Внесение законодательных изменений в Методику, по которой рассчитывают размер арендной платы за государственное имущество, является основанием для изменения размера арендной платы и изменения условий договора аренды такого имущества в этой части (постановление Верховного Суда Украины от 18.03.15 г. по делу № 3-19гс15).
Истец – региональное отделение Фонда госимущества (далее – Истец), Ответчик – Частное акционерное общество (далее – Ответчик). Истец обратился в суд с иском о побуждении к внесению изменений в договор аренды.
Между Истцом (как арендодателем) и Ответчиком (как арендатором) 12.12.01 г. заключен договор аренды структурного подразделения целостного имущественного комплекса (цеха) (далее – договор аренды). Пунктом 3.1 данного договора предусмотрено, что арендная плата определяется на основании Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорций ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее – Методика № 786). А п. 3.4 договора предусмотрено, что размер арендной платы пересматривается по требованию одной из сторон в случае изменения методики ее расчета, изменений централизованных цен и тарифов и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины. Со временем в договор аренды по решению суда были внесены изменения. В частности, п. 3.4 договора изменен и изложен в следующей редакции: «Размер арендной платы пересматривается по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины».
В период с октября по декабрь 2012 года Истец обращался к Ответчику с письмами, в которых предлагал заключить дополнительное соглашение к договору аренды об изменении размера арендной платы, обязанностей арендатора, срока действия договора, условий изменения и прекращения. Основанием для таких обращений, в частности, было изменение арендных ставок за использование целостных имущественных комплексов государственных предприятий в соответствии с Методикой № 786.
Однако Ответчик отклонил эти предложения, аргументируя тем, что изменение Методики № 786 – это не основание для изменения арендной платы по договору аренды, условия которого действуют на весь срок его действия. В связи с этим Истец обратился в суд с иском.
Дело рассматривалось судами неоднократно. По результатам нового рассмотрения дела № 14/59/5022-941/2012 решением хозяйственного суда от 15.01.14 г. иск удовлетворен частично: Ответчика обязали заключить дополнительное соглашение о внесении изменений в п. 3.1 и 5.14 договора аренды в редакции Истца.
Постановлением апелляционного хозяйственного суда от 28.04.14 г. решение местного хозяйственного суда в отношении частичного удовлетворения исковых требований отменено. В иске отказано, поскольку условиями спорного договора не предусмотрена возможность пересмотра размера арендной платы в случае изменения Методики № 786.
Постановлением ВХСУ от 07.10.14 г. постановление апелляционного хозяйственного суда отменено. Решение хозяйственного суда в части удовлетворения иска оставлено в силе.
Постановлением ВСУ от 18.03.15 г. постановление ВХСУ оставлено без изменений.
Судом отмечено, что согласно предписаниям ч. 2 ст. 19 Закона от 10.04.92 г. № 2269-XII «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее – Закон № 2269) методика расчета арендной платы за объекты государственной собственности и пропорции ее распределения между соответствующим бюджетом, арендодателем и балансодержателем определяются КМУ. Размер арендной платы может быть изменен по соглашению сторон и по требованию одной из сторон, если по независящим от них обстоятельствам существенно изменилось состояние объекта аренды, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Украины (ст. 21 Закона № 2269).
Заключенный между сторонами договор аренды в части существенных условий должен соответствовать типовому договору аренды соответствующего имущества. Типовые договоры аренды госимущества разрабатывает и утверждает Фонд госимущества (ч. 2 ст. 10 Закона № 2269). А арендная плата с учетом ее индексации определена как существенное условие договоров аренды государственного и коммунального имущества (ст. 10 Закона № 2269).
Судом также учтено, что в соответствии с п. 3.4 Типового договора аренды целостного имущественного комплекса государственного предприятия (структурного подразделения предприятия), утвержденного приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774, размер арендной платы пересматривается по требованию одной из сторон в случае изменения методики ее расчета, изменений централизованных цен и тарифов и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. А редакцией п. 3.4 спорного договора (принятой по решению суда) определено, что размер арендной платы пересматривается по требованию одной из сторон в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины.
Поэтому судом проанализирован термин «законодательство» и отмечено, что этим термином охватываются не только законы Украины, но и действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также постановления Верховной Рады, указы Президента Украины, декреты и постановления КМУ, принятые в рамках их полномочий и в соответствии с Конституцией и законами Украины. Аналогичная позиция содержится в решении Конституционного Суда Украины от 09.07.98 г. № 12-рп/98 по делу по конституционному обращению Киевского городского совета профессиональных союзов в отношении официального толкования ч. 3 ст. 21 КЗоТ (дело о толковании термина «законодательство»).
Постановлением КМУ от 14.09.11 г. № 961 были внесены изменения в постановления КМУ от 10.08.95 г. № 629 и от 04.10.95 г. № 786, в частности увеличены арендные ставки за использование целостных имущественных комплексов государственных предприятий. Эти изменения вступили в силу с 20.09.11 г.
В соответствии со ст. 651, 652, 632, 762 Гражданского кодекса (далее – ГК) изменение или расторжение договора допускается лишь по соглашению сторон, если иное не установлено договором или законом. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора другой стороной и в иных случаях, установленных договором или законом, а также в случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались, заключая договор. Цена в договоре устанавливается по договоренности сторон.
В случаях, установленных законом, применяются цены (тарифы, ставки и т. п.), которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Договором или законом могут быть предусмотрены периодический пересмотр, изменение (индексация) размера арендной платы за пользование имуществом.
Суд пришел к выводу, что нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения условий договора по решению суда по требованию одной из сторон в случаях, установленных договором или законом.
Кроме того, судом отмечено, что арендная плата за аренду имущества государственной и коммунальной собственности является регулируемой ценой. Поэтому законодательное изменение размера арендных ставок служит основанием для изменения условий договора аренды в части размера арендной платы. Также судом учтено, что спорный договор аренды предусматривает возможность пересмотра размера арендной платы в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины.
Поэтому суд принял решение, что внесение изменений в Методику № 786, на основании которой в соответствии с условиями договора аренды определяется размер арендной платы за государственное имущество, служит основанием для изменения размера арендной платы и изменения условий договора аренды в этой части (с учетом предусмотренной условиями договора аренды возможности пересмотра размера арендной платы).