Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

О ликвидации Фонда социального страхования Украины

26.09.2022

Верховной Радой Украины 21 сентября 2022 принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который был внесен (регистр. №3663) в Верховную Совет еще в июне 2020 года (народный депутат Украины Папиев М.М.).

 Законопроект категорически не поддержал профсоюз, объединение работодателей и общественность. Проект также не поддерживали Минсоцполитики (обеспечивающее формирование и реализацию государственной политики в сфере общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования), и Пенсионный фонд. Минюстом и другими органами вносились существенные замечания, свидетельствующие о невозможности его принятия.

Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов была создана рабочая группа для обработки предложений, внесенных народными депутатами в этот законопроект, которая заседала дважды и участники рабочей группы высказались против принятия законопроекта.

О необходимости отклонения законопроекта СПО объединений профсоюзов обращался к Председателю Верховной Рады Украины, а также неоднократно к депутатским фракциям и группам в Верховной Раде Украины, Премьер-министру Украины. Были соответствующие обращения от Национального трехстороннего социально-экономического совета к Президенту Украины, председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины.

К сожалению, в сентябре 2022 года позиция Минсоцполитики и других государственных органов изменилась – выступили в поддержку законопроекта №3663 и, как было отмечено выше, 21 сентября Верховной Радой закон принят во втором чтении и в целом. Закон вступает в силу 1 января 2023 года.

Согласно этому Закону:

- ликвидируется Фонд социального страхования Украины, а управление в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и от несчастного случая возложено на Пенсионный фонд Украины;

- Законом не предусмотрены комиссии по социальному страхованию на предприятиях и в организациях, а решение о назначении страховой выплаты будет приниматься страхователем или уполномоченными им лицами;

– отменяется для застрахованных лиц оплата за счет средств социального страхования лечения в отделениях санаторно-курортного учреждения после перенесенных заболеваний и травм;

- ухудшаются условия социальной защиты пострадавших в результате несчастного случая на производстве. Действующим законом четко определено право потерпевших за счет средств социального страхования на медицинскую и социальную помощь, в том числе на дополнительное питание, приобретение лекарств, специальный медицинский, постоянный посторонний уход, бытовое обслуживание, протезирование, реабилитацию в сфере здравоохранения, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных средств передвижения и т.п., если потребность в них определена выводами МСЭК. При этом Законом предусмотрены конкретные размеры выплат и осуществление соответствующих мер.

Принятым Законом предусмотрено только право потерпевших на услуги в соответствии с другими законодательными актами. Например, указано, что потерпевшие обеспечиваются вспомогательными средствами реабилитации, необходимыми во время профессионального обучения или переквалификации, в соответствии с законами Украины "О реабилитации в сфере здравоохранения" и "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине": имеют право на лечение и реабилитацию в сфере здравоохранения в учреждениях здравоохранения, проводимых в соответствии с требованиями законов Украины "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения" и "О реабилитации в сфере здравоохранения"; имеют право на обеспечение протезированием, ортезированием, вспомогательными средствами реабилитации, медицинскими изделиями, которые предоставляются в соответствии с требованиями законов Украины "О реабилитации в сфере здравоохранения" и "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине".

Однако непонятно, каким образом это будет обеспечено и в каком объеме. Ведь, как предполагается, реализация принятого Закона уменьшит расходы за счет средств социального страхования на 2-3 млрд грн в год.

Принятым Законом вносятся изменения и дополнения к Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в частности, в статью 61 – относительно расширения полномочий правления Пенсионного фонда, в статьи 65 и 68 – относительно наблюдательного совета Пенсионного фонда. Однако указанные статьи Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» на сегодняшний день не действуют, а вступят в силу только после превращения Пенсионного фонда в неприбыльную самоуправляемую организацию. А для этого должен быть принят отдельно закон (но неизвестно, когда это может быть и будут ли в целом такие изменения).

Законом предусмотрено прекращение Фонда социального страхования Украины и управление исполнительной дирекции Фонда, реорганизовав их путем присоединения к Пенсионному фонду Украины с 1 января 2023 года. Пенсионный фонд Украины и его территориальные органы являются правопреемниками Фонда социального страхование Украины, его исполнительной дирекции, управлений исполнительной дирекции Фонда и отделений. Кабинету Министров Украины поручено в установленном порядке принять меры, вытекающие из настоящего Закона и обеспечить принятие нормативно правовых актов, необходимых для реализации этого Закона; которые должны вступить в силу одновременно со вступлением в силу настоящего Закона.

Конечно, детальный анализ принятой редакции Закона будет проведен после его подписания и опубликования.

https://www.fpsu.org.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.04.2025
Письмо ПФУ: О расчете пособия по временной нетрудоспособности по совместительству
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ ПЕНСІЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ, СТРАХОВИХ ВИПЛАТ, СОЦІАЛЬНИХ ПОСЛУГ, ЖИТЛОВИХ СУБСИДІЙ ТА ПІЛЬГ   ЛИСТ від 28.03.2025 р. № 2800-030401-8/20889   (Витяг)   Розглянувши [...] запит [...] щодо розрахунку допомоги по тимчасовій непрацездатності за суміс...
18.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (14.04.2025 - 18.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   10 ответов НАДС о новой классификации должностей государственной службы Постановление вступает в силу одновременно с Законом Украины от 11 марта 2025 года № 4282-ІХ "О внесении изменений в некоторые законы Украины о внедрении единых подходов в оплате труда госуд...
11.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (07.04.2025 - 11.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Считается ли нарушением отсутствие подписи получателя в расходных кассовых ордерах или расходных ведомостях? Расходные кассовые ордера или расходные сведения не принимаются для вывода остатка наличных денег в кассе, если выдача наличных из кассы не подтверждена ...
Новое
07.07.2025
Как внутренне перемещенным лицам получить субсидию на аренду жилья
Внутри перемещенные могут получить субсидию на аренду жилья. Подать заявление можно лично или онлайн через портал Пенсионного фонда. Как все оформить – смотрите в инфографике. https://www.kmu.gov.ua ...
07.07.2025
Переписка в электронном виде через электронный кабинет
Для удобства и эффективного взаимодействия с контролирующими органами обращаем внимание на возможность осуществления переписки в электронном виде через электронный кабинет. Напоминаем, что переписка между контролирующим органом и налогоплательщиками осуществляется в электронной форме путем отправки...
07.07.2025
Входит ли в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, пребывание работника на больничном?
Согласно статье 9 ЗУ «Об отпусках», в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, засчитываются: 1) время фактической работы с вредными, тяжелыми условиями или с особым характером труда, если работник занят в этих условиях не менее половины продолжительности рабочего ...