Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Мониторинговый отчет – как способ оперативно усовершенствовать систему юстиции в условиях войны

22.07.2022

В понедельник, 18 июля, прошла презентация мониторингового отчета по результатам оперативного мониторинга правосудия в условиях войны.

«Полномасштабное вторжение России на территорию Украины – большая трагедия для всего украинского народа. Вместе с тем, с точки зрения юриспруденции это огромный опыт, которого не имеет ни одна страна в мире. Это вызывает большой интерес со стороны наших партнеров: как мы смоделировали систему юстиции, чтобы она удержалась в таких экстремальных условиях, какие изменения были и что еще нужно делать. Законодательство, международные механизмы, связанные с войной, устаревшие, не детализированные, не отвечают реалиям, насколько нам пришлось совершенствовать их в нормотворческой работе. Очевидно, что достигнуто было немало. Впрочем, необходимо вовремя посмотреть сбоку, где есть пробелы и что стоит доработать», – отметил во вступительном слове Министр юстиции Украины Денис Малюска.

«Устойчивость украинской системы юстиции в условиях войны отражена и в заключении Европейской Комиссии по кандидатству на членство Украины в ЕС. Одним из их тезисов было отражено, что правительство нашего государства даже в таких сложных условиях сохраняет устойчивость и управляемость», – подчеркнул заместитель Министра юстиции Украины Александр Банчук.

Важно, что системная работа Минюста по направлению мониторинга законодательства доносится до всех ветвей власти. Об этом сообщил директор Директората правосудия и уголовной юстиции Александр Олейник: «Когда мы будем подавать очередной проект на основе проведенного анализа путем осуществления мониторинга, и в пояснительной записке отметим те достижения, обоснования, полученные в процессе работы, – профильные комитеты Верховной Рады будут понимать, что это действительно фундаментальный труд, соответственно, доверие к этому продукту будет выше. Потому что это будет означать, что документ проговорен и апробирован судебной системой, юридическим сообществом».

Первыми в рамках мониторингового отчета были презентованы блоки «Судоустройство», «Судопроизводство» и «Уголовная юстиция».

Как отметил Председатель Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Богдан Львов, с началом войны был выявлен ряд проблем в судебной системе: доступ к информации, которая в результате излишней прозрачности стала опасной для ее участников, сочетание работы почты с необходимостью обеспечения прав участников судебного производства, санкции , процессуальные сроки, содержание под стражей, передача подсудности дел из района в район, дистанционное производство, утраченные судебные разбирательства и т.д. Поэтому основная задача для всех – обеспечить безопасность для участников судебного процесса и гарантии непрерывности деятельности судов.

Это подтверждают и данные мониторинга. Так, по результатам оперативного мониторинга правосудия, в направлении «Судоустройства» эксперты выделили следующие проблемы судебной системы в условиях военного положения:

Порядок коммуникации, ограничение информации в судебных решениях. Для решения трудности нужно расширение методов коммуникации меж судами и участниками процесса как составляющей доступности правосудия. Поэтому предлагается:
Ввести на уровне НПА интеграцию сервисов электронного суда в систему «Действие» сервисов: 1) уведомление о месте и времени проведения судебного заседания; 2) доступ к текстам судебных решений; 3) доступ к электронным исполнительным документам.
Просмотреть способы уведомления сторон о заседаниях и о принятых процессуальных решениях в соответствующих положениях процессуального закона и закона о судоустройстве и статусе судей.
Усовершенствовать механизм возможности регистрации в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе (ЕСИТС) под нужды судов, территориальная подсудность которых изменена, разработать сервис настроек поступления (непоступления) сообщения о присланных судом документах в Электронный кабинет.
Ввести возможность обнародования судебных решений с учетом ограничений в части сохранения недоступности персональных данных не только сторон, но и других участников судебного разбирательства, в частности судей и секретарей судебных заседаний.
Предусмотреть, что сообщения и вызовы в судебные заседания, а также доступ к принятым решениям судов могут предоставляться посредством механизма автоматических сообщений, по электронной почте или сообщениям через другие средства связи, обеспечивающие фиксацию сообщения или вызова.
Усовершенствовать механизмы и возможности ограничения работы ЕСИТС и ограничения доступа к Единому государственному реестру судебных решений в период военного положения в Украине.
Порядок дистанционного функционирования судов и служащих системы правосудия в условиях военного положения. Для решения проблемы необходимо предусмотреть:
положения о том, что во время военного положения в связи с военными действиями, судебные заседания могут проводиться в залах заседаний других судов, а также в режиме видеоконференции вне помещения суда (залы заседаний), в том числе и судьей, с использованием собственных технических средств;
положения об особенностях дистанционной формы работы судов, участии в судебном заседании секретаря судебного заседания вне помещения суда (зала заседаний), как и подписание судебных решений и процессуальных документов, в том числе квалифицированным электронной подписью без составления или с отсрочкой составления их бумажного оригинала.
Относительно блока «Судопроизводство» были выявлены следующие проблемы, требующие решения в условиях военного положения в государстве:

  • Возобновление и продление процессуальных сроков.
  • Возобновление утраченного судебного производства.
  • Дистанционное разбирательство дел.
  • Расширение категорий дел письменного производства.
  • Установление юридических фактов.

Еще одно направление, которое в этот день рассматривали эксперты, – «Уголовная юстиция». Проведение оперативного мониторинга показало, что в этой сфере есть следующие проблемы:

Полномочия сотрудников оперативных подразделений:

  • компетенция на осуществление следственных действий;
  • отсутствие единства судебной практики;
  • необходимость оптимизации рабочей погрузки.

Дистанционное уголовное производство: в связи с пандемией возможности использования дистанционного уголовного производства были расширены; введенные изменения носят временный характер (на период действия карантина); судебная практика свидетельствует о невозможности проведения судебного заседания в режиме видеоконференции вне помещения другого суда.
Изменение и отмена мер в условиях военного положения:

  • Закон Украины №2198-ІХ от 14.04.2022;
  • новеллы касаются поддержки ВСУ и исполнения обязанности защиты Отечества;
  • наличие определенных пробелов, неточностей и коллизий

Для решения этих проблем эксперты предлагают:

✓наделить сотрудников оперативных подразделений полномочиями совершать отдельные процессуальные действия по письменному поручению следователя, прокурора;

✓ такими процессуальными действиями предлагается закрепить получение объяснений, вручение повесток о вызове, выполнение определения временного доступа к вещам и документам;

✓закрепить возможность участия участника судебного производства в судебном заседании в рамках уголовного производства в режиме видеоконференции вне помещения суда с использованием собственных технических средств;

✓всем участникам судебного производства (представители стороны обвинения, стороны защиты, потерпевший, свидетели, эксперты, специалист и т.п.) предоставить возможность инициировать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции вне помещения суда;

✓другое.

Отдельные предложения в результате проведенного оперативного мониторинга законодательства после дополнительных консультаций будут учтены для усовершенствования законодательства в системе юстиции.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
08.04.2025
Письмо ПФУ: О расчете пособия по временной нетрудоспособности по совместительству
ПЕНСІЙНИЙ ФОНД УКРАЇНИ ДЕПАРТАМЕНТ ПЕНСІЙНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ, СТРАХОВИХ ВИПЛАТ, СОЦІАЛЬНИХ ПОСЛУГ, ЖИТЛОВИХ СУБСИДІЙ ТА ПІЛЬГ   ЛИСТ від 28.03.2025 р. № 2800-030401-8/20889   (Витяг)   Розглянувши [...] запит [...] щодо розрахунку допомоги по тимчасовій непрацездатності за суміс...
04.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (31.03.2025 - 04.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   Больничный начался в день увольнения: что с ЕСВ? Согласно ст. 40 Кодекса законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года № 322-VІІІ с изменениями и дополнениями (далее – КЗоТ) не допускается увольнение работника по инициативе владельца или уполномоченного ...
18.04.2025
Выпуск: Новости недели для бюджетных учреждений (14.04.2025 - 18.04.2025)
Бюджет. Бухгалтерский обзор   10 ответов НАДС о новой классификации должностей государственной службы Постановление вступает в силу одновременно с Законом Украины от 11 марта 2025 года № 4282-ІХ "О внесении изменений в некоторые законы Украины о внедрении единых подходов в оплате труда госуд...
Новое
03.07.2025
Восстановление утраченных документов в результате боевых действий
Поясняем, как поступать в случае потери различных видов документов, куда обращаться и что нужно подготовить для их восстановления. Больше по теме: Утеряны первичные документы из-за военных действий: первые судебные решения Трудовая книжка утеряна или испорчена: как оформить дубликат Утрата докумен...
03.07.2025
Кабинет Министров утвердил изменения в постановление о Кадровом резерве
Кабинет Министров Украины утвердил постановление, которое вносит изменения в Порядок формирования кадрового резерва педагогических работников. Этот инструмент является частью внедрения политики «Школа офлайн» и позволяет учителям, которые могут остаться без педагогической нагрузки, прохо...
03.07.2025
Рынок аренды жилья ждут изменения: планируют создание фонда муниципального арендного жилья
Правительство внедряет экспериментальный проект создания фонда муниципального арендного жилья. Больше по теме: Аренда коммунального имущества: нюансы заключения договора Можно ли сдавать в аренду помещение, предоставленное в ссуду «Общины выступят заказчиками строительства. Документация буде...