Коррупционные риски в публичных закупках во время военного положения: рекомендации НАПК
Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) провело комплексное исследование «Коррупционные риски при проведении публичных закупок в условиях военного положения» и выявило ряд коррупционных рисков. Этот вопрос приобрел особую актуальность из-за стремления украинского общества к осуществлению антикоррупционных реформ даже в условиях войны, без решения которого невозможна дальнейшая европейская и евроатлантическая интеграция Украины.
В октябре прошлого года, в ответ на угрозы, созданные полномасштабным вторжением России и во избежание огласки информации, относящейся к вопросам национальной безопасности, в Украине была уменьшена прозрачность закупок и ослаблены ограничения по их подотчетности.
Учитывая важность проблемы и внимание общества к публичным закупкам, НАПК провело исследование и выявило ряд коррупционных рисков:
- возможность представления тендерных предложений по цене выше ожидаемой стоимости;
- злоупотребление закупками через электронный каталог;
- применение «искусственных преград» в закупках для предпочтения необходимому участнику;
- коррупционные злоупотребления путем заключения прямых договоров;
- невозможность обжалования решений, действий или бездействия заказчиков при проведении упрощенных процедур закупок;
- другие (неценовые) критерии оценки предложений как инструмента злоупотребления и т.д.
По результатам исследования эксперты НАПК наработали и предоставили рекомендации по минимизации и устранению коррупциогенных факторов. Прежде всего, они касаются необходимости внесения изменений в постановление Кабинета Министров Украины №1178 от 12.10.2022.
Напомним, в ответ на агрессию РФ и в интересах национальной безопасности, Правительство Украины приняло Постановление «Об утверждении особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины «О публичных закупках», на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены». Этим Постановлением, в частности, было установлено:
- перечень оснований для неприменения электронной системы закупок;
- право для заказчиков применять электронный каталог без ограничения стоимости закупки;
- сокращение сроков и упрощение условий проведения открытых торгов;
- возможности для изменения существенных условий договора о закупке после его заключения и т.п.
Применение гибких механизмов осуществления закупок представляется возможным только в условиях военного положения. Однако Национальное агентство отмечает, что возврат к общим принципам осуществления закупок является наиболее продуктивным путем защиты интересов государства и народа Украины от потенциальных коррупционных рисков.
Отечественная электронная система закупок уже доказала, что отвечает передовым международным стандартам, а ее стабильная работа и способность гибко реагировать на вызовы свидетельствуют о том, что Prozorro должна стать единой системой для осуществления всех закупок по проектам послевоенного восстановления страны.
С исследованием НАПК можно ознакомиться по ссылке.
https://nazk.gov.ua
Комментарии к материалу