Особенности договорных отношений заведений здравоохранения с НСЗУ на период военного положения
Учитывая объявление военного положения в Украине, постановлением Кабинета Министров Украины от 5 марта 2022 г. №198 (далее – Постановление №198), внесены изменения в постановления Кабинета Министров Украины относительно реализации Программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения, применяемых с 24 февраля 2022 года. В частности, постановление Кабинета Министров Украины от 24 декабря 2019 г. №1086 «Об утверждении Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на реализацию программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения», дополнено пунктом 11 следующего содержания:
«11. Установить, что на период действия военного положения требования Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на реализацию программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения, утвержденного этим постановлением, относительно отчетов о предоставлении медицинских услуг о предоставленных медицинских услугах и аптечных заведениях об отпущенных лекарственных средствах не применяются.»
Также Постановлением №198 были внесены изменения в Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2022 году, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2021 г. №1440, на основании которых Национальная служба здоровья Украины будет платить ежемесячно фиксированную сумму средств учреждениям , несмотря на фактически внесенные записи в электронную систему здравоохранения Так, согласно пункту 7 Порядка №1440, для предоставлятелей медицинских услуг, расположенных на территории, на которой введено военное состояние, в течение срока действия такого состояния, кроме месяца, в котором военное состояние было введено, фактическая стоимость медицинских услуг, предусмотренных пакетами медицинских услуг, приведенным в главах 4-23, 25-35 раздела II настоящего Порядка, в месяц устанавливается на уровне большего значения из следующих значений:
- фактической стоимости соответствующих медицинских услуг, предоставленных в течение января 2022;
- 1/n от запланированной стоимости медицинских услуг по соответствующему пакету медицинских услуг, где n – количество месяцев действия договора по соответствующему пакету медицинских услуг.
Для месяца, в котором было введено военное состояние, фактическая стоимость медицинских услуг, предусмотренных пакетами медицинских услуг, приведенными в главах 4-23, 25-35 раздела II настоящего Порядка, рассчитывается как разница между большим значением из следующих значений: фактической стоимости соответствующих медицинских услуг , предоставленных в течение января 2022 г., или 1/n от запланированной стоимости медицинских услуг по соответствующему пакету медицинских услуг и сумме фактически уплаченных средств за указанный месяц.
Дополнительно были внесены изменения в следующие приказы Министерства здравоохранения Украины (далее – Минздрав):
- от 19 июля 2005 года №360, где предусмотрено, что на период действия военного положения на территории Украины в случае отсутствия технической возможности выписки электронных рецептов на лекарственные средства, подлежащие реимбурсации, рецепты на указанные лекарственные средства могут выписываться в бумажной форме в соответствии с Правилами выписывания рецептов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, утвержденные этим приказом;
- от 28 февраля 2020 №586, где предусмотрено, что на период действия военного положения на территории Украины, в случае отсутствия технической возможности выписки направлений в электронной форме, такие направления могут выписываться в бумажной форме;
- от 28 февраля 2020 №587, где предусмотрено, что на период действия военного положения на территории Украины в случае отсутствия технической возможности ведения медицинских записей в электронной системе здравоохранения, медицинские записи ведутся на формах первично-учетной документации в бумажной форме;
- от 18 октября 2021 года №2243, где, с учетом нестабильной работы инфраструктурных сетей, рисков кибератак на государственные информационные ресурсы и вероятности отключения отдельных из них, предусмотрено ограничение регистрации новых субъектов хозяйствования в ЕСОЗ при условии отсутствия информационного взаимодействия с Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований.
Также важно помнить о временном приостановлении предоставления плановых медицинских услуг в период военного положения для обеспечения функционирования системы здравоохранения в условиях повышенной нагрузки из-за ведения боевых действий на территории Украины. Приказ Минздрава №374 от 24.02.2022 «Об утверждении Временных мер в учреждениях здравоохранения с целью обеспечения их готовности для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате военной агрессии Российской Федерации против Украины» предусматривает: учреждениям здравоохранения обеспечить временное прекращение плановых госпитализаций пациентов в таких случаях:
- загрузка более 70% коечного фонда терапевтического профиля;
- загрузка более 50% коечного фонда хирургического профиля;
- рекомендуется принять меры по увеличению медицинской помощи с применением телемедицины.
Отдельно обращаем внимание, что при условии предоставления меньшего количества медицинских услуг, чем было предусмотрено условиями договора, перерасчет уже
е произведенных оплат не будет производиться. То есть оплата за предоставленные медицинские услуги не может быть уменьшена из-за снижения объема предоставленных услуг.
В условиях военного состояния дополнительное значение для устойчивого развития и способности учреждений здравоохранения приобретают решения их учредителей, то есть местных советов и органов местного самоуправления. В условиях полномасштабной войны местное самоуправление столкнулось со многими трудностями и проблемами, которые часто приходится решать своими силами. В частности, это защита гражданского населения, размещение внутри перемещенных лиц, налаживание системы предоставления гуманитарной помощи, обеспечение медицинских учреждений необходимыми медицинскими материалами и препаратами. Именно учредитель (владелец) несет прямые обязательства по эффективному функционированию учреждений здравоохранения, доступности и качеству предоставляемых в них медицинских услуг. Ведь среди его полномочий есть как контроль за деятельностью здравоохранительных учреждений, так и дополнительное финансирование по местным программам. Поэтому местные советы должны проявлять инициативу по разработке местных стимулов для развития медицинских предприятий, а также контролировать их деятельность по всем направлениям.
Спасти жизнь и сохранить здоровье наших граждан должно быть главным приоритетом не только системы здравоохранения, но украинского государства и всего украинского общества. Только вместе мы сможем обеспечить бесперебойное функционирование учреждений здравоохранения, приближая тем самым нашу победу. Итак, вместе к Победе!
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу