Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

По инициативе профсоюзной стороны начаты переговоры по определению размера минимальной заработной платы в 2025 году

29.05.2024 15 0 0

В соответствии с нормами национального законодательства (в частности, статьи 10 Закона Украины «Об оплате труда») и договоренностями действующего Генерального соглашения, 27 мая 2024 г. по инициативе профсоюзной Стороны состоялось заседание совместной рабочей комиссии полномочных представителей Сторон по подготовке предложений по установлению размера минимальной заработной платы на 2025 год.

 Справка: СПО объединений профсоюзов письмом от 02.04.2024 № 01-13/255-спо инициировал перед Минэкономики и СПО стороны работодателей начало переговоров об установлении размера минимальной заработной платы на 2025 год с целью своевременной подготовки и подачи консолидированных Украины на 2025-2027 годы и Государственный бюджет Украины на 2025 год.

Во время заседания заслушан представитель Минэкономики относительно прогнозных макроэкономических показателей развития экономики Украины на 2025-2027 годы. Так, Минэкономики пересмотрело прогноз, обнародованный в октябре 2023 года, а соответственно и скорректировало показатели, одобренные ПКМУ от 15 декабря 2023 г. № 1315. Обновленные показатели заложены в проект Бюджетной декларации на следующий бюджетный период, которая уже подана на рассмотрение в Кабинет Министров Украины.

В частности, ожидается рост ВВП по итогам 2024 года на уровне 3,5% и в 2025 году на 6% (против прогнозируемого роста в 2024 г. на 4,6% и в 2025 г. на 6,8% в соответствии с ПКМУ от 15 декабря 2023 г. (№ 1315); инфляция (декабрь к декабрю) в 2024 году составит 8,3%, в 2025 году – 8,9%.

Представленный Минэкономики сценарий прогноза включает предположения, которые МВФ взял под свой базовый сценарий прогноза для Украины. Министерство делает и альтернативные сценарии (другие предположения – другой прогноз, больше рисков – более низкий прогноз роста ВВП). Среди рисков военного времени, в частности, отдельные логистические проблемы, невозвращение беженцев из-за границы и нехватка рабочих кадров; разрушение энергетического сектора.

Стороны озвучили свои предложения по определению размера основной государственной социальной гарантии в условиях военной агрессии России и нанесенного огромного удара экономике Украины.

Представитель Минсоцполитики отметила, что, по подсчетам Минсоцполитики, фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц в 2025 году составит 9639 грн (в ценах апреля 2024 года этот показатель составил 8611 грн) и размер минимальной заработной платы должен быть не ниже этого показателя, однако решение относительно повышение минимальной заработной платы необходимо принимать с учетом реалий и возможностей бюджета.

Представитель Минфина доложил, что, учитывая финансовые возможности Госбюджета, ситуацию в стране и другие факторы, в представленном в КМУ проекте Бюджетной декларации учтено установление минимальной заработной платы на 2025 год на уровне 8000 грн. Относительно размера должностного оклада (тарифной ставки) работника I тарифного разряда ЕТС – на 2025 год он прогнозируется на уровне декабря 2024, который будет определен в конце текущего года.

Александр ШУБИН, первый заместитель Председателя СПО объединений профсоюзов отметил, что понимая, что мы находимся в кризисной ситуации, Профсоюзная сторона предлагает искать решение по установлению размера минимальной заработной платы между двумя показателями: фактическим размером прожиточного минимума для трудоспособных лиц с учетом прогнозного индекса потребительских цен, озвученный в ходе переговоров Минсоцполитики (9639 грн в 2025 г.), а также размером 50% от прогнозной среднемесячной заработной платы работников на конец 2024 года (по предварительным расчетам профсоюзов – 10 905 грн).

Такое предложение учитывает:

  • Договоренности действующего Генугодия при определении размера минимальной заработной платы ориентироваться на фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  • принятая в 2022 году Директива (ЕС) 2022/2041 об адекватной минимальной заработной плате в Европейском Союзе и договоренности действующего Генугодия по обеспечению соотношения минимальной заработной платы к среднемесячной заработной плате на уровне 50% на конец года.

Вместе с тем, в феврале т.г. Административным Советом МОТ достигнута договоренность по определению понятия «living wage» как уровня заработной платы, необходимого для обеспечения достойного уровня жизни работников и их семей, с учетом обстоятельств в стране и рассчитанного за работу, выполняемую в течение нормальной продолжительности рабочего дня.

Также Александр Шубин отметил необходимость:

  • выравнивание должностного оклада (тарифной ставки) работника и т.Р. ЕТС и минимальной заработной платы, что будет способствовать отвязке других несвойственных платежей от прожиточного минимума, по крайней мере, для трудоспособных лиц и завершению реформы, начатой ​​Минсоцполитики и поддержанной Комитетом ВРУ по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов;
  • продолжение работы по оптимизации структуры и механизма определения минимальной заработной платы, которую Минэкономики начало в 2021 году при участии социальных партнеров, в частности, по выполнению договоренности Генерального соглашения;
  • актуализации минимальной заработной платы в течение 2025;
  • усиление роли коллективно-договорной составляющей. Директивой (ЕС) 2022/2041 об адекватной минимальной заработной плате в Европейском Союзе рекомендуется, в частности, обеспечить охват более 80% работающих коллективными договорами и соглашениями, в которых устанавливаются размер минимальной заработной платы и другие системы оплаты труда. С этой целью необходимо отменить п. 5 Переходных положений Закона Украины от 6 декабря 2016 г. № 1774-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» о запрете использования минимальной заработной платы в качестве расчетной величины для колдоговоров, что будет способствовать увеличению поступлений в бюджеты секторов, которые могут работать и платить более высокие зарплаты.

В то же время заместитель Председателя СПО работодателей Сергей БИЛЕНЬКИЙ высказался за повышение минимальной заработной платы в 2025 году до 8500 гривен (на 6% - 8,5% от текущего уровня в соответствии с инфляционными ожиданиями и возможностями государства). В то же время было предложено вернуться к переговорам по установлению размера минимальной заработной платы в 2025 году в случае положительных тенденций в экономике.

Департамент по бюджету и оплате труда

Комментарии к материалу