Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Мониторинговый отчет – как способ оперативно усовершенствовать систему юстиции в условиях войны

22.07.2022

В понедельник, 18 июля, прошла презентация мониторингового отчета по результатам оперативного мониторинга правосудия в условиях войны.

«Полномасштабное вторжение России на территорию Украины – большая трагедия для всего украинского народа. Вместе с тем, с точки зрения юриспруденции это огромный опыт, которого не имеет ни одна страна в мире. Это вызывает большой интерес со стороны наших партнеров: как мы смоделировали систему юстиции, чтобы она удержалась в таких экстремальных условиях, какие изменения были и что еще нужно делать. Законодательство, международные механизмы, связанные с войной, устаревшие, не детализированные, не отвечают реалиям, насколько нам пришлось совершенствовать их в нормотворческой работе. Очевидно, что достигнуто было немало. Впрочем, необходимо вовремя посмотреть сбоку, где есть пробелы и что стоит доработать», – отметил во вступительном слове Министр юстиции Украины Денис Малюска.

«Устойчивость украинской системы юстиции в условиях войны отражена и в заключении Европейской Комиссии по кандидатству на членство Украины в ЕС. Одним из их тезисов было отражено, что правительство нашего государства даже в таких сложных условиях сохраняет устойчивость и управляемость», – подчеркнул заместитель Министра юстиции Украины Александр Банчук.

Важно, что системная работа Минюста по направлению мониторинга законодательства доносится до всех ветвей власти. Об этом сообщил директор Директората правосудия и уголовной юстиции Александр Олейник: «Когда мы будем подавать очередной проект на основе проведенного анализа путем осуществления мониторинга, и в пояснительной записке отметим те достижения, обоснования, полученные в процессе работы, – профильные комитеты Верховной Рады будут понимать, что это действительно фундаментальный труд, соответственно, доверие к этому продукту будет выше. Потому что это будет означать, что документ проговорен и апробирован судебной системой, юридическим сообществом».

Первыми в рамках мониторингового отчета были презентованы блоки «Судоустройство», «Судопроизводство» и «Уголовная юстиция».

Как отметил Председатель Кассационного хозяйственного суда в составе Верховного Суда Богдан Львов, с началом войны был выявлен ряд проблем в судебной системе: доступ к информации, которая в результате излишней прозрачности стала опасной для ее участников, сочетание работы почты с необходимостью обеспечения прав участников судебного производства, санкции , процессуальные сроки, содержание под стражей, передача подсудности дел из района в район, дистанционное производство, утраченные судебные разбирательства и т.д. Поэтому основная задача для всех – обеспечить безопасность для участников судебного процесса и гарантии непрерывности деятельности судов.

Это подтверждают и данные мониторинга. Так, по результатам оперативного мониторинга правосудия, в направлении «Судоустройства» эксперты выделили следующие проблемы судебной системы в условиях военного положения:

Порядок коммуникации, ограничение информации в судебных решениях. Для решения трудности нужно расширение методов коммуникации меж судами и участниками процесса как составляющей доступности правосудия. Поэтому предлагается:
Ввести на уровне НПА интеграцию сервисов электронного суда в систему «Действие» сервисов: 1) уведомление о месте и времени проведения судебного заседания; 2) доступ к текстам судебных решений; 3) доступ к электронным исполнительным документам.
Просмотреть способы уведомления сторон о заседаниях и о принятых процессуальных решениях в соответствующих положениях процессуального закона и закона о судоустройстве и статусе судей.
Усовершенствовать механизм возможности регистрации в Единой судебной информационно-телекоммуникационной системе (ЕСИТС) под нужды судов, территориальная подсудность которых изменена, разработать сервис настроек поступления (непоступления) сообщения о присланных судом документах в Электронный кабинет.
Ввести возможность обнародования судебных решений с учетом ограничений в части сохранения недоступности персональных данных не только сторон, но и других участников судебного разбирательства, в частности судей и секретарей судебных заседаний.
Предусмотреть, что сообщения и вызовы в судебные заседания, а также доступ к принятым решениям судов могут предоставляться посредством механизма автоматических сообщений, по электронной почте или сообщениям через другие средства связи, обеспечивающие фиксацию сообщения или вызова.
Усовершенствовать механизмы и возможности ограничения работы ЕСИТС и ограничения доступа к Единому государственному реестру судебных решений в период военного положения в Украине.
Порядок дистанционного функционирования судов и служащих системы правосудия в условиях военного положения. Для решения проблемы необходимо предусмотреть:
положения о том, что во время военного положения в связи с военными действиями, судебные заседания могут проводиться в залах заседаний других судов, а также в режиме видеоконференции вне помещения суда (залы заседаний), в том числе и судьей, с использованием собственных технических средств;
положения об особенностях дистанционной формы работы судов, участии в судебном заседании секретаря судебного заседания вне помещения суда (зала заседаний), как и подписание судебных решений и процессуальных документов, в том числе квалифицированным электронной подписью без составления или с отсрочкой составления их бумажного оригинала.
Относительно блока «Судопроизводство» были выявлены следующие проблемы, требующие решения в условиях военного положения в государстве:

  • Возобновление и продление процессуальных сроков.
  • Возобновление утраченного судебного производства.
  • Дистанционное разбирательство дел.
  • Расширение категорий дел письменного производства.
  • Установление юридических фактов.

Еще одно направление, которое в этот день рассматривали эксперты, – «Уголовная юстиция». Проведение оперативного мониторинга показало, что в этой сфере есть следующие проблемы:

Полномочия сотрудников оперативных подразделений:

  • компетенция на осуществление следственных действий;
  • отсутствие единства судебной практики;
  • необходимость оптимизации рабочей погрузки.

Дистанционное уголовное производство: в связи с пандемией возможности использования дистанционного уголовного производства были расширены; введенные изменения носят временный характер (на период действия карантина); судебная практика свидетельствует о невозможности проведения судебного заседания в режиме видеоконференции вне помещения другого суда.
Изменение и отмена мер в условиях военного положения:

  • Закон Украины №2198-ІХ от 14.04.2022;
  • новеллы касаются поддержки ВСУ и исполнения обязанности защиты Отечества;
  • наличие определенных пробелов, неточностей и коллизий

Для решения этих проблем эксперты предлагают:

✓наделить сотрудников оперативных подразделений полномочиями совершать отдельные процессуальные действия по письменному поручению следователя, прокурора;

✓ такими процессуальными действиями предлагается закрепить получение объяснений, вручение повесток о вызове, выполнение определения временного доступа к вещам и документам;

✓закрепить возможность участия участника судебного производства в судебном заседании в рамках уголовного производства в режиме видеоконференции вне помещения суда с использованием собственных технических средств;

✓всем участникам судебного производства (представители стороны обвинения, стороны защиты, потерпевший, свидетели, эксперты, специалист и т.п.) предоставить возможность инициировать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции вне помещения суда;

✓другое.

Отдельные предложения в результате проведенного оперативного мониторинга законодательства после дополнительных консультаций будут учтены для усовершенствования законодательства в системе юстиции.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.08.2025
Письмо НАДС: о возможности выплаты доплат за дополнительную нагрузку, связанную с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
25.07.2025
Письмо Минсоцполитики: об индексации стипендий
МІНІСТЕРСТВО СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ   ЛИСТ від 14.07.2025 р. № 404/0/98-25/314   Витяг   Департамент розгляду звернень громадян та контролю виконання документів Міністерства соціальної політики України [...] розглянув запит [...] щодо індексації грошових доходів [...] та п...
Новое
19.09.2025
Добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования
Добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования регулируется Законом Украины от 08 июля 2010 г. №2464-VI "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" и предоставляет возможность обеспечить страховой стаж и созда...
19.09.2025
Относительно оформления трудовой книжки для работника, впервые принимающегося на работу
Можно ли желание впервые принимаемого на работу работника об оформлении трудовой книжки оформить отдельным заявлением? Да. Поскольку нормами части третьей статьи 24, части второй статьи 48 Кодекса законов о труде Украины не предусмотрены формы, в которой должно быть выражено желание работника по оф...
19.09.2025
Как узнать о наличии или отсутствии налогового долга?
В Главном управлении ГНС в Луганской области обращают внимание, что узнать факт возникновения денежного обязательства, размер налогового долга, обязанность погасить налоговый долг и возможные последствия его непогашения в установленный срок, плательщик может по налоговому требованию. Согласно норма...