Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Как изменение зачисления НДФЛ по месту жительства плательщика может поддержать местные бюджеты – готовится исследование

28.10.2024 2 0 0

Эксперты готовят исследование влияния на местные бюджеты изменения способа зачисления НДФЛ. 24 октября Программа U-LEAD с Европой вместе с Программой Polaris «Поддержка многоуровневого управления в Украине» провели дискуссионную панель на тему влияния изменения зачисления НДФЛ по месту жительства плательщика.

К обсуждению приняли участие представители Верховной Рады, Министерства финансов, Министерства экономики, эксперты и народные депутаты.

Эксперты провели моделирование для оценки влияния изменения механизма зачисления НДФЛ на налоговую способность территориальных общин, основанную на использовании официальных данных и результатов репрезентативного опроса жителей общин.

Сорен Гербст, руководитель отдела поддержки многоуровневой системы управления Программы U-LEAD с Европой, отметил:

«Мы считаем, что решения об изменении механизма распределения НДФЛ должны основываться на соответствующих данных и расчетах и ​​учитывать интересы и возможности разных стейкхолдеров».

«Дискуссия о распределении местных финансов и совершенствовании механизма зачисления НДФЛ связана с доработкой рамочных условий функционирования местного самоуправления в Украине», - подчеркнула Иева Калниня, руководитель направления многоуровневого управления Программы Polaris.

 Во время мероприятия отмечалось, что сейчас около 40% НДФЛ идет не к общинам, где работают плательщики, а это усиливает неравенство: 70% общин остаются дотационными.

Экспертное моделирование показывает, что зачисление НДФЛ по месту жительства может повысить поступление в 90% общин и уменьшить количество дотационных муниципалитетов до 55%.

«Нам нужно обсуждать все фискальные риски и искать решения на них. Поэтому эта мера - то, что нам нужно, чтобы сформировать следующие действия по усовершенствованию механизма зачисления НДФЛ. Особенно учитывая вызовы в контексте евроинтеграционного процесса», - прокомментировал Александр Корниенко, первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины.

Заместитель Министра развития общин и территорий Украины Алексей Рябыкин отметил важность рассмотрения решения проблемы налога на доходы физических лиц в контексте европейской практики и целей политики сплочения ЕС.

Участники обсуждения отметили, что реформа нуждается в совершенствовании регистрационной системы, мерах по уменьшению неформальной занятости и компенсационных механизмов для общин, которые могут потерять часть поступлений.

«Действительно очень профессиональное исследование и актуальная тема. Уплата НДФЛ по месту жительства, а не по месту работы – абсолютно правильное направление политики. Не только потому, что так есть в цивилизованных странах, а потому что так правильно, - считает Виктор Тимощук, заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ, с.н.с. Института государства и права имени В.М.Корецкого НАН Украины. - Человек (или работодатель за человека) должен платить налоги в ту общину, где он живет и получает публичные услуги от государства и общины. Тогда есть четкая политическая связь: уплачиваю налоги – выбираю местную власть – требую эффективного использования уплаченного налога. Так растет политическая культура».

По мнению эксперта, должна быть и четкая связь между публичными услугами и местожительством и уплатой налогов.

«Тогда дошкольное воспитание, школа и все такое - в моей общине, за мои налоги. В «чужой» общине отдельно оплачиваю эти услуги или включаются другие механизмы между общинами и государством», - считает эксперт.

Виктор Тимощук отдельно обратил внимание на слова эксперта Тони Левитаса о том, что в Польше переход на уплату НДФЛ по месту жительства резко повысил мотивацию самих общин действовать проактивно:

  • стимулировать граждан к фактической регистрации места жительства в общине, то есть к корректному учету своих жителей;
  • поддерживать детенизацию экономики, ведь тогда налоги – это уже ресурс общины.

«Поэтому эта реформа тесно связана и с реальной реформой наиболее массовой административной услуги – регистрации места жительства. Следует переходить на либеральную декларативную (сообщительную) модель, когда человек легко и без дополнительных бумаг/доказательств сможет задекларировать свое реальное место жительства (без привязки к праву собственности, официальной аренде и т.п.). Так как это делают сегодня ВПЛ», - считает Виктор Тимощук.

В ближайшее время эксперты планируют опубликовать текст исследования и моделирования для более широкого обсуждения.

Как известно, Кабинет Министров Украины официально утвердил План мер по реформированию местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине на период 2024-2027 годов. Он предусматривает проведение анализа, а также разработку предложений, направленных на усовершенствование механизма зачисления НДФЛ в местные бюджеты по месту жительства налогоплательщика.

На тему:

  • Исследование 2021 года "Место уплаты НДФЛ в Украине: юридическая история и текущая практика" есть по ссылке.
  • О том, как НДФЛ распределяется в европейских странах и ситуацию в Украине, узнайте в статье Тони Левитаса
  • Реформирование системы распределения НДФЛ в Украине - экспертные материалы являются ЗДЕСЬ.

https://decentralization.ua

Комментарии к материалу