Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Разъяснения для общин: изменения в Порядок казначейского обслуживания

27.03.2023 500 0 0

В марте постановлением №230 Правительство приняло изменения в Порядок исполнения полномочий Государственной казначейской службой в особом режиме в условиях военного положения, утвержденного Постановлением от 9 июня 2021 года №590, в соответствии с которыми расширен перечень приоритетных расходов местных бюджетов, определены особенности подписания и представления бюджета в условиях военного положения. О том, что именно в соответствии с этими изменениями необходимо учесть органам местного самоуправления в своей деятельности, говорится в разъяснении экспертов программы USAID DOBRE.
Изменения регулируют проблемные вопросы, возникающие во время казначейского обслуживания бюджетных средств в период действия военного положения путем:

  • расширение перечня платежей по расходам общего и специального фондов местных бюджетов, осуществляемых по второй очереди;
  • определение особенностей подписания плановых документов, применяемых в бюджетном процессе и изменений в них;
  • упрощение требований к представлению распорядителями (получателями) отдельных документов в органы Казначейства;
  • установление порядка составления и представления отчетности распорядителей (получателей) бюджетных средств, не осуществляющих свою деятельность в штатном режиме.

Напомним, что Порядком №590 определена, в частности, очередность осуществления органами Казначейства платежей по поручениям распорядителей и получателей средств на период действия военного положения, поскольку в указанном периоде не применяются требования статьи 55 Бюджетного кодекса Украины (далее – БКУ) о проведении защищенных расходов бюджета ( 12 п. 1 п. 22 раздела VI «Заключительные и переходные положения» БКУ).

Принятыми изменениями в Порядок №590 расширен перечень приоритетных платежей по расходам общего и специального фондов местных бюджетов, осуществляемых по второй очереди (абз. 3 – 4 п. 19 Порядка № 590). В таблице ниже приведены платежи, вошедшие в этот список.
Определены особенности подписания плановых документов, применяемых в бюджетном процессе и изменений к ним, в случае принятия решения главным распорядителем бюджетных средств относительно осуществления расходов в централизованном порядке или необходимости перераспределения бюджетных ассигнований распорядителей бюджетных средств, включенных в его сети и расположенных на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных и не осуществляют свою деятельность в штатном режиме. Документы таких распорядителей бюджетных средств могут подписываться руководителем высшего уровня и руководителем его финансового подразделения или бухгалтерской службы (п. 161 Порядка № 590).
Речь идет о новом порядке подписания плановых документов, определенных пунктами 37 и 47 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 №228 (далее – Порядок № 228).
Важно! Пунктом 37 Порядка №228 определены общие требования по подписанию смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, возведение показателей специального фонда сметы, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств, а также расчетов, обосновывающих показатели расходов бюджета и предоставление кредитов из бюджета, включаемых в смету. Указанные документы подписываются руководителем учреждения (централизованной бухгалтерии) и руководителем его финансового подразделения или бухгалтерской службы.
Пунктом 47 Порядка №228 определены общие требования по подписанию справок, составленных в случае внесения изменений в смету, план ассигнований общего фонда бюджета, план предоставления кредитов из общего фонда бюджета, план специального фонда. Соответствующие справки утверждаются в том же порядке, что и плановые документы, применяемые в бюджетном процессе.
Упрощены требования к предоставлению распорядителями (получателями) отдельных документов в органы Казначейства посредством использования системы дистанционного обслуживания «Клиент казначейства – Казначейство».
Так, расширен список документов, определенный в абз. 4 п. 20 Порядка № 590, которые в период действия военного положения могут быть поданы распорядителями (получателями) бюджетных средств в Казначейство в виде сканированной копии бумажного документа при ее подписании с использованием квалифицированной электронной подписи руководителя распорядителя (получателя) бюджетных средств.
Теперь кроме регистрационной карты (изменений к регистрационной карточке), копии учредительного документа и заявления об открытии счетов в период действия военного положения могут подаваться перечень счетов и документы для организации доступа к системе дистанционного обслуживания "Клиент казначейства - Казначейство" (при наличии заключенного договора о дистанционном расчетное обслуживание с использованием программно-технического комплекса "Клиент казначейства - Казначейство") и автоматизированной системы подние электронной отчетности клиентами Казначейства.
Установлен порядок составления и представления отчетности распорядителей (получателей) бюджетных средств, расположенных на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных и не осуществляют свою деятельность в штатном режиме (п. 24 Порядка №590).
Так что в случае невозможности представления отчетности распорядителем (получателем) бюджетных средств, расположенного на территории, на которой ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированной, распорядитель высшего уровня:
вносит в автоматизированную систему представления электронной отчетности клиентами Казначейства имеющиеся показатели бюджетной отчетности такого распорядителя (получателя) бюджетных средств, которые были предоставлены им за предыдущий отчетный период, с учетом информации о проведенных операциях за отчетный период, отраженной в бухгалтерском учете органов Казначейства на отчетную дату, и включает их в сводную бюджетную отчетность;
включает в консолидированную финансовую отчетность показатели финансовой отчетности таких распорядителей бюджетных средств, которая была представлена ими за предыдущий отчетный период.
В случае невозможности представления в органы Казначейства бюджетной отчетности главным распорядителем, распорядителем (получателем) бюджетных средств местных бюджетов, расположенных на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных, органы Казначейства в бюджетную отчетность об исполнении местных бюджетов включают показатели отчетных данных такого главного распорядителя, распорядителя (получателя) бюджетных средств местных бюджетов, представленных ими за предыдущий отчетный период и отсутствующих на дату составления отчетности в органах Казначейства.
Напомним, что именно главные распорядители определяют распорядителей низших средств, которые в своей деятельности подчинены этому распорядителю и/или деятельность которых координируется им, и получателей средств местного бюджета.
Соответственно, главные распорядители формируют сеть распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств, которые согласно решению (проекту решения) о соответствующем местном бюджете уполномочены на выполнение программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, с обязательным указанием их статуса (распорядитель бюджетных) средств или получатель бюджетных средств) и органа Казначейства, в котором они обслуживаются. Эти требования нормированы п. 4.1 главы 4 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 №938.

https://decentralization.gov.ua

1 из 1

Комментарии к материалу