Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Разъяснение для общин. Оценка эффективности бюджетных программ местного бюджета во время военного положения

07.02.2023 111 0 0

Оценка эффективности бюджетных программ является важной составляющей бюджетного процесса, ведь предусматривает меры по мониторингу, анализу и контролю над целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

В консультации предоставлено разъяснение по следующим вопросам:

  • Следует ли проводить оценку эффективности бюджетных программ во время действия режима военного положения?
  • Какую методику использовать для проведения оценки эффективности бюджетных программ?
  • Какие сроки для проведения оценки бюджетных программ за 2022 год?
  • Следует ли обнародовать результаты проведенной оценки эффективности бюджетных программ?

Нормативно-правовые акты, на основе которых осуществляется оценка эффективности бюджетных программ и т.д.

Несмотря на то, что главные распорядители средств местных бюджетов, начиная с 24 февраля 2022 года, работают в условиях действия режима военного положения, оценку эффективности бюджетных программ, выполнявшихся ими в течение прошлого года, нужно проводить, поскольку пока никаких исключений в действующем законодательстве о возможности ее не проведения нет.

Обновленным Приказом Министерства финансов Украины от 26 августа 2014 № 836 «О некоторых вопросах внедрения программно-целевого метода составления и выполнения местных бюджетов» (далее – Приказ № 836) определено, что главные распорядители средств местного бюджета результаты оценки эффективности бюджетных программ представляют местному финансовому органу в течение 14 календарных дней после представления годовой отчетности, для которой Порядком №419 Госказначейства определен срок - не позднее 25 февраля следующего за отчетным годом.

Для оценки эффективности бюджетных программ используются отчеты по паспортам бюджетных программ, которые в соответствии с Приказом № 836 должны быть представлены главными распорядителями в местные финорганы в сроки, определенные для представления консолидированной годовой отчетности – то есть до 25 февраля 2023 года.

Следовательно, главные распорядители должны определиться со сроками проведения оценки эффективности своих бюджетных программ по итогам 2022 года таким образом, чтобы представить ее результаты местным финансовым органам не позднее 11 марта 2023 года.

Следует отметить, что в настоящее время единой методики для оценки эффективности бюджетных программ, выполняемых распорядителями средств местных бюджетов, нет.

Как правило, такая оценка проводится по усовершенствованной Методике осуществления сравнительного анализа эффективности бюджетных программ, которая приведена в Письме Министерства финансов Украины от 19.09.2013 г. № 31-05110-14-5/27486).

Указанная методика использует одинаковый алгоритм сравнения плановых и фактически выполненных результативных показателей (эффективности и качества) бюджетной программы за отчетный и предыдущий периоды на основе формульного подхода.

Вместе с тем, главным распорядителям средств бюджетов территориальных общин, расположенных на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, близкие к зоне боевых действий, временно оккупированных Российской Федерацией, то есть тем, у кого выполненные программы бюджета 2022 значительно отличаются от предыдущего 2021 года, целесообразно для оценки своих бюджетных программ руководствоваться рекомендациями Приказа Министерства финансов Украины № 608 от 17.05.2011 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению оценки эффективности бюджетных программ» (с изменениями, внесенными согласно Приказу Министерства финансов № 13 от 12.01.2011). ) (далее – Приказ № 608).

Согласно Приказу № 608 главный распорядитель самостоятельно определяет:

  • объем и структуру информации для оценки;
  • источники информации;
  • технологию обработки и анализа полученной информации

Таким образом, главный распорядитель может оценить выполнение своих программ только за 2022 год (без сравнения с предыдущим 2021 годом) осуществив анализ:

  • соответствия бюджетной программы нормативно-правовым актам, из которых предусматривалось ее выполнения;
  • цели, задач и направлений использования бюджетных средств по реалистичности и направленности на результат;
  • объемов кассовых расходов из бюджета (сравнить отраженные в отчете о выполнении паспорта бюджетной программы с первоначальными объемами, утвержденными паспортом бюджетной программы с объяснением причин отклонения);
  • обязательств и состояния расчетов по ним;
  • по источникам поступлений специального фонда, в том числе по собственным поступлениям:

- анализ остатков на начало и конец года с объяснением причин их наличия;
- анализ фактических и плановых поступлений с объяснением причин отклонений;

  • результативных показателей бюджетной программы по направлениям использования бюджетных средств (плановых, утвержденных паспортом бюджетной программы на 2022 год до достигнутых по итогам года в соответствии с отчетом о выполнении паспорта бюджетной программы с объяснением причин разногласий по каждому показателю отдельно); кредиторской задолженности, в том числе задавленных, с указанием причины наличия или увеличения объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, в том числе задавленных).

По итогам проведенной оценки обязательно нужно указать:

  • объемы выявленных финансовых нарушений, если они были допущены по бюджетной программе (в том числе приведших к потерям финансовых и материальных ресурсов и тех, что не привели к потерям финансовых и материальных ресурсов);
  • объемы возмещенных потерь финансовых и материальных ресурсов;
  • объемы устраненных других финансовых нарушений.

Сформированные обобщенные результаты оценки бюджетной программы нужно предоставить любым возможным способом в местный финансовый орган до 11 марта 2023 года. При этом обмен информацией между местным финорганом и главным распорядителем средств может происходить в том числе через ИАС «LOGICA».

  Напоминание: В Минфин результаты оценки эффективности бюджетных программ местными финорганами не направляются – это собственные документы главного распорядителя средств и территориального общества.

  Согласно абзацу 1 пункта 22 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины, в условиях военного положения не применяются требования части 5 статьи 28 настоящего Кодекса об обнародовании главными распорядителями бюджетных средств результатов оценки эффективности бюджетных программ за отчетный бюджетный период (в двухнедельный срок после представление годовой бюджетной отчетности).

То есть, главным распорядителям средств бюджетов территориальных общин не нужно обнародовать результаты проведенной оценки эффективности бюджетных программ, которые выполнялись ими в 2022 году, поскольку режим действия военного положения продолжается.

Также в условиях военного положения с учетом не применения требований части 5 статьи 28 Бюджетного кодекса Украины главные распорядители средств местных бюджетов:

  • не осуществляют публичное представление (до 15 марта года, следующего за отчетным) информации о выполнении своих бюджетных программ,
  • не обнародуют другую информацию, определенную частью 5 статьи 28 БКУ, а именно: паспорта бюджетных программ и отчеты об их исполнении.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу