Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Формирование бюджетов общин на 2024 год: рекомендации экспертов

15.12.2023 137 0 0

Эксперты Программы "U-LEAD с Европой" предоставили практические рекомендации по решению проблемных вопросов, которые чаще всего ставили участники Учебной программы «Шаги для специалистов. Формирование и утверждение местного бюджета 2024».

В октябре 2023 года U-LEAD реализовал Учебную программу «Шаги для специалистов. Формирование и утверждение местного бюджета 2024».

Ее создали для повышения уровня профессиональных компетентностей 100 представителей местных финансовых органов со всех регионов Украины. Участники учились использовать методы и инструменты формирования и утверждения местных бюджетов.

Курс согласовало Национальное агентство по вопросам государственной службы, поэтому по результатам профессионального обучения должностным лицам местного самоуправления будет начислен 1 кредит ЕКТС.

Во время информационных сессий участники из первых рук получили актуальную информацию об особенностях формирования местных бюджетов на 2024 год, в частности, о предложенных изменениях в Бюджетный кодекс Украины, объемах и условиях государственной поддержки общин, а также приобрели практические навыки по формированию документов, сопровождающих бюджетный процесс.

Для курсантов были созданы Методические рекомендации по формированию проекта местного бюджета на 2024 год, с которым можно ознакомиться по ссылке.

А в этой статье эксперты ULEAD предоставляют практические рекомендации для решения проблемных вопросов, которые чаще всего задавали участники Учебной программы.
 
Как планировать налог на доходы физлиц в бюджетах общин на 2024 год?
 
Основной новацией бюджета-2024 является перенаправление части налога на доходы физических лиц из денежного довольствия военнослужащих из местных бюджетов в госбюджет. То есть все поступления по коду 11010200 «Налог на доходы физических лиц с денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава, уплачиваемого налоговыми агентами» (а это не только военные, но и полиция, ГСЧС и другие ) будут направлены в государственный бюджет, поэтому их не следует предусматривать при подготовке проекта решения о местном бюджете.

Что касается составляющих при расчете плановых поступлений НДФЛ на 2024 год, в частности НДФЛ, уплачиваемый из заработной платы, то основными из них является фонд зарплаты всех работников. Из него следует вычислять НДФЛ – 18%. Также следует учесть сумму НДФЛ по социальным льготам, которыми пользуются определенные работники (для того чтобы эту сумму вычислить из определенного объема НДФЛ в сумме 18%). В расчете следует предусмотреть сумму НДФЛ от дополнительного дохода, иного чем ЗП, и вычесть НДФЛ, подлежащую возврату плательщику с учетом налоговой скидки. Итак, в итоге имеем следующую формулу: от объема НДФЛ, составляющего 18% от фонда заработной платы вычитаем НДФЛ из социальных льгот, добавляем НДФЛ от дополнительного дохода иного, чем ЗП за минусом НДФЛ, подлежащего возврату плательщику в связи с начислением налоговой скидки . И уже из этого подсчитанного объема НДФЛ мы высчитываем 64%, которые прогнозируемы и планируем в доходной части бюджета на 2024 год.

  Как будет индексироваться заработная плата должностных лиц местного самоуправления в 2024 году?
 
Согласно ст. 38 Закона Украины "О Государственном бюджете на 2024 год", исчисление индекса потребительских цен для индексации всех видов доходов населения будет производиться нарастающим итогом, начиная с 1 января 2024 года.

То есть, базовым месяцем для индексации всех видов доходов населения решили установить январь 2024 года. В базовом месяце доход не индексируется, а индексация денежных доходов производится в случае, когда величина индекса потребительских цен превысила порог индексации, устанавливаемый в размере 103%.

  Как поддержать воинские части из местных бюджетов?
 
Бюджетным законодательством, а именно «Заключительными и переходными положениями» Бюджетного кодекса Украины, установлено несколько направлений перечисления средств из местных бюджетов в государственный бюджет в условиях военного положения.

В соответствии с пунктом 22-2 раздела VI "Заключительные и переходные положения" Кодекса органы местного самоуправления или военные администрации могут принимать решение о перечислении средств из местных бюджетов в государственный бюджет. С целью его реализации приказом Министерства финансов Украины от 20.09.2023 № 793 «Об утверждении составляющих Программной классификации расходов и кредитования местного бюджета» предусмотрен код Типовой программной классификации расходов и кредитования местного бюджета (далее ТПКИК МБ) 9820 «Субвенция из местного бюджета государственному бюджету перечисление средств в условиях военного положения или для осуществления по закону мер общей мобилизации и с целью отражения вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности».

В соответствии с пунктом 22-5 Заключительных и переходных положений Кодекса с целью отражения вооруженной агрессии российское федерации против Украины, обеспечения национальной безопасности, мер территориальной обороны органы местного самоуправления (военные администрации с учетом норм Закона Украины «О правовом режиме военного положения») могут включать в местные программы (кроме мер и работ по территориальной обороне) также меры по поддержке других подразделений сил сохранности и обороны. Исполнителями таких мер могут быть воинские части, другие подразделения сил безопасности и обороны, Министерство обороны Украины.

В случае определения исполнителями мер, предусмотренных такими местными программами, распорядителей средств государственного бюджета (военные части Сил территориальной обороны, другие подразделения сил безопасности и обороны, привлекаемые к выполнению задач территориальной обороны, территориальные центры комплектования и социальной поддержки) расходы местных бюджетов предусматриваются по коду типовой программной классификации расходов и кредитования местного бюджета pf ТПКВК МБ 9800 "Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического развития регионов".

Денежные средства зачисляются на специальные регистрационные счета распорядителей бюджетных средств государственного бюджета по коду классификации доходов бюджета 41010600 "Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов".

  Как сформировать бюджетные запросы и формируется ли этот документ в процессе исполнения бюджета?
 
Согласно ст. 2 БКУ «бюджетный запрос» — документ, подготовленный главным распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения к проекту бюджета на плановый бюджетный период с соответствующим обоснованием объема бюджетных средств, необходимых для выполнения возложенных на него функций на среднесрочный период, на основании соответствующих предельных показателей расходов бюджета и предоставление кредитов из бюджета. В то же время в п. 5 ст. 22 БКУ предусмотрено, что главный распорядитель средств организует и обеспечивает на основании Бюджетной декларации (прогноза местного бюджета) и плана деятельности на среднесрочный период составления бюджетного запроса и представляет его Министерству финансов Украины (местному финансовому органу).

Бюджетный запрос – это основа планирования проекта местного бюджета и составление в дальнейшем паспорта соответствующей бюджетной программы. Типовые формы бюджетных запросов для формирования местных бюджетов утверждены Приказом МФУ №648 от 17.07.2015, последние изменения в которые внесены Приказом МФУ №336 от 07.08.2019 — то есть в текущем году формы бюджетных запросов для распорядителей местных бюджетов не изменялись.

Таким образом, бюджетный запрос — это документ, применяемый на этапе планирования бюджета. Не нужно составлять бюджетный запрос при подготовке изменений в решение о местном бюджете в течение года.

Рекомендуем главным распорядителям бюджетных средств определять цели в соответствии с приоритетами, определенными стратегическими и программными документами общества, актами законодательства и другими нормативно-правовыми актами, планами деятельности главных распорядителей на среднесрочный период. Такие цели имеют:

  • быть направлены на достижение определенного результата;
  • оцениваться показателями достижения целей.

Цели должны давать понимание конечного результата деятельности главного распорядителя в соответствующей сфере или четко определяли движение к улучшению ситуации или решению проблем. Не желательно при определении целей допускать такие формулировки, как "реализация государственной политики", "обеспечение деятельности", "выполнение обязательств".

Для каждой цели гос политики рекомендуется определять характеристики её заслуги. Показатели достижения целей следует определять как интегрированные показатели, учитывающие результаты, полученные за счет реализации всех или нескольких бюджетных программ.

  Что нужно обязательно обнародовать в части бюджетных документов в период правового режима военного положения?
 
В условиях военного положения приостановлены требования ч. 5 ст. 28 БКУ "Доступность информации о бюджете". Учитывая это, во время войны может не производиться:

  • обязательная публикация в газетах информации об исполнении местных бюджетов;
  • публичное представление ГРК информации о выполнении бюджетных программ, в том числе достижения целей государственной политики в соответствующей сфере деятельности;
  • обнародование ОРК паспортов, бюджетных программ, отчетов об их выполнении, результатов оценки эффективности;
  • публичное представление информации об исполнении местных бюджетов.

Вместе с тем, согласно ч. 2-4, 6 ст. 28 БКУ обязательному обнародованию подлежат:

  • бюджетные запросы на официальных сайтах ГРК или иным способом;
  • информация об исполнении местного бюджета;
  • решение о местном бюджете и квартальных отчетах о его исполнении;
  • проект решения о местном бюджете;
  • публичная информация в виде открытых данных.

 
Может ли сельский/поселковый/городской голова вносить изменения в бюджет, если ему это делегирует совет?
 
Бюджетный кодекс Украины регулирует отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, отчетности исполнение и контроль за соблюдением бюджетного законодательства. Им же регулируется ответственность за нарушение бюджетного законодательства, а также определяются правовые основы образования и погашения государственного и местного долга.

При этом если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, чем в Бюджетном Кодексе, применяются соответствующие нормы настоящего Кодекса.

Согласно части 7 и 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Украины, решение о внесении изменений в решение о местном бюджете принимается соответствующим местным советом на основании официальных выводов местного финансового органа о перевыполнении или недовыполнении доходной части общего фонда, об объеме остатка средств общего и специального фондов ( кроме собственных поступлений (бюджетных учреждений) соответствующего бюджета.

Факт перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета признается по итогам первого полугодия и последующих отчетных периодов с начала текущего бюджетного периода на основании официальных выводов местного финансового органа при условии превышения доходов общего фонда местного бюджета (без учета межбюджетных трансфертов), учтенных в росписи местного бюджета соответствующий период не менее чем на 5 процентов.

Факт недополучения доходов общего фонда местного бюджета признается на основании официального заключения местного финансового органа по итогам квартального отчета в случае недополучения доходов общего фонда местного бюджета, учтенных в росписи местного бюджета на соответствующий период более чем на 15 процентов.

Решения о внесении изменений в решение о местном бюджете могут быть приняты Верховной Радой Автономной Республики Крым, соответствующим местным советом с учетом положений статьи 52 Бюджетного кодекса Украины, в случае необходимости перераспределения бюджетных назначений между главными распорядителями бюджетных средств (при наличии соответствующего обоснования) и других случаях, предусмотренных Кодексом.

При этом статья 23 Бюджетного кодекса содержит возможность перераспределения бюджетных назначений:

  • Если после принятия решения о местном бюджете полномочия на выполнение функций, задач или предоставления услуг, на которое предоставлено бюджетное назначение, передается в соответствии с законодательством от одного главного распорядителя бюджетных средств к другому главному распорядителю бюджетных средств, действие бюджетного назначения не прекращается и применяется для выполнения самих функций, задач или услуг другим главным распорядителем бюджетных средств, которому это поручено.
  • Перераспределение бюджетных назначений в этом случае осуществляется по решению исполнительного органа (рекомендуем руководствоваться здесь статьей 52 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» и осуществлять перераспределение решением коллегиального органа общей компетенции — решением исполнительного комитета).
  • В пределах общего объема бюджетных назначений по бюджетной программе, отдельно по общему и специальному фонду бюджета, по обоснованному представлению главного распорядителя бюджетных средств осуществляется перераспределение бюджетных ассигнований, утвержденных в росписи бюджета и смете, в разрезе экономической классификации расходов бюджета, а также в разрезе классификации кредитов бюджета - по предоставлению кредитов из бюджета. Перераспределение в этом случае осуществляет местный денежный орган.
  • В пределах общего объема бюджетных назначений главного распорядителя бюджетных средств перераспределение расходов бюджета и предоставление кредитов из бюджета по бюджетным программам, включая резервный фонд бюджета, а также по бюджетной программе увеличения расходов развития за счет уменьшения других расходов (отдельно по общему и специальному фонду бюджета). Такое перераспределение осуществляется исполнительным органом (исполнительным комитетом).

Следовательно, бюджетное законодательство не наделяет сельских/поселковых/городских председателей полномочиями по внесению изменений в бюджет, осуществление которых отнесено к исключительной компетенции совета. Перераспределение бюджетных назначений, в определенных статьей 23 БКУ случаях, производятся исполнительным комитетом и местным финансовым органом и также не может осуществляться сельским/поселковым/городским председателем, а изменения в бюджет вносятся только соответствующим советом.

https://decentralization.ua/news/1758...

Комментарии к материалу