Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Деятельность военных администраций – ответы на вопросы общин

08.08.2022 14 0 0

Команда Проекта USAID «ГОВЕРЛА» продолжает поддерживать украинские общины и предоставляет экспертные разъяснения по самым актуальным вопросам их деятельности. Одним из них стал вопрос о внедрении Закона Украины «О правовом режиме военного положения» (№2259) в контексте деятельности военных администраций.

Недавно USAID "ГОВЕРЛА" провела соответствующий тренинг для общин. По результатам тренинга эксперты проекта подготовили ответы на вопросы общин по актуальным вопросам.

Вопрос 1: Согласно части первой статьи 19 Закона Украины "О правовом режиме военного положения" предусматривается запрещение проведения забастовок, массовых собраний и акций. В пункте 8) части первой статьи 8 этого Закона определено, что военное командование вместе с военной администрацией могут самостоятельно или с привлечением органов местного самоуправления запрещать проведение мирного собрания, митингов, походов и демонстраций, других массовых мероприятий. Разрешено ли, в случае отсутствия запрета со стороны военного командования и военной администрации, проводить во время военного состояния общественные слушания, общее собрание ОСМД?

Ответ:

Согласно части первой статьи 39 Конституции Украины граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

В пункте 8) части первой статьи 8 этого Закона определено, что военное командование вместе с военной администрацией могут самостоятельно или с привлечением органов местного самоуправления запрещать проведение мирного собрания, митингов, походов и демонстраций, других массовых мероприятий.

В соответствии с частью третьей Указа Президента Украины от 24.02.2022 г.
№ 64 "О введении военного положения в Украине" предусмотрена временно, на период действия правового режима военного положения, возможность ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных, в частности, в статье 39 Конституции Украины, необходимых для обеспечения возможности введения и осуществления мероприятий правового режима военного положения, предусмотренные частью первой статьи 8 Закона "О правовом режиме военного положения".

В действующем законодательстве не определены понятия "акция", "мирные собрания", "мирные собрания", "митинги", "походы", "демонстрации", "массовые мероприятия".

Однако некоторые из этих понятий определяются в уже утратившие силу ведомственных нормативно-правовых актах Министерства внутренних дел.

 Справка:

Так, согласно приказу МВД Украины от 28.07.1994 г. №404 "Об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции Украины" (утратил силу согласно приказу МВД от 18.02.2019 г. №110) все собрания граждан в зависимости от поставленной перед ими цели и методы их проведения могут быть разделены на несколько категорий: собрания, митинги, уличные походы и демонстрации:

  • под демонстрацией следует понимать массовое нахождение граждан по поводу выражения любых общественно-политических настроений, в т. ч. по вопросам протеста или несогласия с чем-либо. Эта мера может проявляться также в проступке одного лица, совершении им поступка с целью подчеркивания своего отношения к любому событию или должностному лицу;
  • под митингом следует понимать массовое собрание по вопросам злободневных, преимущественно политических вопросов, проводимых, как правило, на улицах, площадях, стадионах, парках. Непременные атрибуты митинга – массовая аудитория, ораторы, лозунги, флаги, призывы (устные, печатные, письменные);
  • уличный поход проводится с той же целью, что и демонстрация, митинг, но отличается меньшей динамикой, отсутствием митингово-демонстрационной атрибутики.

В приказе МВД от 11.05.2010 г. №170 "Об утверждении Инструкции о действиях органов и подразделений внутренних дел по организации и обеспечению охраны общественного порядка" (отменено согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 15.02.2012 г. №103) под массовыми мероприятиями следует понимать мероприятия общественно-политического, религиозного, спортивного, культурно-зрелищного характера с участием значительного количества граждан, проводимых по случаю официальных (государственных), профессиональных, религиозных праздников, памятных дат, а также по инициативе политических партий, движений, общественных объединений, религиозных конфессий, общин, отдельных граждан, спортивных организаций, учреждений культуры и т.д.

В статье 39 Конституции Украины говорится, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления. В то же время в соответствии с приказом ВМС от 28.07.94 №404 "Об утверждении Устава патрульно-постовой службы милиции Украины", который утратил силу на основании приказа МВД от 18.02.2019 г. №110, все собрания граждан в зависимости от поставленной перед ими цели и методы их проведения могут быть разделены на несколько категорий: собрание, митинги, уличные походы и демонстрации. Мирные собрания (мероприятия) чаще всего проводятся с целью выражения отношения тех или иных групп, объединений граждан к общественным явлениям и проблемам, привлечение внимания органов власти к ним и являются одной из форм непосредственной демократии.

 Согласно статье 17 Закона Украины "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)", забастовка - это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) с целью разрешение коллективного трудового спора (конфликта). Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом работодателя или уполномоченного им лица, организации работодателей, объединения организаций работодателей удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного ими органа, объединение профсоюзов или уполномоченного им (ими) органа.

Согласно статье 13 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" соответственно территориальная община имеет право проводить общественные слушания - встречаться с депутатами соответствующего совета и должностными лицами местного самоуправления, во время которых члены территориального общества могут заслушивать их, поднимать вопросы и вносить предложения по вопросам местного значения, относящихся к ведению местного самоуправления. Общественные слушания проводятся не реже одного раза в год. Предложения, вносимые по результатам общественных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления. Порядок организации публичных слушаний определяется уставом территориальной общины.

Согласно статье 10 Закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома" общее собрание совладельцев многоквартирного дома является высшим органом управления ОСМД. Общее собрание созывается и проводится в порядке, предусмотренном в указанном Законе для учредительного собрания, правлением объединения или инициативной группой с не менее трех совладельцев, и созывается не реже одного раза в год.

Определение понятия акция законодательством также не урегулировано.

Итак, сегодня можно констатировать отсутствие в действующем законодательстве Украины определения понятий мирные собрания, массовые мероприятия, митинги, демонстрации, походы, акции, а только есть ссылки на них, как, например, в статье 39 Конституции Украины или в статье 38 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине", согласно которой к делегированным полномочиям исполнительных органов местного самоуправления отнесено решение в соответствии с законом вопросов о проведении собрания, митингов, манифестаций и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий; осуществление контроля над обеспечением при их проведении общественной безопасности и порядка.

Что касается разрешения, в случае, если военное командование вместе с военной администрацией не запретило проведение в соответствии с пунктом 8) статьи 8 Закона Украины "О правовом режиме военного положения" мирных собраний, митингов, походов и демонстраций, других массовых мероприятий, проводить во время военного положения именно общественные слушания, общее собрание ОСМД.

Однозначно можно сказать, что общее собрание совладельцев (ОСМД) не подпадает под ни один из видов мирного собрания, поскольку по своей природе относится к органам управления ОСМД и в соответствии с имеющимся правовым статусом наделяется определенными полномочиями – принимать решения в пределах их исключительной компетенции, поэтому могут проводиться в условиях военного положения.

Что касается проведения общественных слушаний, то в соответствии со статьей 140 Конституции Украины местное самоуправление является правом территориального общества – жителей села или добровольного объединения в сельское общество жителей нескольких сел, поселка и города – самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины . Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной в порядке, установленном законом как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Общественные слушания являются институтом осуществления местного самоуправления непосредственно территориальной общиной (статья 13 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»), порядок организации которых регламентируется уставом общины, так что они также не подпадают под один из видов мирных собраний (мероприятий) и т.д.

Учитывая условия настоящего и соответствующие технические возможности, как общее собрание совладельцев ОСМД, так и общественные слушания, могут проводиться дистанционно с применением средств телекоммуникации при определении этого в соответствующих документах.

 Вопрос 2: Кто является военным командованием в административно-территориальной единице в понимании Закона Украины "О правовом режиме военного положения", если в городе/районе/области дислоцировано несколько воинских частей/формирований?

Ответ:

Согласно части первой статьи 3 Закона Украины “О правовом режиме военного состояния” военным командованием, которому согласно этому Закону предоставляется право вместе с органами исполнительной власти, военными администрациями, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления вводить и осуществлять меры правового режима военного положения, являются:

  • Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины,
  • Командующий объединенными силами Вооруженных Сил Украины,
  • командующие видов и отдельных родов войск (сил) Вооруженных сил Украины,
  • командующие (начальники) органов военного управления,
  • командиры соединений, воинских частей Вооруженных сил Украины и других образованных согласно законам Украины военных формирований.

В свою очередь, согласно части второй этой же статьи предусматривается, что военное командование в пределах полномочий, определенных этим Законом и Указом Президента Украины о введении военного положения в Украине или отдельных ее местностях, утвержденным Верховной Радой Украины, выдает обязательные к исполнению приказы и директивы по вопросам обеспечения обороны, общественной безопасности и порядка, осуществления мер правового режима военного положения.

В соответствии со статьей 3 Закона Украины "О Вооруженных Силах Украины" Вооруженные Силы Украины имеют такую ​​общую структуру:

  • Генеральный штаб Вооруженных сил Украины;
  • Командование объединенных сил Вооруженных сил Украины;
  • виды Вооруженных сил Украины – Сухопутные войска, Воздушные Силы, Военно-Морские Силы;
  • отдельные роды сил Вооруженных сил Украины – Силы специальных операций, Силы территориальной обороны, Силы логистики, Силы поддержки, Медицинские силы;
  • отдельные роды войск Вооруженных Сил Украины – Десантно-штурмовые войска, Войска связи и кибербезопасности;
  • органы военного управления, соединения, воинские части, высшие военные учебные заведения, военные учебные подразделения заведений высшего образования, учреждения и организаций, не относящихся к видам и отдельным родам войск (сил) Вооруженных сил Украины.

Организационно Вооруженные Силы Украины состоят из органов военного управления, соединений, воинских частей, высших военных учебных заведений, военных учебных подразделений высшего образования, учреждений и организаций.

При этом, статьей 8 Закона Украины "О Вооруженных Силах Украины" предусматривается, что Главнокомандующий Вооруженными Силами Украины является высшим военным должностным лицом в Вооруженных Силах Украины, который осуществляет через Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины непосредственное военное руководство Вооруженными Силами Украины.

Непосредственное военное руководство – деятельность, направленная на осуществление мероприятий по развитию Вооруженных Сил Украины, их техническому оснащению, подготовке и всестороннему обеспечению, определению основ их применения, а также управлению ими.

Командующие видов, отдельных родов войск (сил) Вооруженных сил Украины подчиняются Главнокомандующему Вооруженных сил Украины и отвечают за развитие подчиненных им войск (сил), их техническое оснащение и всестороннее обеспечения, подготовку и готовность к выполнению возложенных задач.

Законами Украины "О Вооруженных Силах Украины" и "О правовом режиме военного положения" не выделяется в общей структуре Вооруженных Сил Украины те, которые являются военным командованием именно для определенной административно-территориальной единицы, приводя при этом все возможные составляющие такой структуры в пределах всей территории , где введен правовой режим военного положения, основной задачей которых является введение и осуществление мер правового режима военного положения.

https://decentralization.gov.ua

Комментарии к материалу