик специального фонда сметы распорядителей бюджетных средств, плане использования бюджетных средств и помесячном плане использования бюджетных средств, во всех сводных плановых показателях.

В случае несоответствия показателей указанных документов проведенным расходам временно приостанавливается, а документы возвращаются на доработку. В дальнейшем органы Казначейства осуществляют оплату счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с утвержденными и взятыми на учет показателями сметы, планами ассигнований общего фонда местных бюджетов (за исключением предоставления кредитов из местных бюджетов), планами специального фонда местных бюджетов (за исключением поступлений бюджетных учреждений и соответствующих) расходов), планов предоставления кредитов из общего фонда местных бюджетов, возведение показателей специального фонда сметы, планов использования бюджетных средств и помесячных планов использования бюджетных средств.

Могут ли органы Казначейства прекращать регистрацию бюджетных обязательств и осуществление платежей при отсутствии утвержденных паспортов бюджетных программ?

Сразу следует отметить, что паспорта бюджетных программ местных бюджетов в соответствии с нормами 48 и 49 статей БКУ используются органами Казначейства в процессе осуществления контрольных полномочий на этапе регистрации бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств и проведении платежей по их поручениям.

При регистрации и учете бюджетных обязательств органами Казначейства осуществляется проверка соответствия направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы (часть 5 статьи 48 БКУ). При осуществлении платежей по поручениям распорядителей и получателей бюджетных средств контролируется наличие утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (пункт 2 части 2 статьи 49 БКУ).

Согласно ч. 8 ст. 20 БКУ, главный распорядитель бюджетных средств разрабатывает и в течение 45 дней со дня вступления в силу решения о местном бюджете утверждает по согласованию с местным финансовым органом паспорт бюджетной программы. Правила составления паспортов бюджетных программ и отчетов по их выполнению устанавливаются Министерством финансов Украины.

Так, Правила составления паспортов бюджетных программ местных бюджетов и отчетов об их выполнении, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 26.08.2014 № 836 «О некоторых вопросах внедрения программно-целевого метода составления и исполнения местных бюджетов» (далее – Правила № 836).

По требованиям п. 1.2 Правил № 836 паспорта бюджетных программ составляют все главные распорядители бюджетных средств по каждой бюджетной программе, кроме бюджетных программ:

  • которые создаются в течение года из средств резервного фонда бюджета;
  • по возврату кредитов в бюджет;
  • по возмещению вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, их должностных и должностных лиц;
  • по перечислению межбюджетных трансфертов.

Главные распорядители разрабатывают проекты паспортов бюджетных программ и представляют их на согласование местному финансовому органу в течение 30 дней после вступления в силу решения о местном бюджете (п. 1.3 Правил № 836).

Один экземпляр распорядительного документа об утверждении паспортов бюджетных программ в течение трех рабочих дней передается главным распорядителем соответствующему территориальному органу Казначейства (п. 1.7 Правил № 836).

Поэтому в случае отсутствия утвержденных соответствующих паспортов бюджетных программ местных бюджетов после 45 дней со дня вступления в силу решения местного бюджета органы Казначейства принижают регистрацию бюджетных обязательств и осуществление платежей по поручениям распорядителей и получателей бюджетных средств.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу