Относительно особенностей осуществления публичных закупок на период действия правового режима военного положения и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены
Министерство экономики Украины как Уполномоченный орган, осуществляющий регулирование и реализующую государственную политику в сфере закупок согласно пункту 4 постановления Кабинета Министров Украины от 12.10.2022 № 1178 “Об утверждении особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины “О публичных закупки”, на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены” (далее - постановление № 1178, Особенности), на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок о порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг согласно особенностям, сообщает. Пунктом 37 раздела Х "Заключительные и переходные положения" Закона Украины "О публичных закупках" (далее - Закон) установлено, что на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращение или отмена особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных настоящим Законом, определяются Кабинетом Министров Украины с обеспечением защищенности таких заказчиков от военных угроз.
С 19.10.2022 на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, заказчики, которые 2 обязаны осуществлять публичные закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом, проводят закупки в соответствии с Законом с учетом Особенностей.
Относительно осуществления закупок, необходимых для борьбы с COVID-19
Пункт 31 раздела X "Заключительные и переходные положения" Закона регулирует закупки товаров, работ и услуг на период действия карантина, установленного Кабинетом Министров Украины в соответствии с Законом Украины "О защите населения от инфекционных болезней", и необходимых для выполнения мер, направленных на предотвращение возникновения и распространение, локализацию и ликвидацию вспышек, эпидемий и пандемий коронавирусной болезни (COVID-19).
Карантин через COVID-19 на всей территории Украины продлен до 31 декабря 2022 года согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 19.08.2022 № 928 “О внесении изменений в распоряжение Кабинета Министров Украины от 25 марта 2020 г. № 338 и постановления Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2020 г. № 1236”. В свою очередь, пункт 37 раздела X "Заключительные и переходные положения" Закон регулирует публичные закупки на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены с особенностями их осуществления для заказчиков, предусмотренных Законом, определенных постановлением № 1178.
Следовательно, вышеупомянутые нормы Закона определяют правила осуществления закупок с учетом тех событий, в связи с которыми они приняты. Поэтому при осуществлении закупок, необходимых для борьбы с COVID-19, заказчик руководствуется пунктом 31 раздела X "Заключительные и переходные положения" Закона, устанавливающего регулирование на период действия установленного Кабинетом Министров Украины карантина, согласно Закону Украины "О защите населения от инфекционных болезней", способом, предусмотренным для соответствующего случая.
О планировании закупок и отражении их в годовом плане
В соответствии с пунктом 14 Особенностей закупка в соответствии с этими особенностями осуществляется заказчиком на основании имеющейся потребности или в случае плановой потребности в следующем году (плановых потребностей последующих периодов).
Планируемая закупка включается в годовой план закупок заказчика в соответствии со статьей 4 Закона.
3 Предмет закупки определяется заказчиком в соответствии с требованиями Закона и Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 15 апреля 2020 г. № 708 (далее – приказ № 708).
В связи с изменениями законодательства, происходившими во время правового режима военного положения, закупки осуществлялись заказчиком в порядке и в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулировавшими соответствующие вопросы (в частности постановлениями Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2022 г. № 169 Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения (с изменениями) (далее - постановление № 169), от 02.03.2022 № 185 Некоторые вопросы осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения насущных потребностей функционирования государства в условиях военного положения (с изменениями) и др.), и Законом.
При этом, поскольку особенностями предусмотрена возможность планирования закупки по имеющейся потребности, заказчик может определять предмет закупки по такой необходимости до конца текущего года. В то же время заказчику следует учитывать, что планирование на следующий год осуществляется исходя из годовой потребности и учитывая, что согласно пункту 6 Особенностей заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры закупки открытые торги/использование электронного каталога (в случае закупки товара), определенной особенностями.
Водновременно согласно пункту 15 Особенностей если у заказчика возникла дополнительная потребность (которую заказчик не мог предусмотреть на момент совершения закупки по тождественному предмету закупки) в осуществлении закупки по предмету закупки, закупка по которой уже была осуществлена в текущем году, ожидаемая стоимость такого предмета закупки не прилагается к ожидаемой стоимости тождественного предмета закупки (тождественных предметов закупок), закупка которых была произведена; заказчик выбирает вид закупки такого предмета закупки с учетом стоимостных границ, определенных особенностями.
При этом тождество определяется по показателю соответствующей цифры Единого закупочного словаря с учетом приказа №708.
Таким образом, планирование заказчиком закупок до конца текущего года осуществляется с учетом предыдущих действий такого заказчика с учетом действующего в соответствующий период законодательства.
Относительно закупок обособленными подразделениями (филиалами и представительствами)
4 В соответствии с пунктом 15 Особенностей по решению заказчика его обособленное подразделение может осуществлять закупку самостоятельно для удовлетворения своих потребностей. В таком случае предмет закупки определяется заказчиком отдельно для обособленного подразделения. Информация о необходимости закупки, которая должна быть осуществлена обособленным подразделением, носится к годовому плану заказчика.
Понятия обособленных подразделений содержат Гражданский и осподарский кодексы Украины (далее - ГКУ, ХКУ).
Согласно статье 95 ГКУ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождение и осуществляющее все или часть его функций. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, которое находится вне его местонахождение и осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица Филиалы и представительства не являются юридическими лицами.
Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденного им положения. Руководители филиалов и представительств назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.
Сведения о филиалах и представительствах юридического лица включаются в единый государственный реестр.
Вместе с тем, согласно статье 55 ХКУ субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, осуществляющих хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных
прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам внутри этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Субъектами хозяйствования являются, в частности, хозяйственные организации – юридические лица, созданные в соответствии с ГКУ, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ГКУ, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке. Субъекты хозяйствования, указанные в пункте первой части второй статьи 55 ХКУ, вправе открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.
Учитывая изложенное филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц могут осуществлять закупку товаров, работ и услуг самостоятельно для удовлетворения собственных потребностей, при наличии решения заказчика - юридического лица. В таком случае предмет закупки определяется заказчиком отдельно для обособленного подразделения, а способ закупки выбирается в зависимости от стоимостных пределов предмета закупки, определенного для обособленного подразделения.
5 При этом учитывая требования статей 4, 11 Закона и пункт 15 Особенностей, информация о необходимости закупки, которая должна быть осуществлена обособленным подразделением, вносится как в годовой план обособленного подразделения, так и в годовой план заказчика.
В то же время обращаем внимание, что указанное положение Особенностей не распространяется на внутренние подразделения (отделы, управления, департаменты и т.д.) в структуре заказчика, которые не являются обособленными согласно требованиям действующего законодательства.
Относительно закупок по запросу цены предложения
В случае осуществления закупки товара, стоимость которого составляет или превышает 100 тыс. гривен, с использованием электронного каталога, заказчик производит отбор поставщика путем запроса цены предложений поставщиков в соответствии с Порядком формирования и использования электронного каталога, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2020 г. №822.
При этом Особенности не содержат предела для использования электронного каталога.
В случае, когда закупка с применением электронного каталога не состоялась или профиль товара содержит только одно предложение поставщика, заказчик осуществляет закупку путем применения открытых торгов в порядке, определенном Особенностями, или путем запроса цены предложения поставщика в электронном каталоге в соответствии с Порядком формирования и использования электронного каталога, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2020 г. № 822, с учетом особенностей.
Таким образом, в случае если закупка товара, стоимость которого ст.обновляет или превышает 100 тыс. гривен, не состоявшемся путем запроса цены предложения поставщика, заказчик может повторно осуществить запрос цены предложения поставщика или применить открытые торги, порядок проведения которых определен Особенностями. В свою очередь, при отмененно открытых условиях торги из-за отсутствия участника процедуры закупки (участников процедуры закупки), приобретение может осуществляться путем заключения договора о закупке в соответствии с подпунктом 6 пункта 13 Особенностей.
Относительно цены тендерного предложения, которая выше ожидаемой стоимости предмета закупки
6 Пунктом 28 Особенностей предусмотрено право заказчика установить в тендерной документации возможность для участника подавать тендерное предложение с ценой, превышающей стоимость предмета закупки.
Если заказчик позволяет подавать участнику такое тендерное предложение, он должен указать в тендерной документации о приемлемом проценте превышения цены тендерного предложения участника процедуры закупки над ожидаемой стоимостью предмета закупки, определенной заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов.
Приемлемый процент превышения рассчитывается самостоятельно заказчиком, с учетом возможностей для дальнейшей оплаты закупки (выделение дополнительных средств или перераспределения сэкономленных средств и т.п.).
Указанное положение предусмотрено особенностями для обеспечения возможности осуществления закупки с учетом роста цен на соответствующем рынке под влиянием объективных обстоятельств, которые могут происходить во время проведения открытых торгов заказчиком.
Если заказчик не указал о принятии к рассмотрению тендерного предложения, цена которого выше, чем ожидаемая стоимость предмета закупки, определенная заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, и/или не указал приемлемый процент превышения, или процент превышения больше, чем указанный заказчиком в тендерной документации, то заказчик отклоняет такое тендерное предложение в соответствии с абзацем пятым подпунктом 2 пункта 41 Особенностей.
Относительно квалификационных критериев
Пунктом 29 Особенностей установлено, что в случае проведения открытых торгов в соответствии с Особенностями закупки твердого топлива, бензина, дизельного топлива, природного газа, газа сжиженного для автомобильного транспорта, газа сжиженного для коммунально-бытового потребления и промышленных целей, электрической энергии положения пунктов 1 и 2 части второй статьи 16 Закона заказчиком не применяются.
Следовательно, в данном случае заказчик не устанавливает и не требует от участников процедуры закупки наличия оборудования, материально-технической базы и технологий, а также работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт в качестве квалификационных критериев. Другие квалификационные критерии, такие как наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного (аналогичных) по предмету закупки договора (договоров); 7 наличие финансовой способности, подтверждаемой финансовой отчетностью,
что определенные пунктами 3 и 4 части второй статьи 16 Закона могут применяться по решению заказчика.
В то же время, пунктом 45 Особенностей предусмотрено, что при осуществлении закупки товаров заказчик может не применять к участникам процедуры закупки квалификационные критерии, определенные статьей 16 Закона.
При закупке услуг или работ заказчик требует от участников процедуры закупки представления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационному критерию (квалификационным критериям) в соответствии со статьей 16 Закона.
Следовательно, постановлением № 1178 определен особый подход к установлению квалификационных критериев к участнику и предоставлено право заказчику самостоятельно определять потребность в необходимости их применения в случае приобретения товара (кроме предусмотренных пунктом 29 Особенностей).
Относительно требований статьи 17 Закона
Исходя из пункта 44 Особенностей, документы требуются только от победителя процедуры закупки. От участника процедуры закупки при подаче тендерного предложения требуется подтвердить отсутствие оснований, указанных в части первой статьи 17 Закона (кроме пункта 13 части первой статьи 17 Закона), путем самостоятельного декларирования, технически реализуемого в электронной системе закупок.
При этом отмечаем, что на Инфобоксе, который администрирует Государственное предприятие "Прозорро" по ссылке: https://cutt.ly/81cFszy размещены материалы по реализации в электронной системе закупок требований статьи 17 Закона.
Так, победитель процедуры закупки в срок, не превышающий четыре дня с даты обнародования в электронной системе закупок уведомления о намерении заключить договор о закупке, должен предоставить заказчику путем обнародования в электронной системе закупок подтверждающие документы
отсутствие оснований, определенных пунктами 3, 5, 6 и 12 части первой статьи 17 Закона.
При этом заказчик не требует документального подтверждения публичной информации, обнародованной в форме открытых данных согласно Закону Украины “О доступе к публичной информацииормации” и/или содержится в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым свободен, или публичной.
информации, доступной в электронной системе закупок, кроме случаев, когда доступ к такой информации ограничен на момент обнародования объявления о проведении открытых торгов.
Справочно: на информационном ресурсе Уполномоченного органа по ссылке: http://surl.li/dnlzj размещено письмо Минэкономики от 23.06.2022 № 3323-04/40967-06 "О применении статьи 17 Закона в связи с введением военного положения".
О сроке действия договора о закупке
Пунктом 17 Особенностей определено, что договор о закупке по результатам проведенной закупки согласно пунктам 10 и 13 Особенностей заключается в соответствии с Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины с учетом положений статьи 41 Закона, кроме частей третьей – пятой, седьмой и восьмой статьи 41 Закона, и особенностей.
Согласно статье 180 ХКУ хозяйственный договор считается заключенным, если между сторонами в предусмотренных законом порядке и форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. Существенными являются условия, признанные такими по закону или необходимые для договоров данного вида, а также условия, по которым по требованию одной из сторон должно быть достигнуто согласие. При заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора. Согласно статье 631 ГКУ, сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и выполнить свои обязанности в соответствии с договором.
При этом Законом и особенностями срок действия договора не регулируется. Таким образом, срок действия договора устанавливается заказчиком самостоятельно с соблюдением бюджетного и хозяйственного законодательства в целом.
Относительно отчетности до 50 тыс. гривен
Согласно пункту 11 Особенностей для осуществления закупок товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых меньше 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых меньше 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых меньше чем 1,5 млн. гривен, заказчики могут использовать электронную систему закупок в соответствии с условиями, определенными администратором электронной системы закупок, в том числе электронный каталог для закупки товаров.
9 В случае осуществления таких закупок без использования электронной системы закупок заказчик обязательно соблюдает принципы осуществления публичных закупок, определенных Законом, вносит информацию о такой закупке в годовой план и обнародует в соответствии с пунктом 38 раздела Х
"Заключительные и переходные положения" Закона в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок.
В то же время согласно пункту 38 раздела X “Заключительные и переходные положения” Закона в случае осуществления заказчиком закупки без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость закупки равна или превышает 50 тысяч гривен, заказчик обнародует в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок, не позднее чем через 10 рабочих дней со дня заключения такового контракта. При этом заказчики могут не публиковать информацию о своем местонахождении и/или местонахождении поставщиков (производителей работ и услуг), и/или месте поставки товаров, выполнении работ или предоставлении услуг, если распространение такой информации несет риски для безопасности заказчика и/или поставщиков (производителей работ и услуг).
Следовательно, для закупок стоимостью до 50 тыс. гривен Законом и Особенностями не предусмотрено обнародование в электронной системе закупок отчета о договоре о закупке, заключенное без использования электронной системы закупок.
Относительно перечня исключений
Пунктом 13 Особенностей установлен широкий перечень случаев, когда приобретение заказчиком товаров, работ и услуг может осуществляться без применения электронной системы закупок путем заключения прямых договоров с последующим размещением в электронной системе закупок соответствующих отчетов о таких договорах, а также информации о внесении изменений в договоры.
Такие положения установлены в том числе для случаев, предусмотренных Законом по применению переговорной процедуры закупки.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 13 Особенностей приобретения заказчиками товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту, стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых 10 составляет или превышает 1,5 млн гривен , может производиться без применения открытых торгов и/или электронного каталога для закупки товара в случае, когда отменены открытые торги из-за отсутствия участника процедуры закупки (участников процедуры закупки), в том числе по лоту.
Учитывая изложенное, поскольку постановление № 1178 принято Правительством во исполнение требований Закона, устанавливает именно особенности осуществления публичных закупок на период действия правового режима военного положенияи в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, заказчик может заключить прямой договор согласно подпункту 6 пункта 13 Особенностей, если согласно Закону были отменены (дважды или один раз) открытые торги, проведенные в соответствии с Закона, из-за отсутствия участника процедуры закупки (участников процедуры закупки), в том числе по лоту. При этом предмет закупки, его технические, количественные и качественные характеристики, а также требования к участнику процедуры закупки не должны отличаться от требований, определенных заказчиком в тендерной документации, и сумма договора о закупке не может превышать ожидаемую стоимость предмета закупки, указанную заказчиком в объявлении о проведении открытых торгов, отмененных из-за отсутствия достаточной количества участников процедуры закупки (участника процедуры закупки).
Однако Особенности не предусматривают возможность для заключения прямого договора в случае, если не состоялась примененная согласно постановлению № 169 упрощенная закупка.
В свою очередь, при необходимости основания, при наличии которых заказчик заключает договор о закупке без применения открытых торгов и/или электронного каталога для закупки товара, могут быть подтверждены как внутренними документами (например, приказом, распоряжением, докладной/служебной)
запиской, протоколом и т.п.), и внешними документами (например, письмом военной администрации, или военного командования, или компетентных органов власти, учреждений, предприятий, организаций и т.п.).
При этом решение о приобретении товаров, работ и услуг согласно пункту 13 Особенностей принимается заказчиком самостоятельно.
Комментарии к материалу