Особенности процедуры пополнения уставного капитала коммунального предприятия – экспертное разъяснение
Для надлежащего функционирования коммунальных предприятий и обеспечения их эффективной деятельности органы местного самоуправления могут принимать решение о пополнении уставного капитала. Этот вопрос урегулирован действующим законодательством Украины, в частности Хозяйственным кодексом Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине», Бюджетным кодексом Украины и другими нормативными актами.
В этой связи представителям местных советов – учредителей коммунального предприятия важно понимать правовые основания и особенности направления средств для пополнения уставного капитала коммунальных предприятий, о чем говорится в разъяснении экспертов Программы USAID DOBRE.
Согласно ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее – ЗУ О ТС), право коммунальной собственности – это право территориальной общины владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по собственному усмотрению и в интересах общины, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления . Территориальные общества сел, поселков, городов и районов в городах имеют право собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации. Это право закреплено в ст. 60 ЗУ О ТС, что также указывает на то, что учредителем коммунальных предприятий является территориальная община в лице уполномоченных органов.
Частью 4. ст.63 Хозяйственного Кодекса Украины (далее – ХКУ) определено, что унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для того имущество, формирует в соответствии с законом уставный капитал, не разделенный на доли (паи), утверждает устав, распределяет доходы , непосредственно или через руководителя, который назначается (избирается) учредителем (наблюдательным советом такого предприятия в случае его образования), руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основе трудового найма, решает вопросы реорганизации и ликвидации предприятия. Унитарными являются предприятия, государственные, коммунальные предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя. В соответствии с п. 1 и 4 ст. 78 ХКУ, коммунальное унитарное предприятие образуется компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу управления этого органа. Орган, в сферу управления которого относится предприятие, является представителем собственника – соответствующей территориальной общины и выполняет его функции в пределах, определенных настоящим Кодексом и другими законодательными актами (п. 2 ст. 78 ХКУ).
Частью 4. ст. 57 ХКУ предусмотрено, что устав субъекта хозяйствования должен содержать сведения о его наименовании, цели и предмете деятельности, размере и порядке образования уставного капитала и других фондов, порядке распределения доходов и убытков, об органах управления и контроля, их компетенции, об условиях реорганизации и ликвидации предприятия, как и другие сведения, связанные с особенностями организационной формы предприятия, предусмотренные законодательством.
Финансово-хозяйственная деятельность коммунального предприятия (далее – КП) начинается с формирования уставного капитала, который могут образовывать органы местного самоуправления за счет коммунального имущества, имущественных и неимущественных прав. Согласно п. 4 ст. 78 ХКУ, уставный капитал коммунального унитарного предприятия образуется органом, в сферу управления которого оно относится, а размер этого капитала определяется соответствующим местным советом.
Источником наполнения уставного капитала коммунального предприятия есть специальный фонд (бюджет развития) местного бюджета согласно п.2 ч. 3 ст. 71 Бюджетного кодекса Украины (далее – БКУ). В свою очередь капитальные расходы бюджета развития направляются на: социально-экономическое развитие регионов; выполнение инвестиционных проектов; строительство, капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Основанием для осуществления подобного взноса за средства местного бюджета есть решение местного совета об увеличении размера уставного капитала КП.
Следовательно, пополнение уставного капитала является собственного рода денежной инвестицией органа местного самоуправления как учредителя в свое КП.
Пополнение уставного капитала коммунального предприятия его учредителем (органом местного самоуправления) является законодательно регламентированным процессом, который может производиться через:
Денежные взносы. Пополнение уставного капитала коммунального предприятия путём денежных взносов является наиболее распространенным способом. Орган местного самоуправления может увеличить уставный капитал коммунального предприятия, выделяя дополнительные денежные средства из местного бюджета. П.4 ст. 78 ХКУ определено, что орган местного самоуправления формирует и определяет размер уставного капитала унитарного коммунального предприятия, в сферу управления которого оно входит.
Неденежные взносы. Орган местного самоуправления также может пополнять уставный капитал коммунального компании методом передачи ему в собственность имущества.
Это может быть движимое или недвижимое имущество для использования коммунальным предприятием для выполнения его уставных задач. Это регулируется ст. 60 ЗУ О ТС, где указано, что территориальные общины могут по своему усмотрению передавать имущество коммунальным предприятиям через уполномоченные органы.
Таким образом, пополнение уставного капитала коммунальных предприятий может осуществляться указанными способами в зависимости от потребностей коммунального предприятия и возможностей местного бюджета.
При пополнении уставного капитала через денежные взносы коммунальному предприятию важно уделить внимание правовому обоснованию оснований для этого.
Прежде всего, КП необходимо обратиться к учредителю письмом, в котором указать насущные потребности и необходимость приобретения/обновления, например основных средств, а также конкретные цели по уставной деятельности, на которые будут использоваться средства и ожидаемый экономический эффект. Ключевые моменты, которые важно отметить в следующем письме:
обоснование потребности на основе конкретных показателей – расчетов);
цель пополнения уставного капитала и конкретных целей;
ожидаемый результат (например, улучшение услуг для общества, энергоэффективность и т.п.);
другие вопросы, о которых целесообразно проинформировать учредителя о предмете обращения.
Указанное обращение должно быть рассмотрено в соответствии с действующими положениями и регламентом совета (как правило, до принятия решения такой вопрос рассматривается финансовым органом, подразделением, на которое возложены обязанности координации работы коммунального предприятия, исполнительным комитетом и профильными постоянными комиссиями). По результатам рассмотрения обращения коммунального предприятия в случае положительного решения разрабатывают соответствующие решения о пополнении уставного капитала и внесении изменений в бюджет, которые согласно регламенту совета выносят на рассмотрение сессии.
Согласно ст. 70 БКУ расходы и кредитование местных бюджетов включают в себя бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, на конкретные цели, связанные с реализацией программ и мероприятий согласно статьям 89-91 настоящего Кодекса.
Целью пополнения уставного капитала коммунального предприятия является обеспечение надлежащего функционирования, развития и выполнения возложенных его задач. Основной целью обычно является улучшение материальной базы предприятия, финансовое состояние и повышение эффективности деятельности, предоставление качественных услуг населению, поддержание инфраструктуры и реализации социально значимых проектов.
Зачастую цель пополнения уставного капитала состоит в модернизации материально-технической базы предприятия для выполнения уставных задач. Это может включать в себя обновление оборудования, внедрение новых технологий, расширение производственной мощности или внедрение новых услуг, что позволит предприятию повысить эффективность деятельности, например, позволит оказывать более качественные услуги жителям общины или, например, экономить при использовании и деятельности энергоэффективных технологий. Пополнение уставного капитала коммунального предприятия с направлением средств на обновление материально-технической базы способствует улучшению финансового состояния и поддерживает его бесперебойную деятельность. Отметим, что в этом процессе необходимо обеспечивать соблюдение п.4 ст.78 ХКУ, где предусмотрено, что уставный капитал коммунального предприятия формируется для выполнения уставных задач - цели пополнения уставного капитала не могут быть другими, чем предусмотрено в уставе.
Процесс пополнения уставного капитала коммунального предприятия многоступенчат и строится на согласовании с органом местного самоуправления объема, способа и цели пополнения уставного капитала, разработку необходимой документации и внесения соответствующих изменений в устав предприятия. Процесс пополнения уставного капитала условно можно разделить на следующие этапы:
1. Обращение от коммунального предприятия в орган местного самоуправления и его рассмотрение. Относительно информации, которая должна содержать такое обращение, указано выше.
2. Разработка и принятие целевой программы, где предусмотрены соответствующие направления денежных средств КП за счет пополнения уставного капитала. На основе обращения коммунальное предприятие совместно с главным распорядителем бюджетных средств разрабатывают проект решения сессии – принятие целевой программы, в которой будут определяться направления направления средств, которые планируется предоставить КП, например, программа развития ЖКХ. Коммунальное предприятие для этого должно представить необходимые расчеты, обосновывающие объемы финансирования, плановые расходы и конкретные цели, на которые будут направлены средства.
3. Разработка и принятие решения о внесении изменений в показатели местного бюджета (в случае если это не предусмотрено в бюджете). Для осуществления финансовой операции пополнение уставного капитала необходимо внести соответствующие изменения в показатели местного бюджета. Это предполагает, что орган местного самоуправления готовит проект решения, включающий увеличение расходной части бюджета для пополнения уставного капитала коммунального предприятия
а на определенную сумму.
4. Разработка и принятие проекта решения о пополнении уставного капитала. Отдельным проектом является решение пополнения уставного капитала, которое готовится в предусмотренном регламентом порядке. К проекту решения прилагается пояснительная записка, включающая финансовое обоснование и описание цели, на которую будут направлены средства.
5. Принятие решений местным советом. Для того чтобы провести операцию по пополнению уставного капитала коммунального предприятия должны быть приняты в предусмотренном регламентом соответствующего совета следующие решения: 1 – целевая программа, где определены цели, направления направления средств; 2 – решение о пополнении уставного капитала; 3 – решение о внесении изменений в показатели бюджета (в случае если это не предусмотрено в бюджете).
6. Проведение расходов. После принятия решения соответствующие средства передаются коммунальному предприятию для использования по назначению. Этот этап предусматривает финансовые операции, связанные с перечислением средств из местного бюджета на счет предприятия.
7. Внесение изменений в устав КП. После получения средств на пополнение уставного капитала необходимо внести соответствующие изменения в устав коммунального предприятия, поскольку уставный капитал предприятия увеличился. Это подразумевает подготовку новой редакции устава или отдельных изменений к нему.
8. Регистрация изменений в уставе. После внесения изменений в устав их необходимо зарегистрировать в государственных органах в соответствии с действующим законодательством. Этот этап включает подачу документов в государственный регистратор.
9. Бухгалтерский учет. Пополнение уставного капитала должно быть отражено в бухгалтерском учете коммунального предприятия. Бухгалтерия предприятия осуществляет соответствующие записи в учетных регистрах, что позволяет корректно отразить изменения в структуре капитала предприятия. В соответствии с пунктом 3 раздела I НП(С)БОДС 102 «Консолидированная финансовая отчетность» в бухгалтерском учете и финансовой отчетности контролирующего субъекта государственного сектора взносы в уставный капитал предприятий коммунального секторов экономики отражаются как финансовые инвестиции. Для учета и обобщения информации о вкладах в уставные капиталы коммунальных предприятий, относящихся к сфере управления субъекта государственного сектора, Планом счетов предусмотрен субсчет 2513 "Долгосрочные финансовые инвестиции в капитал предприятий" и счет 52 "Капитал в предприятиях".
В Балансе информация о вкладах в уставные капиталы отражаются в статьях "Долгосрочные финансовые инвестиции" раздела II Актива и "Капитал у предприятия" раздела I Пассива.
10. Отчет перед главным распорядителем бюджетных средств.
После завершения всех операций коммунальное предприятие обязано предоставить отчет главному распорядителю бюджетных средств по использованию средств, полученных на пополнение уставного капитала. Эта отчетность включает документальное подтверждение целевого использования средств, предоставление финансовых документов и т.п.
Основные нормативные акты, которые необходимо учесть в процессе пополнения уставного капитала, приведены в таблице 1.
Следует отметить, что существуют определенные ограничения использования средств предусмотренных на пополнение уставного капитала коммунальных предприятий, которые определены как Хозяйственным кодексом Украины, так и нормативными актами, регламентирующими расходы бюджета. В частности, КП должна придерживаться и обратить внимание на:
Целевое использование средств:
Согласно п.8 ст. 7 БКУ, принцип целевого использования бюджетных средств – бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями и бюджетными ассигнованиями. То есть, средства, полученные на пополнение уставного капитала, должны использоваться исключительно на цели, предусмотренные программой, утвержденной решением совета. Это обеспечивает целевое использование ресурсов, направляемых на развитие предприятия и исключает их нецелевое использование.
Классификация расходов бюджета:
Согласно приказу Министерства финансов Украины № 333 от 12 марта 2012 «Об утверждении Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета», взносы в уставный капитал предприятий классифицируются по коду экономической классификации 3210. В соответствии с письмами Минфина, в частности письма от 09.11.2020. №05210-14-2/34221, взносы в уставные капиталы субъектов хозяйствования должны быть осуществлены в соответствии с законодательством и предусматриваются местными бюджетами в рамках капитальных расходов.
Капитальные расходы и их состав:
Капитальные расходы – это расходы, которые направляются на приобретение или модернизацию основного капитала (оборудование, предметы долгосрочного пользования), внеоборотные активы, капитальные инвестиции и ремонты. Они включают такие направления, как создание государственных резервов, приобретение нематериальных активов или компенсацию потерь, связанных с повреждением основных средств. Действующее законодательство определяет стоимостные и временные критерии, используемые для классификации расходов как капитальные.
Типичная программная классификация расходов местных бюджетов:
Согласно Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов, утвержденной приказом Минфина от 20 сентября 2017 г. № 793 (с изменениями), расходы на взносы в уставный капитал предприятий планируются по коду ТПКВК МБ 7670. Это позволяет местным советам четко предусматривать средства для пополнения уставных субъектов хозяйствования внутри местных бюджетов, что способствует финансовой поддержке коммунальных предприятий.
Следовательно, средства, выделяемые на пополнение уставного капитала коммунальных предприятий, подлежат строгому контролю и должны использоваться исключительно для целей, предусмотренных учредительными документами и решениями органов местного самоуправления. Это обеспечивается через законодательно определенные механизмы, такие как экономическая и программная классификация расходов, а также установленные правила капитальных инвестиций и расходов.
Таблица 1. Основные нормативные акты, которые необходимо учесть в процессе пополнения уставного капитала
№ етапу |
Назва етапу |
Нормативні акти відповідно, до яких здійснюється зазначений етап |
1. |
Звернення від комунального підприємства до органу місцевого самоврядування
|
- Закон України «Про місцеве самоврядування в Україні» (ст. 29) – визначає повноваження місцевих рад щодо управління комунальною власністю; - Господарський кодекс України (ст. 78) – регулює створення, функціонування і поповнення статутного капіталу комунальних підприємств. |
2. |
Розроблення та затвердження цільової програми для поповнення статутного капіталу |
- Бюджетний кодекс України п.5ст. 91 – до видатків місцевих бюджетів, що можуть здійснюватися з усіх місцевих бюджетів, належать видатки на:місцеві програми розвитку житлово-комунального господарства та благоустрою населених пунктів; - Наказ Міністерства фінансів України № 333 п. 3.2.1 «Про затвердження Інструкції щодо застосування економічної класифікації видатків бюджету» – містить класифікацію видатків за кодом 3210, де зазначаються внески до статутного капіталу; - Закон України «Про державне прогнозування та розроблення програм економічного і соціального розвитку України» ст. 18 – регламентує розробку місцевих програм, включаючи підтримку підприємств. |
3. |
Розроблення рішення про внесення змін до показників місцевого бюджету (у випадку якщо це не передбачено в бюджеті) |
- Бюджетний кодекс України (ст. 23) – регулює внесення змін до місцевого бюджету. - Постанова Кабінету Міністрів України № 228 «Про порядок здійснення видатків місцевих бюджетів» п.47 – встановлює порядок внесення змін до показників бюджету. |
4. |
Розроблення проєкту рішення на поповнення статутного капіталу |
- Закон України «Про місцеве самоврядування в Україні» (ст. 26) – визначає порядок ухвалення рішень органами місцевого самоврядування; - Господарський кодекс України (ст. 78) – регулює питання збільшення статутного капіталу комунальних підприємств. |
5.
|
Ухвалення рішень відповідною місцевою радою
|
- Закон України «Про місцеве самоврядування в Україні» (ст.16,25,26) – встановлює повноваження органів місцевого самоврядування на прийняття рішень; Регламент місцевої ради – встановлює процедуру розгляду та ухвалення рішень. |
6.
|
Проведення видатків |
- Бюджетний кодекс України (ч. 3 ст. 71,п.5 ст.91) – визначає фінансування видатків місцевого бюджету, на:місцеві програми розвитку житлово-комунального господарства та благоустрою населених пунктів; - п 3.2.1 Наказу Міністерства фінансів України № 333 «Про затвердження Інструкції щодо застосування економічної класифікації видатків бюджету» – встановлює правила проведення капітальних видатків через код 3210; - ч.2 п. 19 Постанови № 590 «Про затвердження Порядку виконання повноважень Державною казначейською службою в особливому режимі в умовах воєнного стану». |
7. |
Внесення змін до статуту КП |
- Господарський кодекс України (ст. 57, 78) – регулює порядок внесення змін до статуту підприємств; - Закон України «Про державну реєстрацію юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських формувань» (ст. 17) – встановлює порядок внесення змін до установчих документів підприємств. |
8. |
Реєстрація змін у статуті |
- Закон України «Про державну реєстрацію юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських формувань» (ст.4) – регулює порядок державної реєстрації змін до статуту; - п.1 Наказу Міністерства юстиції України № 3268/5 «Про затвердження форм заяв для реєстрації юридичних осіб, фізичних осіб-підприємців та громадських формувань» – регламентує подачу заяв для внесення змін. |
9.
|
Бухгалтерський облік |
- Закон “Про бухгалтерський облік та фінансову звітність в Україні” № 996; (ст. 4, ч. 3 ст. 8 та ст. 9) – регламентує ведення бухгалтерського обліку суб’єктами господарювання; - п.2 Наказу Міністерства фінансів України № 989 «Про затвердження положень (стандартів) бухгалтерського обліку» – визначає стандарти відображення змін у капіталі в обліку підприємств відповідно до Звіту про власний капітал; - Наказ Міністерства фінансів №568 НП(С)БОДС 133 “Фінансові інвестиції” п.4 ч.2 та п.6 ч.3. |
10.
|
Звітування перед головним розпорядником бюджетних коштів |
- Бюджетний кодекс України (ст.111-113) – регулює порядок звітування щодо використання бюджетних коштів. - Наказ Міністерства фінансів України № 44 від 24 січня 2012 року «Про затвердження форм бюджетної звітності» – визначає форми і порядок подання звітності щодо використання бюджетних коштів, включаючи внески до статутного капіталу. |
https://decentralization.ua
Комментарии к материалу