При регистрации договоров Казначейство предоставило официальное толкование норм законодательства по применению кодов экономической классификации расходов (КЭКР).
Независимо от стоимости закупка оргтехники и компьютерной техники квалифицируется как приобретение предметов долгосрочного пользования. Следовательно, даже такие мелкие покупки, как клавиатуру с мышью, необходимо проводить по КЭКР 3110, а не по КЭКР 2210, подпункту 8, как это было раньше.
Что об этом известно?
Следует отметить, что в последнее время не произошло изменений в законодательстве о подходах к приобретению компьютерной техники по разным кодам экономической классификации расходов (КЭКР). Соответствующие изменения были введены еще в 2020 году.
Также в 2022 году Государственной казначейской службой было предоставлено письмо от 07.09.2022 № 15-12-12/12036 "О применении КЭКР при приобретении оргтехники".
В настоящее время ГКСУ при оплатах уделяет большее внимание оплате за КЭКР 2210 и КЭКР 3110, учитывая разную очередность оплат по разным КЭКР.
Что нам сообщает письмо ГКСУ
Согласно части пятой статьи 10 Бюджетного кодекса Украины (далее – Кодекс), расходы бюджета классифицируются по экономической характеристике операций, осуществляемых при их проведении (экономическая классификация расходов бюджета).
Согласно этой классификации, расходы делятся на:
Пунктом 1.6 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 № 333 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 21.06.2012 № 754), зарегистрированным в Министерстве 102 № 203. 456/20769 (далее – Инструкция) определено, что капитальные расходы – это расходы, которые направляются, в частности, на:
Критерии (стоимостные и временные показатели) капитальных расходов регулируются действующим законодательством.
По категории 2200 "Использование товаров и услуг" производится оплата:
Приобретение, в частности расходных и других материалов к компьютерной технике и оргтехнике (кабельных коробов-кабелеводов, монтажных и коммутационных панелей, розеток, коннекторов-соединителей, накопителей информации, картриджей, тонеров и т.д.) осуществляется по коду экономической классификации расходов 2210 2.2.1 пункта 2.2 инструкции).
Приобретение оргтехники, компьютерной техники (в том числе приобретение программного обеспечения, предусмотренное вместе с приобретением компьютерной техники) осуществляется по коду экономической классификации расходов 3110 "Приобретение оборудования и предметов долгосрочного использования" (подпункт 3.1.1 пункта 3.1 Инструкции).
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете и раскрытие в финансовой отчетности информации об основных средствах, других необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы определены:
1. Национальным положением (стандартом) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 "Основные средства", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 12.10.2010 № 1202 (далее – Стандарт 121);
2. Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 № 11 (далее – Методические рекомендации).
Классификация основных средств приведена в пункте 3 раздела II Стандарта 121 и пункте 1 раздела II Методических рекомендаций, которыми, в частности, определено, что компьютерная техника и ее компоненты (компьютеры, мониторы, периферийное и сетевое оборудование компьютера, которые по стоимости за единицу или комплект относятся к основным средствам) и электро аналоговые машины, цифровые вычислительные машины и устройства) учитываются в группе “машины и оборудование” основных средств.
Вместе с тем, обращаем внимание, что приказом Министерства финансов Украины от 20.07.2020 № 432 “О внесении изменения в Национальное положение (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 “Основные средства” была изъята норма, которая устанавливала стоимостные признаки для признания активов основными средствами.
Отменено правило, согласно которому к малоценным внеоборотным материальным активам относились предметы стоимостью до 6 000 грн., а именно:
"Субъекты государственного сектора относят к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 6000 гривен, и срок использования которых превышает один год."
Согласно ст. 8 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности", учетная политика:
Учитывая вышесказанное, код экономической классификации расходов определяется не стоимостью предметов, а их экономической сущностью и способом отражения в бухгалтерском учете.
Что важно знать
В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" предприятие самостоятельно определяет в соответствии с учредительными документами учетную политику предприятия. Поэтому на предприятии должен быть утвержден распорядительный документ по учетной политике (согласно Приказу Минфина от 27.06.2013 № 635 "Об утверждении Методических рекомендаций по учетной политике предприятия").
Этим документом, например, может быть Приказ об организации учета и учетной политики, определяющий, в частности, стоимостные признаки предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов. Также в приказе могут быть прописаны критерии, по которым актив признается основным средством.
Предприятие может установить, что к числу основных средств относится актив с ожидаемым сроком полезного использования (эксплуатации) свыше одного года и стоимостью больше определенной суммы.
Вывод
Главное, что должны осознавать учреждения государственного сектора: ни законодательство, ни Государственная казначейская служба не устанавливают жесткие стоимостные границы или автоматические правила по применению КЭКР 2210 или 3110. Ответственность за правильный выбор кода экономической классификации возлагается непосредственно на учреждение.
https://infobox.prozorro.org