Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как органам местного самоуправления использовать информацию по электронным данным на сайте НСЗУ

16.03.2023 71 0 0

Это необходимо при стратегическом планировании и принятии операционных решений в сфере здравоохранения.

При определении стратегических направлений и принятии операционных решений в сфере здравоохранения (далее – ОС) органам местного самоуправления (далее – ОМС) часто необходимы так называемые верифицированные данные, которые могут быть неоспоримыми аргументами.

Теоретически, каждая община может собирать необходимый набор данных самостоятельно, привлекая к этому те учреждения здравоохранения (далее – ЗОЗ), которые предоставляют медицинские услуги жителям этой общины. Однако на практике такие запросы только добавляют нагрузку на медицинский персонал ЗОЗ, нередко формируются с задержками и большим процентом некорректных данных и, главное, не дают возможности увидеть более широкую картину существующей и ретроспективной ситуации в других ЗОЗ относительно подходов к управлению, распределению ресурсов, объему. и направлений медицинских услуг. В то же время с учетом инфраструктурного этапа реформы системы ОС, созданием состоятельных госпитальных и первичных сетей медицинской помощи, изменений условий контрактирования Национальной службой здоровья Украины (далее – НСЗУ) с 2024 года – проверены наборы данных, круглосуточно имеющихся в открытом доступе на сайте НСЗУ. именно тем инструментом, который может помочь ОМС определиться со стратегией адаптации к новым условиям.

Эта статья освещает возможные подходы к анализу данных с сайта НСЗУ, содержит прямые ссылки на отображаемые их страницы, а также представляет на обезличенных примерах анализ операционной деятельности ЗОЗ, что непременно пригодится как общинам-владельцам медицинских учреждений, так и тем общинам, не имеющих в собственности ЗОЗ.

Сегодня массивы данных на сайте НСЗУ представлены в виде 22 дашбордов и 25 областных аналитических отчетов, в которые включены каждый коммунальный ЗОЗ, который был законтрактован НСЗУ в 2021 и 2022 годах. Итак, речь пойдет о возможных вариантах анализа информации с сайта НСЗУ на следующих примерах:

 Статистика поданных деклараций о выборе врача первичной медицинской помощи (ссылка)

Раздел ІІІ «Детализация поданных деклараций. Таблица» предоставляет информацию по количеству задекларированных по возрастным группам, ФИО врачей и ЗОЗ. Сразу становится очевиднее, кто из предоставлятелей медицинских услуг имеет декларантов в населенных пунктах общины и обосновывает запрос на организацию выездных (по графику) приемов врачей к задекларированному населению в отдаленные населенные пункты общины.

Раздел VI расширяет возможности анализа демографического состава общины, поскольку представляет информацию о декларантах не по возрастным группам, а по годам рождения и статью, что вместе с демографическим реестром общины составляет базу для стратегических направлений развития и четко указывает на потенциальные направления программ общественного здоровья ( далее – ГЗ) по организации предоставления доврачебной помощи, дополнительного оснащения отдаленных амбулаторий и ФП.

Например, в общине на 14 тыс. жителей с разветвленной сетью населенных пунктов осуществляют свою деятельность по оказанию первичной медицинской помощи два коммунальных ЗОЗ и два врача-ФЛП. Из представленной на сайте НСЗУ информации становится очевидно, что большинство детского населения возрастной группы 0-6 лет задекларировано в одной из частных практик, а население почтенного возраста 75+ в коммунальных учреждениях, остальные группы равно распределены между всеми поставщиками. Общее количество врачей, обслуживающих население общины, составляет 11 человек. Жители населенных пунктов подписаны к врачам без учета территории доступности, из-за чего возникают постоянные сетования на нехватку выездных приемов.

Анализ этой информации помог ОМС выйти на конструктивный диалог с предоставлятелями медицинских услуг, депутатами, старостами по организации выездных приемов врачей в населенные пункты общины по согласованному графику при достижении 10% от общезадекларированного лекарственного списка. В населенные пункты, имеющие более 40% населения 75+, планируется закупка дополнительного оборудования, в том числе телемедицинского, и обновление навыков медицинского персонала по проведению сердечно-легочной реанимации.

Анализ покрытия аптеками-участниками программы реимбурсации лекарственных средств («Доступные лекарства») сети первичной медицинской помощи (ссылка)

  В разделе «Таблица расстояний от места предоставления ГТД до ближайших аптек и аптечных пунктов» можно наглядно увидеть, какое расстояние должны преодолеть жители общины для того, чтобы получить лекарства по выписанному рецепту в 5 ближайших аптеках, сравнить ситуацию с аналогичной ситуацией в соседних общинах, а также получить сведения о провайдерах фармацевтического рынка, которые работают в вашем регионе или похожей по показателям местности в других регионах.

К тому же раздел «Карта классификации мест предоставления ПМД по количеству деклараций и расстоянию до ближайшей аптеки/аптечного пункта» представляет информацию в удобном формате для потенциальных переговоров по организации доступности аптек/аптечных пунктов среди сообществ-соседей. Наличное

Фармацевтическое законодательство предоставляет достаточно широкие возможности организации доступности для получения выписанных фармацевтических препаратов. Например, через организацию в рамках межмуниципального сотрудничества между общинами региона фармацевтического КП, которое хотя и будет исключительно социальным проектом, но безусловно поднимет уровень оказания медицинской помощи на качественно новую ступень. То есть приведенные в этом разделе данные дают достаточные основания для ОМС по инициированию публичного диалога и становятся аргументированной базой для принятия решений на уровне общества.

Оплаты предоставлятелям медицинской помощи по Программе медицинских гарантий (ссылка)

  Раздел «Анализ оплат НСЗУ с помощью структурированного дерева» дает наглядную информацию о проведенных оплатах ЗОЗ как индивидуально, так и в любой комбинации среди законтрактованных заведений за разные периоды, что позволяет быстро сравнить поступления ЗОЗ, которые имеют примерно одинаковое количество населения для обслуживания обслуживают ли одну территорию доступности.

В то же время «Распределение оплат по группам услуг» представляет оплаты в виде диаграммы по распределению поступлений по разным группам услуг. Такой анализ позволяет отслеживать контракты по тем пакетам, которые оказывают большее влияние на финансовую стабильность, и, сравнивая с затратами по тем же направлениям, определить, какое из направлений требует особого внимания при определении стратегических приоритетов и распределения ресурсов.

  Более глубоко проанализировать операционную деятельность каждого отдельного ЗОЗ или определенной группы ЗОЗ в рамках одной области можно в разделе:
Аналитическая информация о состоянии реализации программы медицинских гарантов по областям (ссылка)
Этот раздел представляет детализированную информацию о предоставлении медицинских услуг в рамках одной области.
В разделе 1.2 представлена информация о суммах контрактирования ЗОЗ по Программе медицинских гарантий. Учитывая инфраструктурный этап реформы ОС особого внимания заслуживает анализ пакета №49 за 2022 год «Обеспечение сохранения кадрового потенциала для оказания медицинской помощи», особенно для учреждений, в которых процент поступлений по этому пакету составляет выше 10%.
Приведенная во вкладке 1.7 информация о других поступлениях, в том числе из бюджетов разных уровней, от платных услуг и благотворительной помощи, вместе со всеми категориями расходов предоставляют абсолютно четкую картину о подходах к управлению данным ЗОЗ. Например, в некоторых учреждениях за год не закупались средства индивидуальной защиты или дезинфекции. В то же время, сравнение объема расходов на медикаменты и товары медицинского назначения помогают понять, получают ли жители общины лечение препаратами из национального перечня лекарственных средств на безвозмездной основе. НСЗУ определяет, что в структуре расходов законтрактованного ими поставщика расходы на медикаменты и товары медицинского назначения не могут составлять менее 15%.

Трудно переоценить важность информации во вкладке 1.13 о фондах оплаты труда разных категорий персонала ЗОЗ, особенно с учетом анализа предыдущих вкладок. Например, сравнивая несколько ЦПМСП или больниц, подпадающих под критерии статуса общей больницы, в пределах одной области или даже одного кластера, мы можем наблюдать абсолютное разное соотношение фондов оплаты труда разных категорий персонала, количества персонала и узнать, насколько фонд оплаты труда соответствует показателю в структуре пакетов Программы медицинских гарантий – 85%. Даже быстрый анализ вкладки и вкладки 1.3 с выбором больниц, расположенных в пределах одного кластера, демонстрирует возможные пути стратегического объединения или концентрации усилий на определенном направлении в условиях адаптации к новым статусам больниц.

Итак, периодический анализ верифицированных массивов данных является неоспоримым аргументом для определения стратегических направлений развития системы ОС, распределения ресурсов, определения партнеров и роли общества в обеспечении доступности медицинских и фармацевтических услуг для жителей общины. Изучение всех возможностей дашбордов НСЗУ для ОМС является дальновидной инвестицией времени, что поможет обществу быть более адаптированным как в средне-, так и в долгосрочной перспективе.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу