Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Платные социальные услуги: кто, за что и сколько должен платить?

22.12.2023

С 2020 года предоставление социальных услуг передано на уровень общин. И совсем не очевидно, откуда брать средства на оплату этих услуг для отдельных категорий получателей. В каких случаях социальные услуги могут быть платными и как рассчитывается дифференцированная плата за них, — разъясняют эксперты U-LEAD.

За предоставление социальных услуг всегда кто платит. В большинстве случаев – государство и органы местного самоуправления. Поэтому у получателей складывается ложное впечатление об их бесплатности.

Тем не менее, механизмы финансирования социальных услуг достаточно сложны. В каких случаях социальные услуги могут быть платными и как рассчитывается их стоимость – обсудили на информационной сессии на базе Житомирского Регионального офиса Программы U-LEAD.

«То, что соцуслуги с 2020 года переданы на уровень общин, обуславливает дополнительную нагрузку на местные бюджеты. Возникает вопрос, как их предоставление должно финансироваться. Ведь поставщики услуг не работают бесплатно. Так что за внедрением платных социальных услуг будущее, которое начинается уже сегодня», - отмечает советник по вопросам децентрализации и местного самоуправления Житомирского регионального офиса «U-LEAD с Европой» Валерий Микулич.

В ходе краткого опроса почти 200 участников мероприятия во главу угла среди преимуществ введения платных социальных услуг представители общин поставили справедливый подход к оплате. На второе – получение дополнительного финансового ресурса обществом, а на третье – повышение качества социальных услуг.

«К сожалению, в наших реалиях средств в местных бюджетах больше не становится, а количество получателей социальных услуг постоянно растет. Поэтому возникает вопрос качественного и эффективного расходования. Общества должны понимать как можно точнее, сколько у них есть жителей, нуждающихся в социальных услугах и каких именно», - отмечает советник по вопросам муниципальных финансов и управления Черновицкого регионального офиса U-LEAD Дмитрий Прокопец.

  Для кого социальные услуги бесплатны?

Согласно закону бесплатно (т.е. за счет бюджетных средств) все социальные услуги предоставляются следующим категориям независимо от дохода получателя:

  • лицам, пострадавшим от торговли людьми;
  • лицам, пострадавшим от домашнего насилия или насилия по признаку пола;
  • детям с инвалидностью;
  • лицам с инвалидностью I группы;
  • детям-сиротам;
  • детям, лишенным родительской опеки;
  • семьям опекунов, попечителей, приемным семьям;
  • детским домам семейного типа;
  • семьям патронатных воспитателей;
  • лицам, нанесенным вред пожаром, стихийным бедствием, катастрофой, боевыми действиями, террористическим актом, вооруженным конфликтом, временной оккупацией.

Также за счет бюджета (т.е. бесплатно для получателей) социальные услуги предоставляются бесплатно, если их совокупный среднемесячный доход составляет менее двух прожиточных минимумов для соответствующей категории лиц.

Когда социальные услуги становятся платными?

Если совокупный среднемесячный доход получателя социальных услуг больше двух прожиточных минимумов, но меньше 4-х, то такие услуги предоставляются за счет получателя или третьих лиц с установлением дифференцированной платы за социальные услуги.

Также плата за социальные услуги для таких лиц может устанавливаться, если услуги предоставляются сверх объемов, определенных государственными стандартами.

Кроме того, если к предоставлению социальных услуг привлекаются негосударственные поставщики услуг через использование механизмов социального заказа или государственно-частного партнерства, социальных программ, то оплата таких услуг осуществляется путем установления компенсации поставщикам стоимости таких услуг.

«За привлечением поставщиков социальных услуг из негосударственного сектора большое будущее. Это здоровая конкуренция, ведущая к повышению качества предоставления социальных услуг. Именно с установления дифференцированной платы и начинается справедливый подход к оплате за предоставление социальных услуг. Ведь именно дифференциация – это установление разного подхода к оплате при разных условиях (доходов, составе семьи и др.) в положении получателя социальных услуг», - отмечает советница по вопросам муниципальных финансов и управления Ивано-Франковского офиса U-LEAD Оксана Швец.

Дифференцированная оплата в понимании закона – это часть стоимости социальных услуг, уплачиваемая предоставлятелю получателем услуг. Устанавливается дифференцированная плата за предоставление социальных услуг только в объеме, определенном государственными стандартами. Ведь за услуги, предоставленные сверх государственных стандартов, идет их полная оплата.
 
Кем устанавливается плата и как исчисляется?

Дифференцированная плата за предоставление социальных услуг устанавливается:

  • Органом, принимающим решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальных услуг
  • Предоставителем социальных услуг (например, Территориальными центрами социального обслуживания, центрами предоставления социальных услуг)

Решение об установлении платы принимается при рассмотрении заявления предоставления социальных услуг. Устанавливается дифференцированная плата за предоставление социальных услуг с даты заключения договора таких услуг, в котором обязательно указываются источники (это дифференцированная плата, полная или за счет бюджетных средств) и способ оплаты.

Размер дифференцированной платы за предоставление социальных услуг, кроме стационарного и паллиативного ухода, никогда не превышает предельную величину. Он устанавливается на уровне 75% от стоимости предоставляемых социальных услуг, если такая стоимость не превышает предельную величину.

Дифференцированная плата за предоставление социальных услуг стационарного и паллиативного ухода устанавливается:

  • в размере 80% среднемесячного совокупного дохода получателя услуг;
  • в размере 80% стоимости предоставленных социальных услуг, если такая стоимость не превышает 80% среднемесячного совокупного дохода получателя услуг.

Эксперты также акцентируют внимание на том, что сегодня для корректного исчисления дифференцированной платы нужно понимать под предельной величиной – разницу между среднемесячным совокупным доходом получателя социальных услуг и 2-мя размерами прожиточного минимума для соответствующей категории лиц.

Также следует учитывать, что на сегодняшний день изменился подход к определению среднемесячного совокупного дохода семьи получателя в расчете на одного члена семьи. Отныне он определяется путем автоматизированного обмена имеющимися данными между информационно-телекоммуникационными системами органов власти, предприятий, учреждений, организаций за один квартал, предшествующий месяцу, предшествующему месяцу обращения (п.5 ст. 28 Закона Украины «О социальных услугах») изменениями от 14.04.2022 г.).

Кроме того, при определении размера дифференцированной платы за предоставление социальных услуг в состав семьи получателя включаются лица, совместно проживающие с получателем социальных услуг; ведут общий быт с получателем социальных услуг; имеют взаимные права и обязанности и соединены с получателем услуг из брака, кровного родства, усыновления, других основаниях, которые запрещены законом.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.04.2025
Письмо ПФУ: О расчете пособия по временной нетрудоспособности по совместительству
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ ПЕНСІЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ, СТРАХОВИХ ВИПЛАТ, СОЦІАЛЬНИХ ПОСЛУГ, ЖИТЛОВИХ СУБСИДІЙ ТА ПІЛЬГ   ЛИСТ від 28.03.2025 р. № 2800-030401-8/20889   (Витяг)   Розглянувши [...] запит [...] щодо розрахунку допомоги по тимчасовій непрацездатності за суміс...
01.04.2025
Правительство упростило порядок получения пенсий и страховых выплат для ВПЛ, украинцев за границей и на ВОТ
Ранее некоторые категории пенсионеров, а именно лица, получившие справку ВПЛ до 24 февраля 2022 года, и граждане, выехавшие за границу после этой даты или проживающие на временно оккупированных территориях (ТОТ), имели отдельный алгоритм получения пенсионных выплат. Это усложняло получение средств. ...
04.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (31.03.2025 - 04.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Больничный начался в день увольнения: что с ЕСВ? Согласно ст. 40 Кодекса законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года № 322-VІІІ с изменениями и дополнениями (далее – КЗоТ) не допускается увольнение работника по инициативе владельца или уполномоченного ...
Новое
01.07.2025
Может ли страхователь исправить ошибки в отчетности по суммам начисленного ЕСВ за периоды, по которым истек срок исковой давности?
Главное управление ГНС в Херсонской области, Автономной Республике Крым и г. Севастополе информирует об исправлении страхователем ошибки в отчетности о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее – единый взнос) за периоды, по которым ис...
01.07.2025
Утверждены Методические рекомендации по оценке результатов служебной деятельности служащих местного самоуправления
Приказом НАГС от 24 июня 2025 г. № 80-25 утверждены Методические рекомендации по оценке результатов служебной деятельности служащих местного самоуправления. Документ наработан в рамках Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления». Обращаем внимание, что применение методич...
01.07.2025
Письмо Минсоцполитики: Об аттестации социальных работников, других специалистов, оказывающих социальные и реабилитационные услуги
МІНІСТЕРСТВО СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ   ЛИСТ від 10.06.2025 р. № 5305/0/97-25/316   Департамент розгляду звернень громадян та контролю виконання документів разом із Директоратом розвитку соціальних послуг Міністерства соціальної політики України розглянув запит [...] повідомляє. &...