ФССУ дает ответы на часто задаваемые вопросы по электронной больничных
Уже с первого октября электронные больничные полностью заменят своих бумажных предшественников. В течение следующих двух недель информационные системы, протоколы обмена данными и правила создания медицинских заключений доработают - чтобы учесть ошибки и нюансы, с которыми возникали вопросы у врачей, работников и работодателей во время тестового периода.
Поэтому в октябре некоторые нормы, действующие сейчас, будут модернизированы. Например, изменится срок формирования медзаключения и номер электронной больничного.
Но большинство положений останутся в силе - главные из них мы подробно разъяснили в серии публикаций об электронных больничные (в телеграмм-канале https://t.me/socialfund их можно удобно найти по тегу # ебольничные). Что касается других консультировали в комментариях в соцсетях и при индивидуальных обращений.
Публикуем ответы на самые распространенные из вопросов, которые мы получаем от застрахованных лиц и их работодателей, и еще не освещали в разъяснениях:
Как понять, получил работник непроизводственную травму или имел общее заболевание, если ему созданы е-больничный с причиной нетрудоспособности «1»?
В электронных больничных причина нетрудоспособности указывается с обновленными кодами - они отличаются от определенных для бумажных листков нетрудоспособности. Если в бумажных больничных для общего заболевания и травмы непроизводственного характера определены два разных кода, то в электронном в обоих случаях указывается код «1 - Временная нетрудоспособность вследствие заболевания или травмы, не связанных с несчастным случаем на производстве».
Диагноз - персональные данные работника. Поэтому выяснять детальную причину нетрудоспособности не стоит.
Когда в бумажных больничных указано, что работник должен травму непроизводственного характера, работодатели спрашивают у сотрудника объяснения. Нужно ли это работы в случае е больничных?
Работодатели брали у работников объяснения по обстоятельствам травмирования, чтобы правильно назначить материальное обеспечение. Ведь пособие по временной нетрудоспособности не предоставляется, например, в случае получения травмы при совершении уголовного преступления умышленного причинения вреда своему здоровью, болезни или травмы из-за опьянения и др.
Поскольку в электронной больничных невозможно определить, имел работник травму или общее заболевание, спрашивать такое объяснение не требуется.
В то же время в электронной больничном имеется пометка относительно признаков алкогольного или наркотического опьянения. Если временная нетрудоспособность работника связана с опьянением, комиссия по социальному страхованию предприятия должен отказать в назначении пособия.
Если работник имеет долгосрочное заболевания, то ему оплатят е-больничный только после выздоровления?
Нет, застрахованному лицу, долго болеет, Фонд социального страхования Украины оплатит каждый промежуточный е-больничный. Как и в случае бумажных листков, один страховой случай может оформляться несколькими электронными больничными. Они создаются как продолжение первичного и подлежат оплате каждый после своей выдачи.
Однако если бумажный больничный может продолжаться врачом единолично до 15 календарных дней, то медицинские заключения для формирования электронной больничных врачи могут создавать самостоятельно на срок до 30 календарных дней. Дальнейшее подтверждение временной нетрудоспособности требует осмотра врачебно-консультативной комиссией (ВКК).
Ориентировочный срок нетрудоспособности пациента, определен в электронной больничном, должна основываться на индивидуальных показателях состояния здоровья человека и медицинских протоколах. Если пациент не выздоровеет в ориентировочно определен при осмотре срок, врач сформирует новый медицинское заключение, на основании которого сформируется отдельный, передвижной е-больничный.
Поскольку электронный больничный работника становится готовым к уплате только после завершения определенного в нем периода нетрудоспособности, не стоит формировать слишком длинные медицинские заключения, если для этого нет веских оснований.
Много вопросов, поступающих в ФССУ, касающихся функционирования и работы кабинета страхователя на веб-портале Пенсионного фонда Украины. По этим вопросам нужно обращаться на горячую линию ПФУ: 0-800-503-753.
www.kmu.gov.ua
Комментарии к материалу