Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Выплаты надбавок работникам советов: от А до Я

Анна Семененко

23.06.2017 42584 5 3


В условиях внедрения новых условий оплаты труда должностным лицам советов возникают вопросы по реализации возможностей их дополнительного стимулирования. Рассмотрим, как должно быть оформлено установление таких стимулирующих выплат, как надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы.


Общие положения по оплате труда в органах местного самоуправления

Хотя заработок должностных лиц советов фактически состоит из различных выплат, составляющие этого заработка законодательно не определены. Согласно ст. 21 Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493) условия оплаты этих лиц определяются Кабмином. Итак, на сегодняшний день оплата труда работников органов местного самоуправления (далее – ОМС) осуществляется в соответствии с постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).

Конкретизация условий оплаты труда работников таких структур, как ОМС, включая вновь созданные объединенные территориальные громады (далее – ОТГ), должна быть урегулирована утвержденным каждым ОМС Положением об оплате труда работников совета (далее – Положение). В частности, упомянутым локальным Положением соответствующего совета устанавливается порядок выплаты стимулирующих составляющих заработка работников этих советов, включая надбавки.

В конце мая текущего года постановлением КМУ от 24.05.17 г. № 353 (далее – Постановление № 353) внесены изменения в Постановление № 268 и признаны утратившими силу некоторые постановления КМУ. В частности, лицам, которые служат или работают в местных советах всех уровней и их исполнительных органах, включая должностных лиц ОТГ, существенно изменены условия оплаты труда, а именно повышены размеры должностных окладов.

Кроме того, согласно Постановлению № 353 возобновлена выплата надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы должностным лицам сельских, поселковых советов и их исполкомов, отмененная постановлением КМУ от 27.05.09 г. № 504. Это касалось председателей упомянутых советов, их заместителей, других руководящих работников и специалистов аппарата советов и исполкомов, кроме служащих, которым эту надбавку не отменяли. Подробно о таких новациях речь шла в статье «Должностным лицам сельских и поселковых советов повышены размеры заработка».

Итак, поскольку после внесения указанных изменений в Постановление № 268 практически все должностные лица ОМС и ОТГ, а также служащие, имеют право на надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, остановимся на вопросах документального оформления данной выплаты.

Прежде всего обратим внимание, что такие надбавки являются стимулирующими выплатами и они не относятся к обязательным, размер их может колебаться как в большую, так и в меньшую сторону.

Заметим, что это две разные надбавки, о чем, в частности, сказано в письме Минсоцполитики от 07.11.07 г. № 8379/0/14-07/13.

Принятие решения об установлении надбавок

Поскольку нам больше импонирует оптимистичный вариант, когда средств и на повышение должностных окладов, и на выплату надбавок, доплат, премий, материальной помощи достаточно, его и рассмотрим. Остановимся на документальном оформлении назначения упомянутых надбавок.

Итак, если учреждением планируется осуществлять предусмотренные Постановлением № 268 (в редакции Постановления № 353) выплаты, нужно внести изменения в распорядительные документы ОМС или ОТГ по установлению новых условий оплаты труда всех категорий работников этих органов, как это предусматривает законодательство.

То есть неотложным является внесение изменений в Положение об установлении работникам:

  • новых размеров должностных окладов;
  • надбавок за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы.

Поскольку на сегодняшний день согласно измененным приложениям 48–54 к Постановлению № 268 оклады установлены не в пределах минимальных и максимальных размеров, а одним числом, необходимости принимать решение по конкретизации размеров окладов различным работникам, занимающим одинаковые должности, не будет.

В то же время добавим: ссылаясь на ст. 21 Закона № 2493 и Постановление № 268, Минсоцполитики обращает внимание, что действующим законодательством не предусмотрено установление муниципальных надбавок (см. письмо от 24.12.07 г. № 939/13/84-07). В письме сказано: если работник получает надбавку согласно Постановлению № 268 и ее размер уже составляет 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и выслугу лет, установление дополнительной надбавки в размере 50 % к должностному окладу согласно решению ОМС к уже существующей надбавке считается нарушением норм вышеупомянутых нормативно-правовых актов.

Напомним: в условиях действия Постановления № 353 окончательное решение об установлении предусмотренных Постановлением № 268 надбавок работникам ОМС, в том числе председателям областных, районных и районных в городах советов, сельским, поселковым и городским головам и их заместителям, принимается соответствующим советом. Ранее согласно Постановлению № 268 советы принимали такое решение только в отношении руководителей сельских, поселковых и городских, районных и районных в городах советов и их заместителей.

А теперь подробнее о необходимости урегулирования вопросов оплаты труда работников ОМС или ОТГ в соответствующем Положении совета.

Обращаем внимание, что неотложным является утверждение в этом Положении таких условий оплаты труда (включая установление надбавок), которые бы конкретизировали не только условия выплаты указанных надбавок, но и порядок их установления и размеры с безусловным соблюдением норм Закона № 2493 и Постановления № 268.

Важным является определение порядка оформления представления, которое обычно готовится ежемесячно, по каждому работнику, которому планируется выплачивать надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы. Например, ответственное лицо должно указать в таком представлении, каковы именно достижения работника в течение прошедшего месяца, не ухудшилось ли качество выполняемой им работы, или же, наоборот, указать основания для повышения размера ранее установленной надбавки и т. п.

Лишение надбавки или уменьшение ее размера оформляется распоряжением председателя соответствующего совета с обязательным указанием в приказе конкретных обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.

Как правило, на практике стимулирующие выплаты, включая надбавки, вновь принятым работникам устанавливаются в минимальном размере – ведь еще не ясно, заслуживает ли работник, кроме обязательных выплат (к ним, кстати, относятся должностной оклад, надбавка за ранг и надбавка за выслугу лет), еще и других выплат. Поэтому вопрос об установлении надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы новым работникам должен решаться взвешенно, с соответствующей аргументацией. Для начала, например, надбавка может составлять 10 %, а впоследствии ее повышают в зависимости от качества, своевременности выполнения работником своих должностных обязанностей, а также его добросовестности и ответственности, независимо от того, речь идет о должности руководителя структурного подразделения или специалиста, служащего (кассир, экспедитор и т. п.).

Об осуществлении этих выплат поговорим подробнее. Как уже отмечалось, речь идет о двух надбавках, и критерии для их установления различны.

Сущность надбавок за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы

Если говорить о надбавке за высокие достижения в труде, то само ее название свидетельствует о том, что она полагается работнику с более высокими, нежели у коллег, результатами работы, лучшим качеством ее выполнения. То есть можно предусмотреть в соответствующей норме локального Положения такие принципы для ее установления, которые будут характеризовать высокие достижения определенного работника, причем в разных структурных подразделениях эти принципы будут отличаться. Например, для землеустроителей они будут одни, для бухгалтеров и для специалистов экономических служб, кадровиков – иные.

Что касается надбавки за выполнение особо важной работы, то она может быть установлена лишь на определенный срок, а именно на время выполнения особо важной работы. Актуально здесь определение, в чем состоит такая работа, а также какими работниками она будет выполняться.

Например, недавно созданным поселковым советом, который представляет интересы ОТГ, проводится работа по распределению земельных угодий. По решению сессии совета она должна быть выполнена до начала осенне-полевых работ, то есть до октября. Распределению земель предшествует работа землеустроителей (обмер площадей, документирование и т. п.), поэтому на время такой работы, а именно на период с 01.07.17 г. по 01.10.17 г., решением председателя совета им установлена надбавка за выполнение особо важной работы.

Финансовая сторона вопроса

Чтобы определиться с правомерностью и реальными возможностями выплаты надбавки, советуем сначала взвесить сметные возможности, то есть позволят ли объемы финансирования устанавливать работникам такую выплату. Для этого сначала согласно утвержденной структуре соответствующего совета (областного, Киевского и Севастопольского городского, районного, а также сельского, поселкового) составляется проект штатного расписания, в котором фиксируются новые размеры должностных окладов.

Особо внимательно следует отнестись к составлению штатного расписания для тех советов, которые будут представлять интересы ОТГ, ведь должностные оклады сельских, поселковых председателей таких советов сейчас определяются уже согласно приложению 50, а не приложению 54 к Постановлению № 268, как было ранее. Конечно, уровень окладов существенно увеличен по сравнению с теми, которые устанавливались до принятия Постановления № 353. Поэтому средства на расходы для выплаты зарплаты направятся именно на увеличение основной обязательной выплаты – должностного оклада. К обязательным выплатам относятся еще и надбавки за ранг, и надбавки за выслугу лет, которые также будут начисляться на увеличенный размер оклада должностного лица.

Может случиться, что денежных средств хватает лишь на выплату заработной платы работникам ОМС и ОТГ. Поэтому, пока не будут изысканы соответствующие резервы, от установления других надбавок, а также доплат, премии, а иногда – и материальной помощи пока придется воздержаться.

Поэтому роль финансовой службы ОМС или ОТГ в случае принятия решения о повышении уровня оплаты труда работников учреждения слишком важна. Расчеты, проведенные этим подразделением, будут служить своего рода вердиктом в части того, смогут ли вообще стимулироваться работники советов и исполкомов, включая их руководителей, а также служащие и рабочие. В любом случае председатель совета и главный бухгалтер вместе должны оптимально решить эти вопросы.

Обращаем внимание еще на следующее. Недавно постановлением КМУ от 07.06.17 г. № 391 внесены изменения в Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228 (далее – Порядок № 228). В частности, изменен порядок утверждения смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда и штатных расписаний отдельных учреждений.

Так, согласно п. 71 Порядка № 228 вышеупомянутые документы бюджетных учреждений, которые содержатся за счет бюджетов сел, поселков, городов (в т. ч. городов районного значения), бюджетов ОТГ должны быть утверждены городскими, сельскими, поселковыми головами соответствующих ОТГ или руководителями соответствующих исполкомов упомянутых советов, советов ОТГ, к коммунальной собственности которых относится бюджетное учреждение. Руководители структурных подразделений исполкомов таких полномочий теперь лишены.

Такое упорядочение касается также порядка утверждения смет и штатных расписаний аппарата советов и ОТГ, их исполкомов.

Важно также рассмотрение вопроса о корректировке объемов расходов на оплату труда работников совета в связи с существенными изменениями в оплате труда. Ведь объем этих расходов в установленном порядке на текущий год уже утвержден сметой, но расчеты для этого проводились на базе старых размеров должностных окладов, а для сельских, поселковых советов в расходах не были учтены надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы, предусмотренные пп. 1 «в» п. 2 Постановления № 268.

В любом случае Положение об оплате труда работников ОМС или ОТГ должно предусматривать условия выплаты и размеры упомянутых надбавок исходя из реального ежегодного объема расходов сметы совета. То есть нормы упомянутого Положения должны соответствовать установленным ежегодным бюджетом соответствующего совета расходам на оплату труда, а также предусматривать изменение размеров составляющих заработка, включая уже установленные стимулирующие выплаты, в зависимости от увеличения объема бюджетных поступлений этих органов.

Например, у руководителей поселкового совета возникла дилемма: либо не премировать работников ОМС, должности которых предусмотрены штатным расписанием, вплоть до окончания бюджетного периода (он длится до 31.12.17 г.), либо проводить ежемесячное премирование, но никаких надбавок (кроме надбавки за ранг) не выплачивать. Решено премию не выплачивать, а в пределах расходов на оплату труда установить работникам надбавки в среднем размере 30 %. Об этом и должно быть сказано в Положении, которое будет действовать в течение текущего года.

При более благоприятных финансовых обстоятельствах нормы Положения в этой части пересматриваются, и работникам будет выплачиваться премия исходя из личного вклада каждого из них, а также надбавки за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы. Конечно, упомянутым Положением (кстати, его нужно согласовать с профсоюзным или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом) уже будут определены и показатели, по которым будут премироваться должностные лица, и критерии для установления надбавок.

Критерии для установления надбавок и определения их размера

Надбавка как составляющая заработка должностного лица местного самоуправления должна устанавливаться по критериям, предусмотренным колдоговором или Положением, а расходы на ее выплату осуществляются исходя из утвержденных сметой совета размеров. То есть надбавка может выплачиваться только в случае соответствия качества работы этого лица условиям, утвержденным упомянутыми документами.

Конечно, Положением ОМС должны быть предусмотрены условия установления надбавки, а также ее размеры.

Поскольку условия оплаты труда должностных лиц ОМС и госслужащих в период до введения с 01.05.16 г. Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» определялись на аналогичных принципах, в частности оплата труда этих категорий работников в то время осуществлялась согласно Постановлению № 268, нормативное основание для установления надбавок было одинаково. Например, в письме Минсоцполитики от 07.11.07 г. № 8379/0/14-07/13 разъяснен порядок установления надбавок за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы госслужащим, в частности о некоторых особенностях установления каждой из них.

Так, право устанавливать надбавку за высокие достижения в труде предоставлено руководителю соответствующего органа в зависимости от конкретных задач, стоящих перед органом, в случае добросовестного и качественного исполнения работником в течение определенного периода своих должностных обязанностей, профессионализма, компетентности, инициативности и отсутствия нарушений исполнительской и трудовой дисциплины.

Надбавка же за выполнение особо важной работы устанавливается на четко определенный срок, на период выполнения этой работы, для стимулирования ускорения ее выполнения и повышения качества выполняемой работы, то есть предусматривается четко определенная конечная цель работы.

Большей конкретизации не найдется, и каждый руководитель государственного или иного органа самостоятельно определяет правила установления, повышения или снижения (включая полное лишение) этих надбавок.

Таким образом, поскольку согласно Постановлению № 268 надбавка может быть установлена в разных размерах, теоретически от 1 % до 50 %, ОМС и ОТГ должны установить критерии, по которым определяется размер надбавки работнику, а также условия ее снижения или повышения.

За помощью обратимся к Справочнику типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих, утвержденному приказом Нацгосслужбы от 13.09.11 г. № 11 (далее – Справочник № 11), нормы которого могут быть применены и к должностным лицам советов.

Согласно положениям Общего раздела Справочника № 11 (п. 2.4–2.8), в упомянутых характеристиках (раздел «Квалификационные требования») в отношении должностей, приведенных в нем, определены требования обобщающего характера. Однако обязательным, в частности для специалистов различных категорий, является умение реализовывать планы деятельности своего функционального направления, систематизировать, обрабатывать, анализировать и обобщать информацию по своей деятельности в целях определения достижений и мероприятий, направленных на устранение недостатков в этой деятельности.

По нашему мнению, квалификационные требования к определенной должности могут быть ужесточены при разработке должностной инструкции, если есть необходимость назначить на соответствующие должности наиболее квалифицированных и опытных работников с установлением им предусмотренных Постановлением № 268 надбавок.

Поле для разработки этого документа широкое. В то же время зафиксированные в должностной инструкции функции, обязанности и выполняемые задачи должны отражать реальность, в частности, в отношении особенностей выполнения работником своих полномочий, уровня его ответственности, последствий невыполнения им задач руководителя и т. п.

Сначала разберемся, как заслужить право на получение первой из этих выплат – надбавки за высокие достижения в труде.

Например, ведущий специалист финансового отдела горсовета будет иметь право на надбавку за высокие достижения в труде, при условии что он (кроме наличия высшего образования по специальности и опыта работы на своей должности не менее двух лет):

  • добросовестно и в установленные сроки выполняет поручения руководства;
  • подает конкретные предложения по совершенствованию ведения финансовой отчетности работниками своего подразделения;
  • инициирует внедрение передовых технологий на своем рабочем месте;
  • постоянно повышает свой профессиональный уровень путем участия в семинарах, вебинарах и т. п.;
  • в совершенстве владеет нормативной базой относительно порядка ведения финансовой документации, в том числе регулярно проводит мониторинг внесенных в нее изменений;
  • не допускает нарушений исполнительской и трудовой дисциплины и т. п.

При таких условиях он сможет претендовать на установление ему данной надбавки, скажем, в размере 40 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет.

Приведем в образце 1 формулировку приказа (извлечение) местного совета об установлении этой надбавки:

Образец 1

<...>

Установить Вержбицкому О. М., ведущему специалисту финансового отдела городского совета, надбавку за высокие достижения в труде в размере 40 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет.

Основания:

  • пп. «в» пп. 1 п. 2 постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268;
  • п. 7 разд. ІІІ «Порядок и критерии установления надбавок» Положения об оплате труда работников городского совета;
  • представление руководителя финансового отдела городского совета Приймака М. В. с обоснованием оснований установления надбавки».

<...>

А теперь – о надбавке за выполнение особо важной работы.

Основанием для установления такой надбавки руководителю сектора документального обеспечения председателя районного совета в размере 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет может быть:

  • своевременная и в полном объеме подготовка необходимых материалов для председателя совета и его заместителей, связанных с их участием в очередной сессии совета;
  • осуществление полного контроля за выполнением задач, которые находятся на личном контроле председателя совета, соответствующими работниками совета;
  • обеспечение контроля за подготовкой документации аппарата совета и его исполкома для сдачи ее в архив.

Формулировка в приказе предлагается следующая (см. образец 2):

Образец 2

<...>

Установить на период с 01.06.17 г. по 31.12.17 г. Зеленской И. О., заведующему сектором документального обеспечения председателя районного совета, надбавку за выполнение особо важной работы в размере 50 % должностного оклада с учетом надбавки за ранг и надбавки за выслугу лет.

Основания:

  • пп. «в» пп. 1 п. 2 постановления КМУ от 09.03.06 г. № 268;
  • п. 8 разд. ІІІ «Порядок и критерии установления надбавок» Положения об оплате труда работников городского совета;
  • представление секретаря районного совета Очипка М. С. с обоснованием оснований установления надбавки и конкретизацией относительно выполнения Зеленской И. О. особо важной работы.

<...>

Избегаем нарушений

Не все работники владеют в совершенстве нормами трудового законодательства (а это и не нужно, если такие вопросы не являются составляющей работы определенного работника), поэтому могут выражать свое неудовлетворение в случае, если им уменьшают размер стимулирующих выплат или даже лишают их полностью, в частности по мотивам ограниченности или отсутствия средств.

Поэтому председатели советов, экономические и кадровые службы должны предотвращать подобные недоразумения, поскольку в противном случае работники могут обратиться с претензиями в комиссию по трудовым спорам или в суд. Итак, возвратимся еще раз к п. 8 постановления Пленума ВСУ от 24.12.99 г. № 13 «О практике применения судами законодательства об оплате труда», где предусмотрено, что при решении споров о выплате, в частности, надбавок нужно исходить из нормативно-правовых актов, которыми определены условия и размер этих выплат.

Вывод делается такой: работники, на которых распространяются эти акты, могут быть лишены таких выплат (или их размер может быть уменьшен) лишь в случаях и при условиях, предусмотренных настоящими актами. При наличии вышеприведенного мотива в осуществлении этих выплат может быть отказано только в случае, если оно обусловлено в указанных актах наличием определенных средств или финансирования. Проще говоря, любое уменьшение надбавок или полная их невыплата возможны только по основаниям, зафиксированным в локальном Положении совета. В противном случае работник выиграет судебный иск и ему нужно будет выплачивать установленные надбавки в установленном по его должности размере. Чтобы не нарушать заключенный с работником трудовой договор, работодатель в лице председателя совета не сможет отказаться от этой выплаты.

Определиться с правомерностью выплаты надбавок в наивысших размерах, предусмотренных правительственным решением, поможет консультация «Условия установления наивысших размеров надбавок должностным лицам советов»

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 5

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы