Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является важной юридической процедурой для всех украинцев. Если ваше жилье было построено до 2013 года, следует внести сведения о нем в Государственный реестр прав на недвижимое имущество (ДРРП).
Этот важный шаг позволит получить ряд преимуществ, а именно:
1. Юридическая защищенность – официальная регистрация подтверждает ваши права на недвижимость, что защищает вас от возможных попыток обжалования права собственности другими лицами.
2. Правовая определенность – регистрация обеспечивает ясность в правовом статусе собственности, что важно при заключении сделок, таких как купля-продажа, дарение или наследование.
3. Возможность совершения сделок – без регистрации права собственности вы не сможете законно продавать, сдавать в аренду или передавать недвижимость по наследству.
4. Доступ к кредитованию – многие банки требуют документального подтверждения права собственности на предоставление кредитов под залог недвижимости.
5. Участие в государственных программах – регистрация необходима для участия в различных государственных программах, связанных с недвижимостью. Например, по возобновлению имущества и получению компенсации за разрушенное имущество.
6. Официальные данные – регистрация обеспечивает внесение информации о вашем праве собственности в Государственный реестр, что важно для статистики и правозащитной деятельности.
К кому обратиться, чтобы зарегистрировать вещное право на недвижимое имущество?
Место регистрации вещного права на недвижимое имущество в Украине достаточно дифференцированным, поэтому граждане имеют право самостоятельно его избрать из существующего перечня:
Какие документы необходимы для регистрации права на недвижимость в Украине?
Чтобы зарегистрировать право собственности на недвижимость в Украине необходимо иметь:
1. Заявление на регистрацию, которое должно быть оформлено по установленной форме в Государственном реестре прав.
2. Документ, подтверждающий право собственности. Это может быть договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследстве или другой документ, подтверждающий право на недвижимость.
3. Технический паспорт – документ, содержащий характеристики недвижимого имущества.
4. Паспорт и регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика.
5. Документ об оплате административного сбора (квитанция). Если имущество зарегистрировано до 01.01.2013, процедура бесплатная.
6. Дополнительные документы. Если недвижимость оформлена на нескольких владельцев, могут потребоваться их подписи и согласия, справки, заверенные в установленном законодательством порядке, копии документов и т.п.
Перед подачей документов рекомендуем проверить актуальные требования, ведь список может изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств и типа недвижимости.
Неправильное оформление документов при регистрации права собственности на недвижимость может привести к следующим негативным последствиям:
1. Отказ в государственной регистрации. Причиной этого, в частности, может быть:
2. Судебные споры – неправильное оформление может вызвать споры с другими сторонами.
3. Финансовые потери на исправление ошибок, судебное собрание и прочее.
4. Неопределенность правового статуса – неправильное оформление может привести к юридической неопределенности, что усложнит дальнейшие сделки с недвижимостью (например, продажа или аренда).
Какие сроки проведения регистрационных действий и предоставления информации из Государственного реестра прав?
Регистрация прав проводится в день внесения соответствующего заявления в Государственный реестр прав, за исключением случаев, предусмотренных Законом Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений». Общий срок проведения процедуры не превышает пяти рабочих дней с момента регистрации заявления в реестре.
Предоставление информации из Государственного реестра прав в электронном формате осуществляется в режиме реального времени.
Если в Государственном реестре прав уже зарегистрированы другие заявления относительно этого объекта недвижимости, срок регистрации определяется со дня принятия государственным регистратором решения о регистрации прав или об отказе в такой регистрации относительно заявления, поданного ранее.
Какова стоимость проведения регистрационных действий и предоставления информации из Государственного реестра прав?
За государственную регистрацию права собственности взимается административный сбор в размере 0,1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Если граждане желают сократить 5-дневный срок ожидания, это будет стоить:
Более подробно ознакомиться с тарифами на услуги по проведению регистрационных действий можно в статье 34 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон).
От уплаты административного сбора за вышеупомянутые регистрационные действия освобождаются:
1) физические и юридические лица – при проведении государственной регистрации прав, возникших и оформленных до проведения государственной регистрации прав в порядке, определенном Законом (до 01.01.2013).
2) граждане, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы;
3) лица с инвалидностью в результате Второй мировой войны, лица из числа участников антитеррористической операции, участников осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии российской федерации в Донецкой и Луганской областях, которым предоставлен статус лица с инвалидностью в результате войны или участника боевых действий, и семьи воинов, и семьи воинов ( приравнены к ним в установленном порядке лица;
4) лица с инвалидностью I и II групп;
5) граждане Украины, объект недвижимого имущества которых уничтожен в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией российской федерации против Украины и т.д.
Информация по состоянию на 05.05.2025
https://www.kmu.gov.ua