Минэкономики: О предоставлении неиспользованного оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы
Согласно абзацу третьего части первой статьи 12 Закона Украины от 15.03.2022 № 2136-IX "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения" (далее - Закон № 2136), с учетом изменений, внесенных Законом Украины от 22.12.2023 № 3494- IX "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения предоставления и использования отпусков, а также других вопросов" (далее - Закон № 3494), в период действия военного положения предоставления работнику любого вида отпуска (кроме отпуска в связи с беременностью и родами, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска в связи с усыновлением ребенка) свыше ежегодного основного отпуска, предусмотренного абзацем первым этой части, по решению работодателя может осуществляться без сохранения заработной платы. Предоставление неиспользованных дней такого отпуска переносится на период после прекращения или отмены военного положения. По решению работодателя неиспользованные дни такого отпуска могут предоставляться без сохранения заработной платы.
Изменениями предусматривается право, а не обязанность работодателя ограничить предоставление работнику в период действия военного положения любого вида отпуска (кроме отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска по связи с усыновлением ребенка) свыше ежегодного основного отпуска, предусмотренного абзацем первым части первой статьи 12 Закона № 2136. Поэтому работникам, имеющим право на такие оплачиваемые отпуска, по решению работодателя эти отпуска могут быть предоставлены в период военного положения.
В случае принятия решения работодателем о предоставлении без сохранения заработной платы неиспользованного оплачиваемого отпуска считаем, что работодатель должен обосновать необходимость предоставления этих отпусков без сохранения заработной платы и документально подтвердить наступление обстоятельств, повлекших за собой такую необходимость.
Следует отметить, что предоставление каких-либо оплачиваемых отпусков без сохранения заработной платы после прекращения или отмены военного положения противоречит статье 64 Конституции Украины, согласно которой:
1) отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений могут устанавливаться только в условиях военного или чрезвычайного положения;
2) в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений, а не отмены.
Следовательно, после прекращения или отмены военного положения неиспользованные дни оплачиваемых отпусков могут быть предоставлены только с сохранением на их период заработной платы (как предусмотрено статьей 74 Кодекса законов о труде Украины и статьей 2 Закона Украины от 15.11.96 № 504/96-ВР “О отпуска”).
Отмечаем, что в соответствии с частью первой статьи 58 Конституции Украины, законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
Следовательно, действие нормативно-правового акта во времени следует понимать так, что оно начинается с момента вступления этого акта в силу и прекращается с утратой им действия, то есть к событию, факту применяется тот закон или другой нормативно-правовой акт, во время действия которого они наступили или имели место.
Таким образом, нормы абзаца третьего части первой статьи 12 Закона № 2136 (в редакции Закона № 3494) могут быть применены только к отпускам, на которые работник вступил в права после 24.12.2023 – дня вступления в силу соответствующих изменений.
Одновременно сообщаем, что письма министерств не являются нормативно-правовыми актами, они носят информационно-рекомендательный характер.
Учитывая, что в Украине введено военное положение, Минэкономики минимизирует использование бумажного документооборота, в связи с чем ответ предоставляется по электронной почте.
Комментарии к материалу