Публичным служащим при исполнении должностных обязанностей приходится общаться с разными людьми. Чтобы язык был безбарьерным, предлагаем несколько практических советов. Ведь слова имеют огромное значение. Иногда неправильно употребленный термин к людям, чем-то от нас отличающимся, могут оскорбить. Итак, предлагаем простые правила для общения без барьеров:
Спросите самого человека. Если вы не знаете, как обратиться или как правильно назвать определенный признак человека в диалоге, спросите самого человека, как он хочет, чтобы к нему обращались. Переспросить и уточнить не стыдно, наоборот, это проявление внимания и тактичности.
Избегайте маскировочных слов. Эвфемизмы, или маскирующие слова, употребляются, когда мы не знаем, как корректно говорить или пытаемся проявить свое снисходительное отношение. И это может вызывать недоразумение, оскорблять или вводить в заблуждение. Следует избегать переносных значений и метафор, потому что они искажают жизненную ситуацию человека, скрывают или украшают его. Всегда лучше использовать корректную терминологию. «Люди дождя», «дети солнца» — эвфемизмы, а вот «люди с расстройствами аутистического спектра», «дети с синдромом Дауна» — правильная терминология.
Удерживайтесь от обобщений и категоричности. Распространенное заблуждение, приводящее к формированию стереотипов, — обобщение. Мы связываем поведение и действия человека с его этнической принадлежностью, цветом кожи, полом и тому подобное. А также действия одного человека проектируем на целую группу, в которую мы его причисляем. Мы все неповторимы, а там, где есть уникальность, не должно быть места обобщения.
Узнайте больше в Справочнике безбарьерности.
https://nads.gov.ua