Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Актуальные вопросы и ответы по определению результатов выполнения задач государственными служащими в 2023 году

25.10.2023 32 0 0

Предлагаем вашему вниманию ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, которые поступали в Генеральный департамент по вопросам управления персоналом на государственной службе и в органах местного самоуправления во время вебинаров в сентябре-октябре 2023 года. В подготовленной подборке ответов на вопросы мы останавливаемся на нюансах определения результатов выполнения задач, а также актуальных изменениях в Порядке проведения оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, внесенных Правительством в 2023 году.

1. Есть ли особенности проведения оценки выполнения задач государственными служащими в условиях военного положения?

Ответ: статья 44 Закона Украины «О государственной службе» (далее – Закон) предусматривает, что результаты служебной деятельности государственных служащих ежегодно подлежат оценке для определения качества выполнения поставленных задач, а также с целью принятия решения о премировании, планировании их карьеры.

На сегодняшний день законодательство о государственной службе не содержит исключений или особенностей определения результатов служебной деятельности в период действия военного положения.

Оценка результатов служебной деятельности всех государственных служащих, включая тех, кто назначен на должности государственной службы в течение действия военного положения должно быть осуществлено в соответствии с Законом и Порядком проведения оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 августа 2017 г. № 640 , (далее – Порядок).

2. Как и каким распорядительным актом фиксируется прекращение процедуры оценки?

Ответ: пунктом 8 Порядка установлено, что в случае увольнения государственного служащего или его перевода на другую должность государственной службы до утверждения заключения процедура оценивания по занимаемой должности государственной службы прекращается. Соответствующие сведения указываются в личной карточке такого государственного служащего.

Следовательно, процедура оценки имеет исчерпывающий перечень оснований ее прекращения, предусмотренный Порядком. Такое прекращение происходит автоматически и не требует принятия дополнительных распорядительных актов.

3. Если после принятия приказа об определении результатов выполнения задач государственная служащая оформила отпуск по беременности и родам, следует ли его исключать из такого приказа?

Ответ: нет, не надо. Пункт 14 Порядка содержит перечень оснований, при наличии которых определение результатов выполнения задач не проводится и заключение оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих (далее – вывод) не утверждается. Одним из таких оснований является пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, без сохранения заработной платы в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 25 Закона Украины «Об отпусках».

Однако для того, чтобы определение результатов выполнения задач государственным служащим не проводилось в текущем отчетном периоде, такие основания должны быть на момент принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения задач. В этом случае соответствующего государственного служащего не включают в этот приказ (распоряжение).

Если одно из оснований, предусмотренных пунктом 14 Порядка, наступило после принятия упомянутого приказа (распоряжения), определение результатов выполнения задач государственным служащим, включенным в такой приказ (распоряжение), не прекращается, а осуществляется без проведения оценочного собеседования (в связи с его отсутствием) в соответствии с абзацем вторым пункта 37, абзацем вторым пункта 38 и абзацем вторым пункта 40 Порядка.

4. Каков крайний срок принятия приказа об определении результатов выполнения задач?

Ответ: согласно пункту 13 Порядка определения результатов выполнения задач проводится в октябре – декабре за период с 1 января текущего года или с даты определения задач и ключевых показателей до даты принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения задач. Таким образом, приказ (распоряжение) об определении результатов выполнения задач государственными служащими категории «Б» и «В» государственного органа может быть издан в период с октября по декабрь отчетного года.

В то же время, для определения даты принятия такого распорядительного акта необходимо учитывать количество государственных служащих государственного органа, результаты выполнения задач которыми подлежат оценке в этом году, поскольку необходимо осуществить все этапы процедуры оценки и успеть премировать отличников в текущем отчетном году.

Отдельно обращаем внимание, что датой завершения отчетного периода есть дата издания упомянутого приказа (распоряжения). В случае издания этого распорядительного акта в сентябре – отчетный период для государственных служащих этого органа завершится к началу фактического нормативно установленного периода определения результатов оценивания.

5. Могут ли быть всем государственным служащим государственного органа выставлены отличные оценки по результатам ежегодного оценивания?

Ответ: Законом и Порядком не установлено предельное количество отличных оценок, которые могут быть выставлены государственным служащим в государственном органе. Вместе с тем, по мнению НАДС, выставление всем государственным служащим отличных оценок может свидетельствовать о формальном подходе к проведению этой процедуры, в частности, при определении задач и ключевых показателей.

6. Какое максимальное количество кредитов ЕКТС должен набрать государственный служащий в рамках индивидуальной программы для получения отличной и положительной оценки в 2023 году?

Ответ: согласно критериям выставления баллов, содержащихся в приложении 4 к Порядку, для выставления за выполненную государственным служащим задание высшего балла, а именно «4», среди прочего таким государственным служащим должно быть пройдено профессиональное обучение в соответствии с индивидуальной программой, по результатам которой начислено не менее 0,4 кредита ЕКТС.

Критерии выставления других баллов не содержат упоминания о необходимости прохождения профессионального обучения и начислении определенного количества кредитов ЕКТС.

В 2023 году эти критерии выставления баллов остаются неизменными и обязательными.

7. Если для государственного служащего не составлялась индивидуальная программа, вместе с тем он качественно выполнил задание в отчетном периоде, возможно ли утвердить оценку «отлично»?

Ответ: критерии выставления баллов, содержащиеся в приложении 4 к Порядку, обязательны. Согласно этим критериям балл «4» выставить за задание возможно если оно выполнено своевременно (заблаговременно), результат высокого качества, он достигнут с высокой степенью самостоятельности (при необходимости командной работы), инициативности, работа проводилась эффективно, с соблюдением правил нравственного поведения. При выполнении задания государственным служащим вносились предложения по другим документам или их усовершенствованию. Пройдено профессиональное обучение в соответствии с индивидуальной программой, по результатам которой начислено не менее 0,4 кредита Европейской кредитной трансферно-накопительной системы (ЕКТС).

Следовательно, если индивидуальная программа государственному служащему не была составлена, претендовать на высокий балл за выполненную задачу он не может, поскольку результаты его работы (прохождения службы) не будут соответствовать указанным критериям.

8. Если непосредственный руководитель государственного служащего назначен на должность в сентябре отчетного года, имеет ли он право оценивать результаты служебной деятельности подчиненного работника?

Ответ: статьей 44 Закона и Порядком предусмотрены полномочия непосредственного руководителя государственного служащего в процессе оценки. Следовательно, каждый непосредственный руководитель должен осуществлять все свои функции, предусмотренные процедурой оценивания, независимо от того, сколько времени он занимает свою должность и на каком этапе оценивания он был на такую должность назначен.

9. Может ли субъект назначения не согласиться с оценкой, выставленной непосредственным руководителем государственному служащему категории В или Б и заменить ее на другую оценку?

Ответ: согласно статье 44 Закона оценка результатов служебной деятельности государственных служащих, занимающих должности государственной службы категорий "Б" и "В", осуществляется непосредственным руководителем государственного служащего и руководителем самостоятельного структурного подразделения.

Вывод о результатах оценки служебной деятельности утверждается приказом (распоряжением) субъекта назначения.

Пунктом 40-1 Порядка предусмотрено, что если по итогам определения результатов выполнения задач государственному служащему выставлена негативная оценка, служба управления персоналом информирует об этом субъекта назначения и передает ему материалы оценивания такого государственного служащего (задания и ключевые показатели, письменный отчет (в случае) представление), заполненную форму результатов выполнения задач государственным служащим, занимающим должность государственной службы категории «Б» или «В», за соответствующий год согласно приложению 9, замечания государственного служащего относительно оценки результатов его служебной деятельности (в случае представления).

Для установления обоснованности выставления государственному служащему отрицательной оценки субъект назначения изучает материалы оценивания и при необходимости заслушивает объяснения соответствующего государственного служащего и/или его непосредственного руководителя.

В случае необоснованности негативной оценки, выставленной государственному служащему, субъект назначения отмечает об этом (с соответствующим обоснованием) в форме согласно приложению 9.

Следовательно, субъект назначения может выразить несогласие исключительно по поводу негативной оценки, выставленной государственному служащему, и не утверждать такую оценку своим приказом. Однако полномочия по изменению какой-либо оценки, выставленной государственному служащему непосредственным руководителем совместно с руководителем самостоятельного структурного подразделения (при наличии), на другую оценку у субъекта назначения отсутствуют. Кроме того, отказ субъекта назначения от утверждения положительной или отличной оценки государственного служащего также неправомерен.

10. Осуществляется ли определение результатов выполнения задач государственных служащих, если в сентябре отчетное структурное подразделение, в котором они работают, было переименовано?

Ответ: если произошло исключительно переименование структурного подразделения или должности, то изменение таких названий на процедуру оценки никак не влияет. Однако, если имеется в виду не только переименование, а изменения, которые повлекли за собой перевод государственных служащих, то в соответствии с пунктом 8 Порядка, после перевода, несмотря на то, повлекло ли такой перевод изменение объема должностных обязанностей государственного служащего, процедура оценивания, что продолжалась до перевода, прекращается.

11. Включать ли в приказ об определении результатов выполнения задач государственным служащим, который за последние семь с половиной месяцев имел всего два рабочих дня?

Ответ: Пункт 14 Порядка содержит условия и основания, при которых определения результатов выполнения задач государственным служащим не проводится.

Согласно изменениям в Порядок пункт 14 дополнен еще одним основанием, а именно: если на дату принятия приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения задач государственный служащий временно отсутствует на службе в течение семи месяцев подряд.

Следовательно, государственные служащие, которым в декабре (январе, феврале) были определены задачи, однако к моменту издания приказа они отсутствуют на работе, а продолжительность такого отсутствия составляет более 7 месяцев, не включаются в упомянутый приказ.

Однако, если эти семь месяцев отсутствия продолжались не непрерывно, то есть государственный служащий в этом периоде вышел на работу хотя бы на один рабочий день или он вышел на работу до принятия приказа об определении результатов выполнения задач, такой государственный должен быть включен в упомянутый приказ.

Обращаем внимание, что нерабочие дни не прерывают этот семимесячный период. К примеру, если простой государственного служащего прекратился в пятницу, а отпуск начался в следующий понедельник, при этом суббота и воскресенье являются выходными днями в государственном органе, в котором он работает, то отсутствие в связи с таким простоем и отпуском непрерывно. , поскольку между ними нет рабочих дней.

12. Подлежат ли оценке результаты служебной деятельности государственных служащих категории «Б» и «В», находящиеся за штатом государственного органа?

Ответ: в соответствии с частью первой статьи 44 Закона, а также пунктами 12 и 14 Порядка, определение задач, определение результатов выполнения задач и утверждение вывода о результатах оценки должно быть осуществлено во всех государственных служащих, работающих на занимаемых должностях (с учетом условий, предусмотренных (приведенными положениями законодательных актов). Следовательно, отнесение должности категории "Б" или "В" за штат государственного органа никоим образом не препятствует определению результатов служебной деятельности государственного служащего, находящегося на такой должности.

13. Каким образом временно отсутствующего на работе государственного служащего ознакомить с приказом об утверждении заключения?

Ответ: частью четвертой статьи 44 Закона установлено, что государственный служащий знакомится с результатами оценки его служебной деятельности под подпись в течение трех календарных дней после проведения оценки.

Вывод о результатах оценки служебной деятельности утверждается приказом (распоряжением) субъекта назначения.

Следовательно, срок для ознакомления государственного служащего с приказом об утверждении заключения определен Законом и нарушение этого срока не допускается, независимо от того, на работе этот государственный служащий или временно отсутствует.

Статьей 9-1 Закона установлен порядок доведения до сведения государственного служащего информации или документов. Этот порядок предусматривает процедуру ознакомления и присутствующих на работе и временно отсутствующих государственных служащих.

Следовательно, доведение информации или документов к сведению государственного служащего в соответствии с требованиями Закона осуществляется путем ее вручения или отправки по почте, в том числе с использованием других средств телекоммуникационной связи. В случае доказывания информации или документов путем использования других средств телекоммуникационной связи, такой способ фиксируется протоколом в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Информация или документы направляются государственному служащему по адресу места жительства/пребывания или в его адрес электронной почты или с использованием других средств телекоммуникационной связи по имеющимся в личном деле контактным данным.

Государственный служащий при поступлении или прохождении государственной службы обязан уведомить службу управления персоналом о его средствах электронной почты или других средствах телекоммуникационной связи с ним с целью их использования для доведения до сведения государственного служащего информации или документов.

Информация или документы, отправленные по почте, в том числе по электронной, или путем передачи с использованием других средств связи считаются доведенными до сведения государственного служащего на пятый календарный день с момента их отправки.

14. Государственного служащего предупредили о предстоящем высвобождении. Следует ли включать его в приказ об определении результатов выполнения задач?

Ответ: статья 44 Закона содержит императивные нормы, предусматривающие обязательную ежегодную оценку результатов служебной деятельности государственных служащих. Вместе с тем порядок содержит условия, при которых такая оценка прекращается или не проводится. В то же время, перечень упомянутых условий не содержит ни реорганизацию, ни ликвидацию государственного органа. Таким образом, государственные органы, в которых происходят упомянутые процедуры, проводят оценку в соответствии с Порядком. Если в ходе реорганизации или ликвидации государственного органа государственного служащего во время одного из этапов оценки будет уволено или переведено на другую должность, то согласно пункту 8 Порядка такая оценка прекратится.

15. Обязательно ли премирование государственных служащих, получивших отличные оценки?

Ответ: частью девятой статьи 44 Закона установлено, что государственные служащие, получившие отличные оценки по результатам оценки служебной деятельности, подлежат премированию в соответствии с настоящим Законом.

Пунктом 17 Порядка установлено, что приказ (распоряжение) руководителя государственной службы в соответствующем государственном органе о премировании государственных служащих, занимающих должности государственной службы категории «А», «Б» и «В» и получивших отличные оценки по результатам оценки, выдается на основании утвержденного заключения (выводов).

Согласно Типовому положению о премировании государственных служащих органов государственной власти, других государственных органов, их аппаратов (секретариатов), утвержденном приказом Министерства социальной политики Украины 13 июня 2016 г. № 646, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 30 июня 2016 г. за № 903/29033, премирование государственного служащего по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности производится в случае получения им отличной оценки по результатам ежегодного оценивания.

Размер премии по результатам ежегодного оценивания служебной деятельности устанавливается в одинаковых процентах к должностному окладу для государственных служащих соответствующего государственного органа, получивших отличную оценку по результатам ежегодного оценивания в текущем году.

Указанная премия начисляется независимо от фактически отработанного времени в месяце, когда она выплачивается.

Следовательно, все государственные служащие, получившие отличные оценки по результатам оценки их служебной деятельности, обязательно должны получить премии в установленном порядке.

16. Может ли непосредственный руководитель проводить оценочные собеседования, находясь официально в отпуске?

Ответ: находясь в отпуске, государственный служащий не осуществляет возложенные на него задачи и функции. Поэтому в данной ситуации проведение оценочного собеседования и оформление результатов выполнения задач будет осуществлять лицо, на которое возложены обязанности временно отсутствующего государственного служащего.

17. Может ли государственный служащий обжаловать выставленную ему положительную оценку?

Ответ: согласно статье 44 Закона вывод, содержащий негативную оценку по результатам оценки служебной деятельности, может быть обжалован государственным служащим в порядке, определенном статьей 11 настоящего Закона.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 47 и 48 Порядка.

Таким образом, закон не предусматривает возможность обжалования государственным служащим положительной оценки.

Вместе с тем государственный служащий имеет право высказать замечания по оценке результатов его служебной деятельности, которые приобщаются к его личному делу. Такие замечания могут быть высказаны к любому выставленному ему баллу или оценке.

18. Если государственный служащий с июля 2023 года и на момент подготовки приказа об определении результатов выполнения задач находится в простом или отпуске без сохранения заработной платы, предоставленной в соответствии со статьей 26 Закона Украины «Об отпусках», включать ли его в такой приказ?

Ответ: да, включать. Пункт 14 Порядка содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, находясь в которых к моменту издания упомянутого приказа, государственный служащий в такой приказ не включается, а определения результатов выполнения им задач не осуществляется. Таких обстоятельств, как простой и отпуска без сохранения заработной платы, предоставленные соответственно статьи 26 Закона Украины "Об отпусках", частей третьей или четвертой статьи 12 Закона Украины "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения", в этом перечне нет.

Указанным пунктом Порядка установлено, что определение результатов выполнения задач и утверждение вывода не проводятся, если период между определением задач и ключевых показателей и принятием приказа (распоряжения) об определении результатов выполнения задач составляет менее трех месяцев.

Следовательно, государственные служащие, которым в декабре (январе, феврале) были определены задачи, однако на момент издания приказа они отсутствуют на работе в связи с простоем или отпуском без сохранения заработной платы, предоставленной согласно статье 26 Закона Украины "Об отпусках", частей третьей или четвертой статьи 12 Закона Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения», а продолжительность такой отсутствия составляет менее 7 месяцев, включаются в упомянутый приказ. Это же касается и государственных служащих, которые отсутствуют на работе и с которыми утрачена связь, в частности, из-за их пребывания на временно оккупированных территориях. Задания, которые не выполнены из-за такого отсутствия, согласно критериям выставления баллов, содержащихся в приложении 4 к Порядку, не подлежат оценке. В таком случае определение результатов выполнения задач производится непосредственным руководителем и руководителем самостоятельного структурного подразделения (при наличии) без оценочного собеседования, а соответствующую форму заполняет непосредственный руководитель.

19. Вправе ли руководитель требовать у государственного служащего письменный отчет?

Ответ: согласно пункту 39 Порядка оценочное собеседование проводится на основе устных объяснений государственного служащего, занимающего должность государственной службы категории «Б» или «В», о выполнении задач и ключевых показателей и его письменного отчета, представляемого в произвольной форме в соответствии с абзацем первого пункта 9-1 этого Порядка (при его представлении государственным служащим).

Таким образом, государственный служащий категории "Б" или "В" представляет письменный отчет по желанию. Непосредственный руководитель такого государственного служащего не имеет права требовать составления этого отчета.

Отдельно отмечаем, что приказом НАГС от 28 сентября 2023 № 156-23 утверждены Методические рекомендации по определению результатов выполнения задач государственными служащими, занимающими должности государственной службы категорий «Б» и «В», и утверждение заключения.

В указанных методических рекомендациях, среди прочего, содержится перечень обстоятельств, при наличии которых целесообразно подготовить письменный отчет (пункт 6 раздела III).

В то же время, согласно пункту 22 Порядка государственные служащие категории «А» составляют письменный отчет в произвольной форме о своей служебной деятельности по выполнению соответствующих задач и ключевых показателей, и представляют его лицу, которое будет проводить оценочное собеседование, в обязательном порядке.

20. Каков срок увольнения государственного служащего при получении им отрицательной оценки?

Ответ: на сегодняшний день Закон не содержит четкого срока для увольнения государственного служащего в связи с получением им негативной оценки.

Считаем, что такой срок должен быть достаточным для ознакомления государственного служащего с приказом об утверждении заключения в соответствии со статьей 44 Закона, а также достаточным для передачи дел в соответствии со статьей 89 Закона. Таким образом, срок от 5 до 10 дней может быть достаточным для надлежащего оформления увольнения государственного служащего на указанном основании.

https://nads.gov.ua

Комментарии к материалу