Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Комитет ВРУ поддержал законопроект о ликвидации МСЭК

12.11.2024 9 0 0

Система медико-социальной экспертизы (МСЭК) для установления инвалидности, которая осталась в Украине по наследству с советских времен, давно воспринималась обществом как устаревшая и забюрократизированная. Война выявила недостатков еще больше в работе этой системы, которую теперь четко ассоциируют со взяточничеством.

В целях обеспечения надлежащей защиты прав и законных интересов граждан Украины и недопущения злоупотреблений в сфере медико-социальной экспертизы Президент Украины своим Указом №732/2024 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 22 октября 2024 года «О противодействии коррупционным и другим правонарушениям во время установления инвалидности должностным лицам государственных органов» поручил Правительству в месячный срок разработать и подать в Парламент соответствующий законопроект, чтобы уже с начала следующего, 2025 года, устаревшая и коррумпированная система медико-социальной экспертизы в Украине была полностью ликвидирована и заменена новой эффективной системой оценка повседневного функционирования человека.

4 ноября этого года во исполнение Указа Главы Государства Правительство внесло в Верховную Раду соответствующий законопроект реестр. №12178.

Комитет по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования, определенный главным по подготовке этого законопроекта к рассмотрению на пленарном заседании Парламента, рассмотрел его на своем заседании 6 ноября 2024 года.

Председатель Комитета Михаил Радуцкий во время обсуждения законопроекта подчеркнул неотложность и важность этой законодательной инициативы. "Старая и коррумпированная система МСЭК настолько себя скомпрометировала, что преодолеть негативные последствия и восстановить доверие граждан к ней можно только кардинальными решениями", - отметил он.

Министр здравоохранения Виктор Ляшко представил собравшимся основные положения законопроекта реестр. №12178. В частности, он отметил, что законопроект предлагает внесение комплексных изменений в 27 кодексов и законов Украины, которыми предусмотрена трансформация процессов оценки ограничения повседневного функционирования личности и установление инвалидности. Новая система должна заработать с 1 января 2025 года, а существующие медико-социальные экспертные комиссии будут ликвидированы до 31 декабря этого года. При этом предложенные законопроектом изменения не будут касаться установленных социальных гарантий для лиц с инвалидностью и процесса проведения медико-социальной экспертизы для детей.

В частности, законопроект предусматривает:

  • перенос экспертизы (которая теперь называется оценкой повседневного функционирования личности) в кластерные и сверхкластерные больницы, что обеспечит доступность прохождения для человека и улучшит кадровый компонент комиссий;
  • проведение оценки соответствующими экспертными командами, которые будут формироваться с использованием информационно-коммуникационной системы в сфере здравоохранения индивидуально для каждого случая;
  • разработку с учетом международных требований и стандартов специальных критериев оценки с подтверждением их через электронную систему здравоохранения;
  • направление лица на прохождение оценивания непосредственно семейным или лечащим врачом;
  • цифровизацию всего процесса оценки и внедрения электронного направления для прохождения оценки и прочее.

Законопроектом четко определяются функции экспертных команд и устанавливаются специальные антикоррупционные предохранители по их работе.

Предусмотрено также, что председатель и члены экспертных команд будут нести гражданскую, административную или уголовную ответственность по закону за неправомерные решения, действия или бездействие, в том числе за незаконное разглашение информации о лице, относительно которой проводится оценка повседневного функционирования. Кроме того, на членов экспертных команд по оценке повседневного функционирования будет распространяться антикоррупционное законодательство.

Представляя законопроект Виктор Ляшко сообщил также, что в настоящее время разрабатывается постановление Правительства, которое предусматривает соответствующий переходный период на время внедрения новой системы и начала ее делать, чтобы все нуждающиеся в прохождении экспертизы могли получить необходимые услуги.

Рассмотрев законопроект №12178 Комитет принял решение рекомендовать Верховной Раде по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении принять его за основу с учетом необходимости его доработки ответило в часть первой статьи 116 Регламента Верховной Рады.

За это решение проголосовало 10 народных депутатов:

  • Лада Булах, Василий Вирастюк, Дмитрий Гурин, Юрий Заславский, Яна Зинкевич, Валерий Зуб, Сергей Кузьминых, Максим Перебийнис, Михаил Радуцкий, Ольга Стефанишина.

На заседании Комитета 6 ноября 2024 года также был рассмотрен и поддержан в первом чтении проект Закона Украины о системе охраны психического здоровья в Украине (№12030), поданный народным депутатом Украины Булах Л.В и другими народными депутатами Украины (всего 67 НИУ).

Этим законопроектом предусмотрено принятие целостного закона, регулирующего правовые, организационные, экономические и социальные основы функционирования системы охраны психического здоровье в Украине, которое будет построено по лучшим международным практикам на основе неукоснительного соблюдения прав человека, принципа ориентированности на человека и биопсихосоциальной модели предоставления услуг по сохранению психического здоровья и благополучия населения. Необходимость создания соответствующей законодательной основы для развития психологической и психотерапевтической служб подтверждена результатами реализации Всеукраинской программы ментального здоровья «Ты как?», которая начала работу в Украине с мая 2022 года по инициативе Первой Леди Украины Елены Зеленской, и благодаря которой в настоящее время продолжается построение украинской собственной уникальной системы качественных и доступных услуг по охране психического здоровья, направленная на обеспечение обновления ментального благополучия каждого индивида.

За решение поддержки этого законопроекта в первом чтении и доработки до второго чтения в соответствии с частью первой статьи 116 Регламента ВРУ проголосовало 10 народных депутатов:

  • Лада Булах, Василий Вирастюк, Дмитрий Гурин, Валерий Дубиль, Юрий Заславский, Яна Зинкевич, Валерий Зуб, Сергей Кузьминых, Максим Перебийнис, Михаил Радуцкий. Удержалась – Ольга Стефанишина.

Кроме того, Комитетом рассмотрен подготовленный ко второму чтению проект Закона Украины о внесении изменений в некоторые законы Украины по усовершенствованию регулирования производства и обращения пищевых дополнителей реестр. №11389, принятый Верховной Радой в первом чтении за основу 10 октября этого года.

Разработка этого законопроекта предусмотрена Планом законопроектной работы Верховной Рады на 2024 год. Он разработан Министерством здравоохранения в сотрудничестве с народными депутатами – членами Комитета. Целью законопроекта является усовершенствование регулирования производства и обращения пищевых дополнителей на рынке Украины с учетом требований законодательства ЕС в этой сфере, а также практического опыта применения в отдельных европейских странах.

Принятие этого законопроекта во втором чтении и в целом как Закон поддержали 11 народных депутатов: Лада Булах, Василий Вирастюк, Дмитрий Гурин, Валерий Дубиль, Юрий Заславский, Яна Зинкевич, Валерий Зуб, Сергей Кузьминых, Максим Перебийнис, Михаил Радуцкий, Ольга Стефанишина.

Также Комитет рассмотрел в порядке контроля вопрос требования программы медицинских гарантий 2025 года для контрактирования предоставлятелей медицинских услуг. Глава Национальной службы здоровья Украины Гусак Н.Б. проинформировала участников заседания об обновленных требованиях медицинских учреждений в рамках Программы медицинских гарантий (ПМГ) на 2025 год.

Комментарии к материалу