Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Этика взаимодействия с разными людьми

31.07.2024 6 0 0

Публичным служащим при исполнении должностных обязанностей приходится общаться с разными людьми. Чтобы язык был безбарьерным, предлагаем несколько практических советов. Ведь слова имеют огромное значение. Иногда неправильно употребленный термин к людям, чем-то от нас отличающимся, могут оскорбить. Итак, предлагаем простые правила для общения без барьеров:

  • соблюдайте принцип «сначала человек». Первое и главное правило – «сначала должен быть человек». Если не знаете, как сказать правильно, начинайте фразу с «человек из…», а затем указывайте ее черты или состояние здоровья, если это нужно. К примеру, человек с инвалидностью, человек с ДЦП, человек с синдромом Дауна.

Спросите самого человека. Если вы не знаете, как обратиться или как правильно назвать определенный признак человека в диалоге, спросите самого человека, как он хочет, чтобы к нему обращались. Переспросить и уточнить не стыдно, наоборот, это проявление внимания и тактичности.

Избегайте маскировочных слов. Эвфемизмы, или маскирующие слова, употребляются, когда мы не знаем, как корректно говорить или пытаемся проявить свое снисходительное отношение. И это может вызывать недоразумение, оскорблять или вводить в заблуждение. Следует избегать переносных значений и метафор, потому что они искажают жизненную ситуацию человека, скрывают или украшают его. Всегда лучше использовать корректную терминологию. «Люди дождя», «дети солнца» — эвфемизмы, а вот «люди с расстройствами аутистического спектра», «дети с синдромом Дауна» — правильная терминология.

Удерживайтесь от обобщений и категоричности. Распространенное заблуждение, приводящее к формированию стереотипов, — обобщение. Мы связываем поведение и действия человека с его этнической принадлежностью, цветом кожи, полом и тому подобное. А также действия одного человека проектируем на целую группу, в которую мы его причисляем. Мы все неповторимы, а там, где есть уникальность, не должно быть места обобщения.

  • Используйте нейтральную терминологию. Проявление эмпатии и доброжелательного отношения это важно и нужно. Иногда мы можем бессознательно прибавлять выражению излишней эмоциональной окраски. Например, «человек, страдающий психическим расстройством»: существуют такие виды психических нарушений, с которыми люди живут на протяжении всей своей жизни, но это не означает, что их жизнь превращается в сплошные мучения. Человек может проходить терапию как медицинскую, так и у специалиста, он просто живет с таким диагнозом так же, как и другие люди. Поэтому вместо «страдающего» мы говорим «имеет», «живет», — «человек, имеющий инвалидность», «человек, имеющий психические нарушения», «человек, живущий с ВИЧ».

Узнайте больше в Справочнике безбарьерности.

https://nads.gov.ua

Комментарии к материалу