Где общинам брать деньги на льготное питание детей? Экспертный комментарий по положениям Постановления КМУ №547
Вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок предоставления статуса ребенка, пострадавшего в результате военных действий и вооруженных конфликтов» от 1 июня 2023 г. № 547 (далее – Постановление).
Теперь право на получение статуса имеет ребенок, а также лицо, во время военных действий, вооруженных конфликтов, вооруженной агрессии российской федерации не достигло 18 лет (совершеннолетия), и в результате:
- получила ранение, контузию, увечье;
- испытала физическое, сексуальное насилие;
- была похищена или незаконно вывезена за пределы Украины;
- привлекалась к участию в действиях военизированных или вооруженных формирований;
- незаконно содержалась, в том числе в плену;
- испытала психологическое насилие.
Статус «ребенок, пострадавший в результате военных действий и вооруженных конфликтов» предоставляется органом опеки и попечительства:
- за задекларированным/зарегистрированным местожительством/нахождением ребенка как внутренне перемещенного лица;
- по месту обращения, если место жительства/нахождения ребенка не задекларировано/не зарегистрировано или задекларировано/зарегистрировано на территории, на которой ведутся боевые действия или временно оккупированной российской федерацией;
- по месту выявления такого ребенка местными органами исполнительной власти и/или органами местного самоуправления.
В Постановлении также уточнено значение термина психологическое насилие, которое испытал ребенок в результате военных действий и вооруженных конфликтов. Согласно документу, психологическое насилие – это моральные и психологические страдания (травмы) ребенка, не требующие доказательства, и которые он перенес вследствие его проживания/пребывания в условиях военных действий, вооруженных конфликтов, временной оккупации, его внутреннего перемещения или перемещения за границу, как следствие оставления своего места жительства/пребывания в результате или во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, а также гибели (пропажи без вести), попадания в плен, смерти в результате полученных в результате вооруженного конфликта ранения, контузии или увечья на территории Украины или за рубежом ее родителей или одного из них – из числа гражданских лиц, а также его родителей или одного из них – из числа лиц, определенных п. 2 Порядка предоставления статуса члена семьи погибшего (умершего) Защитника или Защитницы Украины, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины 23 сентября 2015 г. № 740.
При этом какой-либо отдельной процедуры, по которым тот или иной ребенок может быть отнесен к категории детей, подвергшихся психологическому насилию, не определено.
Ситуация вполне ясна и оправдана. Мы готовы полностью поддержать все указанное выше, если бы не одно «но»: Согласно «Порядка организации питания в учебных заведениях и детских заведениях оздоровления и отдыха» утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 24 марта 2021 г. № 305 «Учредитель (учредители) учебных заведений обеспечивают бесплатное горячее питание в государственных и коммунальных учебных заведениях за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с установленным в учебном заведении режимом (кратности) питания для … детей из числа внутренне перемещенных лиц, детей, имеющих статус ребенка, пострадавшего в результате военных действий и вооруженных конфликтов ».
Следовательно, все дети, получившие статус ребенка, пострадавшего в результате военных действий и вооруженных конфликтов, должны быть обеспечены безвозмездным питанием в учебных заведениях (ЗЗСО и ЗДО и ЗПТО) за счет учредителей.
Но ведь в Украине есть области, которые почти полностью подпадают под определения, которые толкуются в п. 6 постановления №574. К примеру, Черниговская, Сумская или Херсонская области, или значительная часть территориальных общин в Харьковской, Запорожской, Николаевской областях. В большинстве территориальных общин в деоккупированных регионах Украины – это 100 процентов контингента учебных заведений!
Приведу пример. По предварительным подсчетам в случае получения статуса ребенка, пострадавшего в результате вооруженного конфликта, только для Черниговской области эта сумма может достигать полумиллиарда гривен, даже при условии, что питаться будет 60% детей и не все получат статус в этом году.
По предварительным расчетам, речь идет о сумме не менее 1,5 млрд грн дополнительных расходов из местных бюджетов. И здесь следует обратиться к Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине», а именно статье 67, пункта 2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления полномочий органов исполнительной власти и исполнением решений органов государственной власти. «Решения органов государственной власти, приводящие к дополнительным расходам органов местного самоуправления, обязательно сопровождаются передачей им необходимых финансовых ресурсов. Указанные решения выполняются органами местного самоуправления внутри переданных им финансовых ресурсов. Расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений органов государственной власти и предварительно не обеспеченные соответствующими финансовыми ресурсами, компенсируются государством».
Постановление 547, принятое Кабинетом Министров Украины 1 июня 2023 г., требует от органов местного самоуправления выполнения определенных мероприятий. Но для того, чтобы обеспечить состоятельность общин в исполнении этого постановления, необходимо, чтобы государство предоставило достаточные финансовые ресурсы для выполнения норм постановления.
https://decentralization.gov.ua
Комментарии к материалу