Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Выплата материальной помощи в условиях действия нового закона о госслужбе

14.11.2016 44270 5 1


Из этой статьи вы узнаете: об особенностях выплаты материальной помощи (на оздоровление и для решения социальных вопросов) государственным служащим в условиях действия Закона № 889.


Ситуация 1
Материальная помощь на оздоровление
Госслужащему, принятому на службу согласно действующему на то время штатному расписанию, в апреле текущего года начислена материальная помощь при предоставлении ему ежегодного отпуска (с 03.05.16 г.) в размере его должностного оклада. Фактически он ее получил в мае текущего года. Подлежит ли корректировке эта выплата в условиях действия нового законодательства?

Обычно в случае введения новых норм законодательства вопросы оплаты труда работников не остаются в стороне. Так происходит и в настоящий момент, когда вступил в силу Закон от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889).

В приведенной ситуации, действительно, заработную плату и материальную помощь госслужащим следовало начислять по нормам законодательства, действовавшего по состоянию на апрель 2016 года.

Так, зарплата этим должностным лицам рассчитывалась в соответствии с постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).

Право на выплату в пределах утвержденных объемов фонда оплаты труда помощи на оздоровление во время предоставления ежегодного отпуска согласно пп. 3 п. 2 Постановления № 268 предоставлено руководителю госоргана. Определено, что максимальный размер такой помощи, как и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов – среднемесячный заработок работника.

Поэтому если в приведенной ситуации согласно положению об оплате труда госслужащих соответствующего госоргана предусматривалось выплачивать помощь к отпуску в размере должностного оклада работника, то так и следовало действовать до 01.05.16 г., пока не вступил в силу Закон № 889.

Однако Законом № 889 существенно изменены условия оплаты труда госслужащих по сравнению с предусмотренными Законом от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе»: с 01.05.16 г. оплата труда госслужащих должна регулироваться нормами ст. 50, 51, 52 Закона № 889 и соответствующих решений Кабмина.

С 01.05.16 г., согласно ст. 57 Закона № 889, в случае оформления ежегодного основного отпуска госслужащим (продолжительность которого, как и раньше, составляет 30 календарных дней) выплачивается денежная помощь в размере среднемесячной заработной платы.

Таким образом, согласно действующему на сегодня законодательству право на выплату денежной помощи на оздоровление в размере среднемесячной заработной платы имеют государственные служащие, которым ежегодные отпуска предоставляются после 01.05.16 г.

При расчете среднего заработка тем госслужащим, которым ежегодный отпуск предоставляется после 01.05.16 г., как и раньше, применяются нормы Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее – Порядок № 100). В приведенной ситуации необходимо руководствоваться п. 2 разд. ІІ Порядка № 100, где предусмотрена особенность определения периода, за который исчисляется средняя зарплата для работников органов государственной власти.

Так, в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников этих органов в соответствии с актами законодательства (что и произошло в нашей ситуации с госслужащими) период до изменения структуры зарплаты изымается из расчетного периода. То есть в расчет среднего заработка не включаются выплаты, осуществленные госслужащему в соответствии с условиями оплаты труда, введенными ранее, до вступления в силу новых условий оплаты труда для госслужащих согласно Закону № 889.

В расчет среднего заработка для оплаты дней основного ежегодного отпуска госслужащего, который предоставлялся ему в мае 2016 года, следовало включать те выплаты, которые ему причитаются по новым условиям оплаты труда. В частности, следует применять условия оплаты труда, предусмотренные постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 292 «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» (далее – Постановление № 292).

Расчет заработка, который состоит из должностного оклада, надбавок за ранг и за выслугу лет, осуществляется исходя из выплат за май текущего года как за полный месяц. Поскольку в соответствии с Положением о применении стимулирующих выплат государственным служащим, утвержденным постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 289, которое применяется с 01.05.16 г., госслужащему могла быть установлена надбавка за интенсивность труда или надбавка за выполнение особо важной работы (или же сразу обе надбавки), то и они будут включаться в такой расчет. Так нужно действовать, даже если приказ руководителя госоргана об установлении госслужащему этих надбавок начиная с этой даты издан недавно – в сентябре текущего года.

То есть указываем: если госслужащему материальную помощь к его ежегодному основному отпуску, предоставленному с 03.05.16 г., начислили по нормам ранее действующих нормативно-правовых актов по оплате труда, то сумма такой выплаты однозначно подлежит перерасчету. Обращаем внимание: составляющие заработка госслужащего учитываются в тех размерах, которые были установлены ему и выплачены именно за май 2016 года.

Конкретизируем это на примере.

Пример
Руководителю отдела в составе департамента райгосадминистрации согласно Постановлению № 292 установлен должностной оклад в размере 3 101 грн. и надбавка за ранг – 400 грн. Надбавка за выслугу лет составляет 20 % должностного оклада (т. е. 620,20 грн.) (стаж госслужбы – 13 лет). Приказом руководителя аппарата райгосадминистрации от 19.09.16 г. работнику установлена надбавка за интенсивность труда в размере 25 % должностного оклада (т. е. 775,25 грн.). Предусмотрено, что эта надбавка должна выплачиваться начиная с 01.05.16 г.

В соответствии с п. 2 Порядка № 100 исчисление средней заработной платы для оплаты 30 дней дни ежегодного отпуска должно осуществляться исходя из выплат, предусмотренных по должности работника согласно новым условиям оплаты труда в мае текущего года.

Расчетная зарплата работника составляет 4 896,45 грн. (3 101,00 грн. + 400,00 грн. + 620,20 грн. + 775,25 грн.).

Далее согласно п. 7 Порядка № 100 определяется средняя зарплата, исходя из которой начисляется оплата за дни ежегодного отпуска:

4 896,45 грн. : 28 к. д. (31 к. д. – 3 празд. д.) =
= 174,87 грн.

Это будет среднедневной заработной платой.

Сумма заработка за 30 дней основного ежегодного отпуска составляет:

174,87 грн. х 30 к. д. = 5 246,10 грн.

Денежная помощь в размере среднемесячного заработка, который предоставляется госслужащему при предоставлении упомянутого отпуска, рассчитывается следующим образом:

  • определяется среднедневная заработная плата:

4 896,45 грн. : 19 р. д. (май) = 257,71 грн.;

  • размер денежной помощи, которая подлежит выплате:

257,71 грн. х 19 р. д. = 4 896,49 грн.

Поэтому если начисленная и выплаченная по старым нормам помощь к отпуску, которая предоставляется госслужащему в мае 2016 года, меньше этой суммы, разницу необходимо доплатить.

Ситуация 2
Материальная помощь для решения социальных вопросов
Выплата социально-бытовой помощи госслужащему, в том числе для приобретения оздоровительной путевки своему ребенку, предусмотрена положением об оплате труда госоргана. Как следует действовать, если работник обратился с заявлением о предоставлении ему помощи именно для приобретения путевки своему ребенку в оздоровительный лагерь, а из-за недостаточности средств для ее выплаты решение принято только в ноябре текущего года?

Обратим внимание на особенности предоставления материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов. Согласно ст. 54 Закона № 889 порядок ее предоставления и размеры определяются Кабмином. Порядок предоставления государственным служащим материальной помощи для решения социальных вопросов утвержден постановлением КМУ от 08.08.16 г. № 500. В нем предусмотрено, что госслужащий должен в письменном виде обратиться с личным заявлением, и тогда помощь может быть выплачена в размере среднемесячной зарплаты, причем раз в год. Решение о выплате помощи принимается руководителем госслужбы в соответствующем госоргане и непосредственно зависит от наличия в смете средств фонда оплаты труда именно на эту цель.

Например, если госслужащий обратился с заявлением о выплате этой помощи в августе текущего года, а источник выплаты появился только в ноябре, то и приказ руководителя госслужбы издается не ранее ноября текущего года. В таком случае расчет среднемесячного заработка для выплаты помощи осуществляется исходя из выплат за 2 месяца, предшествующих событию (в нашей ситуации – исходя из выплат за сентябрь – октябрь текущего года), а не из расчета за июнь – июль текущего года.

Поскольку упомянутая выплата не относится к таким, которые являются обязательными для выплаты, и непосредственно зависит от имеющихся бюджетных средств, то она может вообще не выплачиваться.

Согласовано со
Светланой Коновал,
главным специалистом отдела
государственного регулирования
заработной платы в бюджетной сфере
Министерства социальной политики Украины

Комментарии к материалу

Отсортировано: по времени по популярности

Всего комментариев 5

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы