Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Финансирование школ с малым количеством учащихся: разъяснение МОН

13.03.2024

Доступ к качественному образованию для всех детей – одна из главных целей работы Министерства образования и науки Украины. Такие международные исследования, как PISA, а также результаты ВНО (НМТ) показывают, что учащиеся из сельских школ, как правило, имеют более низкие учебные успехи, чем их сверстники из малых и крупных городов. Поэтому первое обеспечение МОН относительно доступа к качественному образованию касается детей из сел. Объясняем решение Правительства об изменениях в финансировании оплаты труда учителей школ с малым количеством учащихся с 2025 года.

В чем именно заключается решение правительства?

С 1 сентября 2025 года решено не финансировать за счет образовательной субвенции заработную плату учителей в школах с количеством учащихся менее 45 человек, а с 1 сентября 2026 года - менее 60 человек. Это решение не касается начальных школ и будет действовать только для образования на уровне 5-11 классов.

В то же время в расчет образовательной субвенции каждой общины добавлены все дети школьного возраста. То есть община будет получать средства для обучения всех детей, но не сможет тратить их на маленькие школы.

Это означает, что местные органы самоуправления могут решить: либо довозить учащихся этих школ в ближайшую школу, либо оплачивать труд учителей малых школ из местных бюджетов.

Добавим, что такое решение для улучшения качества образования для учащихся из сел в Украине уже принимали. В частности, с 1 сентября 2016 года из образовательной субвенции не финансируют школы, в которых учатся менее 25 учащихся.

Зачем нужно это решение?

В школах I-III ступеней, в которых учатся менее 45 учеников, в одном классе учатся 5-6 учеников, а за неимением возможности сформировать класс (минимум 5 учеников согласно Закону Украины «О полном общем среднем образовании») дети учатся на индивидуальном форме или в соединенных классах (начальная школа), объединяющих детей всех возрастов. Это приводит к тому, что дети не получают должного уровня взаимодействия друг с другом, не учатся друг у друга и не видят примеров для подражания.

Кроме того, такие школы обычно не обеспечены учителями в полной мере. Также часто учителя не могут набрать достаточное количество часов по своему профильному предмету, чтобы получать достаточную зарплату, поэтому в таких школах есть практика отдавать преподавание некоторых предметов непрофильным учителям.

Поэтому решение Правительства должно стимулировать местные органы самоуправления довозить детей в большие школы, укомплектованные учителями, технически обеспеченные и т.д.

Согласно международному исследованию качества образования PISA-2022, учащиеся из сел по уровню учебных результатов отстают от своих сверстников из городов на 4,5 года. То есть им нужно 4,5 года, чтобы иметь те же знания и навыки, что и ученики того же возраста из городов.

Подобные результаты показывает ЗНО (НМТ): в прошлом году средний балл учеников из сел по украинскому языку был более чем на 6 баллов меньше, чем учеников из городов; по математике - более чем на 8 баллов; по истории Украины - почти на 3 балла. Результаты учащихся из сел по другим предметам на выбор тоже ниже.

В то же время, показывая более низкое качество, сельское образование обходится государству дороже. На образование одного ученика из села государство в среднем в год тратит 30,4 тысяч гривен, а в городе — 24,4 тысяч гривен. В некоторых селах стоимость обучения одного ученика составляет более 51 тысячи гривен. Это связано с необходимостью удерживать и выплачивать зарплату работникам большого количества школ, в которых обучается мало учащихся. То есть, образование в селах стоит дороже, но не оправдывает эти средства качеством.

Что будет с учащимися этих школ?

Местные власти должны организовать подвоз детей в опорную школу. Детей в таких поездках должен сопровождать учитель. Для подвоза детей государство уже второй год подряд выделяет субвенцию на закупку автобусов – по 1 миллиарду гривен. В прошлом году в софинансировании с местными бюджетами удалось закупить более 450 автобусов.

Опорная школа – это школа, в которую привозят детей из разных населенных пунктов на расстоянии до 30 километров. Она больше, снабжена учителями и лучше оснащена. Благодаря большей наполняемости классов учитель может организовывать различные форматы обучения, например проектную работу.

В то же время начальные школы, в которых учатся менее 45 и менее 60 учеников, продолжат получать государственное финансирование. Начальная школа должна быть ближе к ребенку: если старшие ученики могут осилить дорогу к опорной школе, маленьким детям это будет сложно.

Что будет с учителями этих школ?

В случае если местные органы самоуправления решат не финансировать работу малокомплектной школы самостоятельно, возможно трудоустройство учителей в опорных школах с обеспечением подвоза.

Почему решение начнет действовать с 1 сентября 2025?

Изменение сети школ требует времени на обсуждение с обществом, принятие решения и обеспечение подвоза в опорные школы. Правительство дает общинам время подготовиться к этому.

https://www.kmu.gov.ua

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
06.08.2025
Письмо НАДС: о возможности выплаты доплат за дополнительную нагрузку, связанную с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника или по вакантной должности
Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы
12.09.2025
Письмо ГКСУ: о применении КЭКР 2200 и 3100
ДЕРЖАВНА КАЗНАЧЕЙСЬКА СЛУЖБА УКРАЇНИ   ЛИСТ від 03.09.2025 р. № 15-12-12/19271   Державна казначейська служба України розглянула [...] запит [...] щодо застосування коду економічної класифікації видатків та в межах компетенції повідомляє.   Відповідно до частини другої статті 5...
25.07.2025
Письмо Минсоцполитики: об индексации стипендий
МІНІСТЕРСТВО СОЦІАЛЬНОЇ ПОЛІТИКИ УКРАЇНИ   ЛИСТ від 14.07.2025 р. № 404/0/98-25/314   Витяг   Департамент розгляду звернень громадян та контролю виконання документів Міністерства соціальної політики України [...] розглянув запит [...] щодо індексації грошових доходів [...] та п...
Новое
20.10.2025
Обязан ли работодатель выдать работнику справку о его работе на предприятии?
Об этом спросил сотрудник одного из заведений торговли, где проводили информационно-разъяснительную работу должностные лица управления инспекционной деятельности в Запорожской области. Инспекторы труда сослались на статью 49 Кодекса законов о труде Украины, которая обязывает работодателя выдать рабо...
20.10.2025
Проверка электронного стажа – залог своевременного и корректного начисления пенсии
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по учету трудовой деятельности работника в электронной форме» от 5.02.2021 № 1217-IX, действующему с 10.06.2021, внесены изменения в Кодекс законов о труде Украины. В новой редакции ст.48, в частности, указан...
20.10.2025
Утверждение и согласование тарификационных списков
Статьей 98 КЗоТ Украины установлено, что оплата труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, осуществляется на основании законов и других нормативно-правовых актов Украины, генеральных, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров, в пределах бюджетных ассигнов...