Изменения в публичных закупках с 02.11.2023: рекомендации Минэкономики
Министерство экономики Украины как Уполномоченный орган, основными функциями которого является предоставление обобщенных ответов рекомендательного характера относительно применения законодательства в сфере закупок и информирования общественности о политике и правилах осуществления публичных закупок, сообщает.
С 02.11.2023 вступили в силу постановление Кабинета Министров Украины от 31.10.2023 г. № 1135 "О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 14 сентября 2020 г. № 822 и от 12 октября 2022 г. № 1178" (далее – постановление 1135), внесенные изменения в Порядок формирования и использования электронного каталога, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 14.09.2020 № 822 (далее – Порядок № 822) и Особенностей осуществления публичных закупок товаров, работ и услуг для заказчиков, предусмотренных Законом Украины “О публичные закупки”, на период действия правового режима военного положения в Украине и в течение 90 дней со дня его прекращения или отмены, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.2022 № 1178 (далее – Особенности, постановление № 1178), а также постановление Кабинета Министров Украины от 02.11.2023 № 1140 "О выделении средств из резервного фонда государственного бюджета для обеспечения безопасности судоходства и содействия стабильности морских перевозок" (далее – постановление № 1140), которым внесены изменения в пункт 13 Особенностей.
Относительно изменений, внесенных в Особенности
Согласно внесенным изменениям, согласно пункту 12 Особенностей, в запросе предложений поставщиков по предмету закупки товара, стоимость которого меньше 500 тыс. гривен, заказчик может определить информацию о характеристиках товара и их допустимых значениях в пределах спецификации товара, определенной администратором электронного каталога .
Запрос предложений поставщиков по предмету закупки товара, стоимость которого равна или превышает 500 тыс. гривен, осуществляется в соответствии со спецификацией товара, сформированной администратором электронного каталога, которая не предусматривает возможности заказчика самостоятельно определять информацию о характеристиках товара и их допустимых значениях.
Следовательно, при формировании запроса предложений поставщиков заказчик может сузить характеристики товара, выбрав те или иные параметры из предложенных администратором электронного каталога (например, размер, цвет, торговую марку и т.п.) в пределах спецификации товара исключительно если стоимость предмета закупки товара меньше 500 тыс. гривен.
Подробно с инфографикой об этом в статье "Изменения в Постановления 1178 и 822 на основании Постановления 1135 от 31.10.2023г" по ссылке: http://surl.li/mzntk на сайте администрируемого ГП "Прозорро".
Постановлениями № 1135 и № 1140 внесены изменения в пункт 13 Особенностей, которыми дополнен перечень случаев, при которых заказчик может осуществить приобретение товаров и услуг (кроме услуг по текущему ремонту), стоимость которых составляет или превышает 100 тыс. гривен, услуг по текущему ремонту стоимость которых составляет или превышает 200 тыс. гривен, работ, стоимость которых составляет или превышает 1,5 млн гривен, без использования электронной системы закупок (далее – ЕСЗ) путем заключения прямого договора о закупке без применения открытых торгов и/или электронного каталога для закупки товара, а именно когда осуществляется закупка:
ПО, средств связи, устройств и средств сетевой безопасности и других средств защиты технической и информационной инфраструктуры Аппаратом Совета национальной безопасности и обороны Украины для обеспечения функционирования и развития Главного ситуационного центра Украины в случае, когда информация, которая должна быть обнародована в объявлении о проведение открытых торгов и/или в тендерной документации, является информацией с ограниченным доступом или когда ее разглашение во время действия правового режима военного положения может представлять угрозу национальной безопасности (подпункт 17 пункта 13 Особенностей);
природного газа субъектом рынка природного газа, на которого Кабинетом Министров Украины в соответствии с Законом Украины "О рынке природного газа" возложены специальные обязанности для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (подпункт 18 пункта 13 Особенностей);
осуществляется закупка услуг, связанных с созданием или привлечением финансовых инструментов, а также услуг, связанных с созданием инструментов страхования, перестрахования и/или возмещения ущерба от военных рисков торговых судов, задействованных в перевозке украинских экспортных товаров (подпункт 19 пункта 13 Особенностей ).
Также в соответствии с внесенными изменениями, в электронной системе закупок для закупок согласно подпунктам 15, 17, 18 настоящего пункта заказчик может не публиковать договор о закупке и/или приложения к нему. При этом отмечаем, что по результатам закупки, осуществленной в соответствии с пунктом 13 Особенностей, в том числе по подпунктам 15, 17,
18 этого пункта, заказчики обнародуют в электронной системе закупок отчет о договоре о закупке, заключенный без использования электронной системы закупок, в соответствии с пунктом 3-8 раздела X "Заключительные и переходные положения" Закона, а также обоснование основания для осуществления заказчиком закупки. Обоснование в виде распорядительного решения заказчика или другого документа готовится уполномоченным лицом или другим должностным (должностным) лицом заказчика и соглашается (утверждается) руководителем заказчика или другим лицом, определенным руководителем заказчика.
Относительно изменений, внесенных в Порядок № 822
Согласно внесенным изменениям согласно абзацу второму пункту 57 Порядка № 822 в редакции постановления № 1135, в запросе предложений поставщиков по закупке товара заказчик может определить исключительно информацию о характеристиках товара и их допустимых значениях в пределах спецификации товара, определенной администратором электронного каталога. Запрос предложений поставщиков не должен содержать требований к поставщику и другим документам, не предусмотренным настоящим Порядком.
Абзацем третьим пункта 57 Порядка № 822 в редакции постановления № 1135 предусмотрено, что запрос предложений поставщиков должен содержать проект договора с обязательным указанием оснований и по необходимости с указанием порядка изменений его условий. Проект договора должен содержать характеристики товара, не определенные запросом предложений поставщиков с учетом положений абзаца второго настоящего пункта.
Следовательно, при формировании запроса предложений поставщиков относительно предмета закупки товара, стоимость которого меньше 500 тыс. гривен, равна или превышает 500 тыс. гривен, заказчик не должен вносить дополнительных требований, в том числе связанных с предоставлением других документов, ни к поставщика, ни к предмету закупки товара (устанавливать квалификационные требования к участнику и требовать подтверждающих документов, формировать дополнительные технические требования, не предусмотренные администратором электронного каталога в спецификации и т.п.), чем предусмотренные Порядком № 822, поскольку администратор электронного каталога создает категории товаров и спецификации товара путем определения перечня характеристик товара с их точными и/или минимальными и максимальными значениями, а также устанавливает квалификационные и другие требования к участнику электронного каталога при квалификации к электронному каталогу.
Также согласно внесенным изменениям, в положениях Порядка № 822 указано, что заказчик отклоняет предложение победителя отбора, если поставщик в письменном виде отказался от заключения договора на условиях, определенных заказчиком в запросе предложений поставщиков, в частности в проекте договора, являющегося составной частью запроса предложений поставщиков.
Кроме этого, предусмотрен срок для заключения договора в пять календарных дней с возможностью его продления до 10 календарных дней, а также указано, что условия договора не могут отличаться от условий, определенных заказчиком в запросе предложений поставщиков, в частности, в проекте договора составной частью запроса предложений поставщиков и/или предложения победителя отбора, кроме случая уменьшения цены договора без изменения объема.
Вместе с тем, статьей 58 Конституции Украины установлено, что законы и другие нормативно-правовые акты не оказывают обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. В связи с этим, закупки, начатые до вступления в силу этих нормативно-правовых актов в силу, завершаются в порядке, действовавшем до вступления в силу.
Согласно пункту 2 постановления № 1135 закупки, начатые до вступления в силу этого постановления, завершаются в порядке, действовавшем до вступления в силу этого постановления.
Администратором электронного каталога согласно Закону есть централизованные закупочные организации (далее – ЦЗО), обеспечивающие формирование и сопровождение электронного каталога в электронной системе закупок на основании заключенного договора с администратором электронной системы закупок.
Сейчас администрирование электронных каталогов осуществляют три ЦЗО, а именно:
- для медицинских товаров и лекарственных средств - ГП "Медицинские закупки Украины", что определено ЦЗО в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 11.10.2021 № 1093;
- для товаров широкого потребления - государственное ГП "Медицинские закупки Украины", определено ЦЗО в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 11.11.2020 № 1405-р;
- для компьютерного оборудования и программного обеспечения - ГП "Украинские специальные системы", определено ЦЗО в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.03.2021 № 233-р.
В связи с этим обращаем внимание, что по вопросам формирования и сопровождения электронного каталога в электронной системе закупок в зависимости от предмета закупки, необходимо обращаться к указанным ЦЗО.
Информируем, что 24.10.2023 представителями Министерства, ГП "Прозорро" проведен вебинар, в котором рассмотрена тема "Куда движется Prozorro Market и что об этом нужно знать пользователям" за ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=bxFw_....
Комментарии к материалу