О праве на ежегодный основной отпуск работников, которые во время действия военного положения длительное время находятся на простое, и начисление отпускных
В Министерство образования и науки Украины обращаются руководители учебных заведений, департаментов (управлений) образования исполнительных органов местных советов о разъяснении права на ежегодный основной отпуск работников, которые во время действия военного положения длительное время (больше года или меньше года) находятся на простое , на выплату пособия на оздоровление и начисление отпускных в таких случаях.
Право на отпуск
Условия предоставления ежегодных основных отпусков регулируется Законом Украины «Об отпусках». Согласно части первой статьи 9 Закона Украины «Об отпусках» в стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, засчитываются, в частности: время фактической работы (в том числе на условиях неполного рабочего времени) в течение рабочего года, за который предоставляется отпуск; а также время, когда работник фактически не работал, но за ним согласно законодательству сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (в том числе время оплаченного вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением или переводом на другую работу), кроме случаев, когда за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения сохранялись место работы и должность на предприятии на время призыва.
Напоминаем, что согласно статье 34 Кодекса законов о труде Украины простой – это остановка работы, вызванная отсутствием организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, неотвратимой силой или другими обстоятельствами. Оплата времени простоя определена в статье 113 КЗоТ, которой предусмотрено при оплате времени простоя не по вине работника сохранение среднего заработка или оплата из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
Отмечаем, что согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 07.03.2022 № 221 руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, финансируемых или дотируемых из бюджета, до прекращения или отмены военного положения в Украине в пределах фонда заработной платы, предусмотренного в смете, могут самостоятельно определять размер оплаты времени простоя работников, но не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику тарифного разряда (должностного оклада).
Следовательно, при отсутствии организационных или технических условий, необходимых для выполнения работы, может быть объявлен простой отдельным работникам, в заведении или его структурных подразделениях с соответствующей оплатой за время простоя. То есть, при простое работники фактически не работают, но за ними согласно законодательству сохраняется место работы (должность) и заработная плата полностью или частично, так что периоды простоя работников засчитываются в стаж работы, что дает право на ежегодный основной отпуск.
Начисление отпускных
Исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков осуществляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.1995 № 100 (далее – Порядок).
Вычисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков или для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска производится исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованные отпуска (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка при исчислении средней заработной платы учитываются все суммы начисленной заработной платы согласно законодательству и условиям трудового договора, кроме указанных в пункте 4 настоящего Порядка.
При исчислении средней заработной платы для оплаты за время отпусков или компенсации за неиспользованные отпуска, кроме выплат, указанных в пункте 3 Порядка, в фактический заработок включаются выплаты за время, в течение которого работнику сохраняется средний заработок (за время предыдущего ежегодного отпуска, выполнение государственных и общественных обязанностей, служебного командировки, вынужденного прогула и т.п.) и помощь в связи с временной нетрудоспособностью.
Обращаем внимание, что при исчислении средней заработной платы не учитываются единовременные выплаты (компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь, помощь работникам, выходящим на пенсию, выходное 3 пособие и т.п.), премии по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности, денежное вознаграждение за добросовестный труд работников.
В пункте 7 Порядка определено, что исчисление средней заработной платы для оплаты времени отпусков или компенсации за неиспользованные отпуска производится путем деления суммзаработки за последние перед предоставлением отпуска 12 месяцев или за фактически отработанный период (расчетный период) на соответствующее количество календарных дней расчетного периода. С расчета исключаются праздничные и нерабочие дни, установленные законодательством. Полученный результат умножается на число дней отпуска.
При этом следует отметить, что в связи с военным положением в стране в соответствии с Законом Украины "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения" (Закон № 2136-IX) праздничных нерабочих дней в период с 24.03.2022 до дня окончания военного положения нет.
Для исчисления оплаты за время отпуска работникам, находившимся длительное время в простое, необходимо пользоваться нормами абзацев шестого и седьмого пункта 2 Порядка.
В соответствии с абзацем шестого пункта 2 Порядка время, в течение которого работник согласно законодательству не работал и за ним не сохранялся заработок или частично сохранялся, исключается из расчетного периода. Из расчетного периода также исключается время, за которое отсутствуют данные о начисленной заработной плате работника вследствие боевых действий во время действия военного положения.
То есть период простоя не учитывается в расчетный период (последние 12 календарных месяцев работы, предшествующие месяцу предоставления отпуска). Следовательно, работникам, которые были на простое меньше года (к примеру, 8 месяцев), расчетный период для исчисления средней заработной платы
для оплаты времени отпусков будет фактически отработан за эти 12 месяцев период – 4 месяца. Расчет в этом случае производится как указано в пункте 7 Порядка.
Если у работника отсутствует расчетный период (т.е. работник был на простое 12 и более месяцев), то средняя заработная плата исчисляется в соответствии с абзацами третьего – пятого пункта 4 настоящего Порядка.
В соответствии с абзацами третьего – пятого пункта 4 Порядка:
«Если в расчетном периоде у работника не было заработной платы, расчеты производятся из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки, должностного (месячного) оклада.
Если размер должностного оклада меньше предусмотренного законодательством размера минимальной заработной платы, средняя заработная плата рассчитывается из установленного размера минимальной заработной платы на время расчета. В случае заключения трудового договора на условиях неполного рабочего времени расчет проводится с размера минимальной заработной платы, исчисленного пропорционально условиям заключенного трудового договора.
Если расчет средней заработной платы исчисляется исходя из должностного оклада или минимальной заработной платы, то ее начисление производится путем умножения должностного оклада или минимальной заработной платы на количество месяцев расчетного периода.»
Следовательно, работникам, которые были на простое 12 и более месяцев, у которых отсутствует расчетный период, для расчета берем месячный заработок в размере должностного оклада (ставки) работника или в размере минимальной заработной платы, если размер должностного оклада меньше предусмотренного законодательством размера минимальной заработной платы.
Выплата пособия на оздоровление
Выплата пособия на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) при предоставлении ежегодного отпуска является гарантированной выплатой педагогическим и научно-педагогическим работникам в соответствии со статьей 57 Закона Украины «Об образовании».
Такая выплата производится согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 31.01.2001 № 78 и распространяется на педагогических и научно педагогических работников, перечень должностей которых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 14.06.2000 № 963.
Замечаем, что эта выплата при предоставлении ежегодного основного отпуска в обязательном порядке выплачивается педагогическим и научно-педагогическим работникам только по основному месту работы и в размере должностного оклада (с повышением) независимо от нагрузки (разъяснения Министерства образования и науки Украины совместно с ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины в письме от 11.06.2001 (№ 1-9/223, № 02-8/267).
Продолжительность ежегодного отпуска в условиях военного положения
Напомним, что согласно статье 12 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (далее – Закон № 2136-IX) в период действия военного положения предоставление работнику ежегодного основного отпуска по решению работодателя может быть ограничено продолжительностью 24 календарных дня за текущий рабочий год Если ежегодный основной отпуск работника составляет более 24 календарных дней, предоставление неиспользованных в период действия военного положения дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения.
В период действия военного положения работодатель может отказать работнику в предоставлении неиспользованных дней ежегодного отпуска. Нормы части седьмой статьи 79, части пятой статьи 80 Кодекса законов о труде Украины и части пятой статьи 11, части второй статьи 12 Закона Украины "Об отпусках" в период действия военного положения не применяются.
В случае увольнения работника в период действия военного положения ему выплачивается денежная компенсация в соответствии со статьей 24 Закона Украины «Об отпусках».
То есть Законом № 2136-IX предусматривается право, а не обязанность работодателя ограничить продолжительность ежегодного основного отпуска работника в период действия военного положения 24 календарными днями. Следовательно, указанная норма позволяет работодателям в период действия военного положения предоставлять педагогическим и научно-педагогическим работникам ежегодные основные отпуска полной продолжительности.
Отмечаем, что Законом № 2136-IX, в случае ограничения продолжительности ежегодного основного отпуска в период действия военного положения, не отменено право педагогических и научно-педагогических работников на получение оплачиваемого ежегодного отпуска полной продолжительности, и неиспользованные дни должны быть предоставлены (компенсированы) по окончании военного положения или при увольнении работника.
В то же время отмечаем, что согласно статье 10 Закона Украины «Об отпусках» руководящим, педагогическим, научным, научно-педагогическим работникам, специалистам учебных заведений ежегодные отпуска полной продолжительности в первые и последующие рабочие годы предоставляются в период летних каникул независимо от времени принятия их на работу.
За время работы в период каникул оплата труда педагогических работников и других работников, которым разрешается вести преподавательскую работу или занятия с кружковцами в том же учреждении, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествовавшей началу каникул (пункт 71 Инструкции о порядке исчисления заработной платы платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15.04.1993 № 102).
Следовательно, считаем нецелесообразным ограничивать продолжительность ежегодного отпуска педагогических и научно-педагогических работников, поскольку это потребует необходимости увеличения годового фонда заработной платы на более чем месячный объем для выплаты компенсации.
Заместитель Министра Светлана Даниленко
Комментарии к материалу