Каков порядок подписания налоговой отчетности в электронном виде при временном отсутствии руководителя (директора) или главного бухгалтера?
Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины от 02 декабря 2010 года № 2755-VI (далее – НКУ) (п. 42.6 ст. 42 главы 1 разд. II НКУ) и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 06.06.2017 № 557, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03.08.2017 под № 959/30827 (с изменениями) (далее – Порядок).
Пунктом 48.5 ст. 48 главы 2 разд. II НКУ определено, что налоговая декларация должна быть подписана, в частности руководителем налогоплательщика или уполномоченным лицом, а также лицом, отвечающим за ведение бухгалтерского учета и представление налоговой декларации в контролирующий орган. В случае ведения бухгалтерского учета и представления налоговой декларации непосредственно руководителем налогоплательщика, такая налоговая декларация подписывается таким руководителем.
Достаточным подтверждением подлинности документа налоговой отчетности является наличие оригинала подписи уполномоченного лица на документе в бумажной форме или наличие наложенной на электронный документ квалифицированной электронной подписи или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированном сертификате электронной подписи 1 2155-VIII «Об электронной идентификации и электронных доверительных услугах» (п.п. 48.5.1 п. 48.5 ст. 48 главы 2 разд. II НКУ).
Согласно п. 2 разд. II Порядка создает электронные документы в сроки и в соответствии с порядком, определенным законодательством для соответствующих документов в электронной и бумажной форме, с указанием всех обязательных реквизитов и с использованием средства квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии), руководствуясь Порядком.
Руководитель обязан для предоставления квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи, базирующейся на квалифицированном сертификате электронной подписи, на электронные документы при их передаче в контролирующий орган использовать личный ключ, квалифицированный сертификат которого предоставлен руководителем в контролирующий орган первым любым электронным документом или уведомлением о предоставление информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи, основанной на квалифицированном сертификате электронной подписи (п. 1 разд. ІІІ Порядка).
Руководитель налогоплательщика определяет, изменяет перечень уполномоченных лиц налогоплательщика, наделяемых правом подписания, представления, получения ими документов и информации через электронный кабинет от имени налогоплательщика, и определяет их полномочия (абзац второй п. 42.6 ст. 42 главы 1 разд. II НКУ).
Для предоставления права подписи электронных документов другим лицам, которым делегировано право подписи, автор сообщает о таких лицах контролирующий орган, на учете в котором состоит автор, путем направления сообщения о предоставлении информации о квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи (далее – Сообщение) в электронном виде за формой согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3 разд. ІІІ Порядка).
В сообщение вносится информация о подписчике (подписчике), которому (которым) предоставляется право подписи электронных документов. На сформированное Уведомление первыми накладываются квалифицированные или усовершенствованные электронные подписи, основанные на квалифицированных сертификатах электронных подписей всех лиц, включенных в Уведомление, в порядке очередности их внесения в Уведомление, после них – квалифицированная или усовершенствованная электронная подпись руководителя и последней – квалифицированная электронная печать (за наличия), который базируется на квалифицированном сертификате электронной печати (п. 4 разд. ІІІ Порядка).
Электронный документооборот между налогоплательщиком и контролирующим органом прекращается исключительно в случаях, предусмотренных п. 42.6 ст. 42 НКУ.
Учитывая вышесказанное, в случае временного отсутствия (отпуск, в т. ч. отпуск по уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) руководителя (директора) на сформированную налоговую отчетность в электронном виде налагаются квалифицированные или усовершенствованные электронные подписи должностных лиц, которым делегировано право подписи, путем направления Уведомления, принятого контролирующим органом, в следующем порядке:
- первым – главного бухгалтера;
- вторым – лица, указанные в Сообщении с типом подписи «Директор»;
- третьим – квалифицированная электронная печать (при наличии).
Следует отметить, что в случае истечения срока квалифицированной или усовершенствованной электронной подписи лица, указанного в Сообщении с типом подписи «Директор»/«Бухгалтер», такое лицо теряет право подписи электронных документов.
При временном отсутствии (отпуск, в т. ч. отпускпо уходу за ребенком до достижения им предусмотренного законодательством возраста, больничный) главного бухгалтера на сложившуюся налоговую отчетность в электронном виде налагаются квалифицированная или усовершенствованная электронная подпись руководителя (директора) и квалифицированная электронная печать (при наличии).
Указанный ответ размещен на странице Общедоступного информационно-справочного ресурса.
https://svp.tax.gov.ua
Комментарии к материалу