Разъяснение о порядке принятия решений об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов
Разъяснения для органов местного самоуправления, военных администраций и военно-гражданских администраций о порядке принятия решений об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов во исполнение Закона Украины от 11 апреля 2023 года № 3050-ІХ «О внесении изменений в Налоговый кодекса Украины и других законодательных актов Украины об освобождении от уплаты экологического налога, платы за землю и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, за уничтоженное или поврежденное недвижимое имущество»
Решение органов местного самоуправления, военных администраций и военно-гражданских администраций об установлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов (далее – Решение) является одним из оснований для применения особенностей налогообложения платой за землю, налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка , и экологическим налогом (далее – Налоги) во время действия военного положения в Украине.
Согласно пункту 12.3 ст.12 Налогового кодекса Украины (далее – Кодекс) на территориях, где временно не осуществляют свои полномочия органы местного самоуправления, Решения вправе принимать соответствующие военные администрации и военно-гражданские администрации (далее – органы исполнительной власти).
Все принятые решения вступают в силу в соответствии с требованиями части 5 ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», а именно со дня их официального обнародования, если органом или должностным лицом не установлен более поздний срок введения этих актов в действие.
Плата за землю (земельный налог и/или арендная плата)
Решение относительно конкретного земельного участка, принятое на основании заявления налогоплательщика в орган местного самоуправления или исполнительной власти о потенциальном загрязнении земельного участка взрывоопасными предметами, является условием для освобождения от налогообложения земельных участков, непригодных для использования в связи с потенциальной угрозой загрязнения взрывоопасными предметами. (п.п. 283.2 ст. 283, п. 283-1.3 ст. 283-1, п. 288.8 ст. 288).
В соответствии с Решением определяется период освобождения от налогообложения, в частности началом этого периода является первое число месяца, на который приходится дата принятия Решения.
Решение принимается по произвольной форме, однако обязательным условиям, определенным п.п. 12.3.7 п. 12.3 ст. 12 Кодекса, есть:
- обязательное указание кадастровых номеров всех земельных участков, в отношении которых принято решение;
Решение может приниматься на период не более чем до конца текущего календарного года, в котором было подано заявление налогоплательщика.
В целях обеспечения эффективного администрирования Налогов, в т.ч. платы за землю, для идентификации «льготных» объектов налогообложения, в Решениях по каждому земельному участку должны быть указаны следующие данные:
- кадастровый номер;
- площадь;
- собственник/землепользователь или арендатор земельного участка государственной или коммунальной собственности (налоговый номер или серия (при наличии) и номер паспорта наименования (юридического лица, обособленного подразделения) или ФИО (физического лица).
В отношении каждого принятого Решения контролирующим органам по местонахождению земельных участков предоставляется информация в электронном виде в порядке и по форме, утвержденной Кабинетом Министров Украины, в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующего Решения.
Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка
Согласно п.п. 69.22 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса Решения принимаются в отношении объектов жилой/нежилой недвижимости, в том числе их долей, которые в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации повреждения, пригодные для проживания/использования по целевому назначению (соответственно) и подлежат восстановлению текущим ремонтом.
Органы местного самоуправления или исполнительной власти имеют право:
- устанавливать ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в размере меньше размера, установленного решением соответствующего органа местного самоуправления для определенного типа объектов недвижимого имущества, уплачиваемого на соответствующей территории;
- освобождать от уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
Органы местного самоуправления и исполнительной власти обязаны ежеквартально в 15-дневный срок после окончания налогового (отчетного) квартала подавать контролирующим органам по месту нахождения объекта недвижимого имущества по состоянию на первое число соответствующего квартала копии принятых решений по:
- установление ставки налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, в размере меньше размера налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, установленный решением соответствующего органа местного самоуправления для определенного типа объектов недвижимого имущества, уплачиваемого на соответствующей территории;
- освобождение от уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, объектов недвижимого имущества, которые получили незначительные повреждения в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины.
Такие решения принимаются по произвольной форме, однако приложения к решению по принятым ставкам по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, рекомендовано составлять по форме приложения 3 к Порядку и форме предоставления контролирующим органам в электронном виде информации о ставках и налоговых льготах по уплате местных налогов и/или сборов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2020 № 1330.
Кодексом предусмотрено ежеквартальное предоставление в контролирующие органы копий принятых решений. В то же время, автоматизация процессов администрирования Налогов, в т.ч. налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, требует наличия у контролирующих органов информации в электронном виде, в частности, в формате Word и/или Excel.
Учитывая указанное, рекомендуется органам местного самоуправления или исполнительной власти предоставлять в контролирующие органы не только копии принятых решений, но и электронную форму этих решений.
https://zp.tax.gov.ua
Комментарии к материалу