Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

О ликвидации Фонда социального страхования Украины

26.09.2022 581 0 0

Верховной Радой Украины 21 сентября 2022 принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» и Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который был внесен (регистр. №3663) в Верховную Совет еще в июне 2020 года (народный депутат Украины Папиев М.М.).

 Законопроект категорически не поддержал профсоюз, объединение работодателей и общественность. Проект также не поддерживали Минсоцполитики (обеспечивающее формирование и реализацию государственной политики в сфере общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования), и Пенсионный фонд. Минюстом и другими органами вносились существенные замечания, свидетельствующие о невозможности его принятия.

Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов была создана рабочая группа для обработки предложений, внесенных народными депутатами в этот законопроект, которая заседала дважды и участники рабочей группы высказались против принятия законопроекта.

О необходимости отклонения законопроекта СПО объединений профсоюзов обращался к Председателю Верховной Рады Украины, а также неоднократно к депутатским фракциям и группам в Верховной Раде Украины, Премьер-министру Украины. Были соответствующие обращения от Национального трехстороннего социально-экономического совета к Президенту Украины, председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины.

К сожалению, в сентябре 2022 года позиция Минсоцполитики и других государственных органов изменилась – выступили в поддержку законопроекта №3663 и, как было отмечено выше, 21 сентября Верховной Радой закон принят во втором чтении и в целом. Закон вступает в силу 1 января 2023 года.

Согласно этому Закону:

- ликвидируется Фонд социального страхования Украины, а управление в системе общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и от несчастного случая возложено на Пенсионный фонд Украины;

- Законом не предусмотрены комиссии по социальному страхованию на предприятиях и в организациях, а решение о назначении страховой выплаты будет приниматься страхователем или уполномоченными им лицами;

– отменяется для застрахованных лиц оплата за счет средств социального страхования лечения в отделениях санаторно-курортного учреждения после перенесенных заболеваний и травм;

- ухудшаются условия социальной защиты пострадавших в результате несчастного случая на производстве. Действующим законом четко определено право потерпевших за счет средств социального страхования на медицинскую и социальную помощь, в том числе на дополнительное питание, приобретение лекарств, специальный медицинский, постоянный посторонний уход, бытовое обслуживание, протезирование, реабилитацию в сфере здравоохранения, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных средств передвижения и т.п., если потребность в них определена выводами МСЭК. При этом Законом предусмотрены конкретные размеры выплат и осуществление соответствующих мер.

Принятым Законом предусмотрено только право потерпевших на услуги в соответствии с другими законодательными актами. Например, указано, что потерпевшие обеспечиваются вспомогательными средствами реабилитации, необходимыми во время профессионального обучения или переквалификации, в соответствии с законами Украины "О реабилитации в сфере здравоохранения" и "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине": имеют право на лечение и реабилитацию в сфере здравоохранения в учреждениях здравоохранения, проводимых в соответствии с требованиями законов Украины "О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения" и "О реабилитации в сфере здравоохранения"; имеют право на обеспечение протезированием, ортезированием, вспомогательными средствами реабилитации, медицинскими изделиями, которые предоставляются в соответствии с требованиями законов Украины "О реабилитации в сфере здравоохранения" и "О реабилитации лиц с инвалидностью в Украине".

Однако непонятно, каким образом это будет обеспечено и в каком объеме. Ведь, как предполагается, реализация принятого Закона уменьшит расходы за счет средств социального страхования на 2-3 млрд грн в год.

Принятым Законом вносятся изменения и дополнения к Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в частности, в статью 61 – относительно расширения полномочий правления Пенсионного фонда, в статьи 65 и 68 – относительно наблюдательного совета Пенсионного фонда. Однако указанные статьи Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» на сегодняшний день не действуют, а вступят в силу только после превращения Пенсионного фонда в неприбыльную самоуправляемую организацию. А для этого должен быть принят отдельно закон (но неизвестно, когда это может быть и будут ли в целом такие изменения).

Законом предусмотрено прекращение Фонда социального страхования Украины и управление исполнительной дирекции Фонда, реорганизовав их путем присоединения к Пенсионному фонду Украины с 1 января 2023 года. Пенсионный фонд Украины и его территориальные органы являются правопреемниками Фонда социального страхование Украины, его исполнительной дирекции, управлений исполнительной дирекции Фонда и отделений. Кабинету Министров Украины поручено в установленном порядке принять меры, вытекающие из настоящего Закона и обеспечить принятие нормативно правовых актов, необходимых для реализации этого Закона; которые должны вступить в силу одновременно со вступлением в силу настоящего Закона.

Конечно, детальный анализ принятой редакции Закона будет проведен после его подписания и опубликования.

https://www.fpsu.org.ua

Комментарии к материалу