Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Вновь созданные должности для заведений здравоохранения

21.12.2018 36563 0 2


В целях оптимизации управления заведениями здравоохранения (далее – ЗЗО) в рамках медицинской реформы согласно ст. 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении, пп. 8 п. 4 Положения о Министерстве здравоохранения Украины, утвержденного постановлением КМУ от 25.03.15 г. № 267, приказом МОН от 31.10.18 г. № 1977 (далее – Приказ № 1977) внесены изменения в Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 78 «Здравоохранение»), утвержденный приказом Минздрава от 29.03.02 г. № 117 (далее – Справочник). Приказ № 1977 вступает в силу с 01.01.19 г. (кроме абзаца седьмого пп. 1 п. 2, который вступает в силу с 01.01.22 г.). Рассмотрим эти изменения.


Из Справочника исключены для новых назначений после 01.01.19 г. квалификационные характеристики таких должностей: главный врач лечебно-профилактического заведения; главный врач областной, центральной городской, городской, центральной районной и районной больниц; заместитель главного врача областной, центральной городской, городской, центральной районной и районной больниц; заместитель главного врача по медсестринству. Работники, занимавшие должности заместителя главного врача по медсестринству до вступления в силу Приказа № 1977, продолжают исполнять свои обязанности.

В Справочник добавили квалификационные характеристики: генерального директора (директора)/начальника (заведующего) ЗЗО; заместителя генерального директора (директора)/начальника (заведующего) ЗЗО; медицинского директора; начальника (заведующего, руководителя) структурного подразделения ЗЗО.

А теперь рассмотрим, что это за новые должности и каковы их квалификационные характеристики.

Генеральный директор (директор)/ начальник (заведующий) ЗЗО

Обязанности

Согласно Приказу № 1977 к компетенциям генерального директора (директора)/начальника (заведующего) ЗЗО относятся вопросы хозяйственной деятельности. В частности, он:

  • руководит согласно действующему законодательству производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью ЗЗО, отвечает за финансово-хозяйственные результаты его деятельности;
  • организует разработку и обеспечивает реализацию долгосрочной стратегии развития заведения на основе нужд громады и рыночной ситуации;
  • организует формирование и мониторинг выполнения операционных планов;
  • обеспечивает исполнение всех обязательств перед государственным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, а также выполнение хозяйственных и трудовых договоров;
  • организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, направляет их деятельность на развитие и усовершенствование с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы ЗЗО, качества и конкурентоспособности услуг, которые предоставляются, их соответствие стандартам предоставления медицинской помощи и удовлетворения нужд заказчиков и потребителей в соответствующих видах медпомощи;
  • обеспечивает привлечение средств на инвестиционные нужды заведения;
  • предпринимает шаги относительно обеспечения ЗЗО квалифицированными работниками, а также наилучшего использования знаний и опыта работников;
  • отбирает и назначает работников на вакантные должности заведения;
  • предпринимает шаги относительно создания безопасных и благоприятных условий труда, соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды;
  • обеспечивает разработку, заключение и выполнение коллективного договора;
  • решает вопросы относительно финансово-экономической и хозяйственной деятельности ЗЗО в пределах предоставленных ему прав, поручает выполнение отдельных организационно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям производственных подразделений, функциональных подразделений ЗЗО;
  • осуществляет внешнее представительство заведения в административных органах, средствах массовой информации и т. п.;
  • утверждает правила внутреннего трудового распорядка, продолжительность ежедневной работы и графики сменности с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели.

Квалификационные требования

Довольно интересными являются квалификационные требования к этой должности.

До 01.01.22 г. – высшее образование ІІ уровня по степени магистра специальности области знаний «Управление и администрирование», или «Публичное управление и администрирование», или «Право», или «Социальные и поведенческие науки», или «Гуманитарные науки», или «Здравоохранение» и специализации «Организация и управление здравоохранением».

С 01.01.22 г. – высшее образование ІІ уровня по степени магистра специальности области знаний «Управление и администрирование», или «Публичное управление и администрирование», или «Здравоохранение», или «Право», или «Социальные и поведенческие науки», или «Гуманитарные науки».

В случае образования в области знаний «Здравоохранение», «Право», «Социальные и поведенческие науки» или «Гуманитарные науки» требуется также наличие высшего образования (магистерский уровень) в области знаний «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование» (кроме руководителей ЗЗО, которые предоставляют только первичную медпомощь).

Стаж работы на руководящих должностях: для заведений национального уровня – не менее 10 лет, областного уровня – 7 лет, районного уровня – 5 лет. Для руководителей ЗЗО, которые предоставляют только первичную медпомощь, – не менее 3 лет стажа по основой специальности или одного года на руководящих должностях.

Исходя из вышеупомянутого, можем сделать следующий вывод. До 2022 года занимать должность директора на конкурсных началах может претендент с гуманитарным образованием, правовед, экономист, врач, управленец. С 2022 года претенденты, которые не имеют управленческого или менеджерского образования в области знаний «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование», должны будут дополнительно получить его.

Итак, главные врачи, которые до 01.01.22 г. не получат высшего образования в области знаний «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование», не смогут претендовать на должность генерального директора (директора), а только на должность медицинского директора.

Однако нужно помнить, что главные врачи, которые уже заключили или заключат трудовые договора до момента, когда Приказ № 1977 вступит в силу (т. е. до 01.01.19 г.), будут работать по старой модели: будут руководить и административными, и медицинскими процессами – до окончания срока, определенного в договоре.

Записи в документах

Записи о названии работы, профессии или должности, на которую принят работник, выполняются согласно наименованию профессий и должностей, указанных в Национальном классификаторе ДК 003:2010 «Классификатор профессий» (далее – ДК 003:2010) и согласно Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты населения от 29.06.93 г. № 58. А потому руководители предприятий, оформляя кадровую документацию (трудовые книжки, приказы, штатные расписания и т. п.), должны записывать названия должностей согласно ДК 003:2010.

С генеральным директором все просто: код 1210.1 – руководитель предприятия (учреждения, организации) здравоохранения (генеральный директор, директор, главный врач и др.).

Медицинский директор

Обязанности

Медицинский директор будет заниматься только вопросами медицины. А именно он:

  • осуществляет руководство ЗЗО (кроме аптечных заведений) в порядке делегированных ему руководителем полномочий по медицинским вопросам, согласно действующему законодательству;
  • в случае отсутствия руководителя по его поручению выполняет его обязанности;
  • организовывает предоставление пациентоориентированных услуг по медобслуживанию населения с соблюдением отраслевых стандартов в сфере здравоохранения;
  • разрабатывает и внедряет в заведении систему непрерывного усовершенствования качества услуг в целях гарантирования безопасности пациентов, своевременности помощи, экономической эффективности, достижения наилучших результатов на основе научных знаний и принципов доказательной медицины;
  • координирует внешнее и внутреннее взаимодействие подразделений ЗЗО. Отвечает за организацию непрерывного профессионального развития медицинского персонала.

Квалификационные требования

Высшее образование ІІ уровня по степени магистра и специальности области знаний «Здравоохранение» с дальнейшей специализацией по «Организации и управлению здравоохранением».

Стаж работы: на руководящих должностях для заведений национального уровня – не менее 5 лет, областного уровня – не менее 3 лет. Для заведений районного уровня – 5 лет по основной врачебной специальности. Для руководителей ЗЗО, которые предоставляют только первичную медпомощь, – не менее 3 лет стажа по основой (врачебной) специальности или одного года на руководящих должностях.

Квалификационная характеристика медицинского директора распространяется на должности медицинского директора согласно специализации деятельности соответствующего ЗЗО.

Записи в документах

Если с квалификационными характеристиками и требованиями все понятно, то как правильно указать эту должность в трудовых книжках, приказах, штатных расписаниях и т. п., – вопрос довольно контроверсионный. На сегодня ДК 003:2010 не содержит профессионального названия работы «медицинский директор» и не предусматривает возможности образовать такое название должности из имеющихся в нем профессиональных названий работ. Поэтому, с одной стороны, надо ожидать, когда внесут изменения в ДК 003:2010, с другой – можно попробовать все же образовать профессиональное название работы.

В приложении В «Производные слова к профессиям (профессиональным названиям работ)» ДК 003:2010 определено, что производные слова к профессиям (профессиональным названиям работ) могут применяться при условии сохранения отраслевой и функциональной принадлежности, квалификационных требований, устранении дублирования, сохранении кода вновь созданной профессии. Названия профессий могут быть расширены при необходимости пользователя терминами и словами, которые уточняют место работы, выполняемые работы, сферу деятельности, при условии соблюдения лаконичности изложения, если иное не предусмотрено в ДК 003:2010 или соответствующих законодательно-правовых актах.

Итак, согласно примечанию 2 приложения В к ДК 003:2010 название профессии «директор» (код 1210.1 – руководитель предприятия (учреждения, организации) здравоохранения (генеральный директор, директор, главный врач и др.) можно расширить, образовав название «директор медицинский», но никак не наоборот.

Итак, по нашему мнению, до внесения изменений в ДК 003:2010 целесообразно применять в кадровой документации название должности «директор медицинский» код 1210.1.

Заместитель генерального директора (директора)/ начальника (заведующего) ЗЗО

Согласно Приказу № 1977 заместитель генерального директора (директора)/начальник (заведующий) ЗЗО осуществляет руководство ЗЗО (кроме аптечных заведений) в пределах делегированных ему руководителем полномочий по вопросам, непосредственно не связанным с организацией лечебного процесса, согласно действующему законодательству. В случае отсутствия руководителя по его поручению выполняет его обязанности.

Обязанности

В пределах делегированных ему полномочий и компетенции:

  • организовывает административно-хозяйственную и финансовую деятельность заведения, обеспечивает взаимодействие подразделений ЗЗО;
  • сотрудничает с органами государственной власти и местного самоуправления, ЗЗО, предприятиями, учреждениями, организациями;
  • организовывает работу по отбору, расстановке и использованию работников, обеспечивает надлежащие условия для достижения работниками ЗЗО надлежащего профессионального уровня, включительно с организацией профессионального обучения и обеспечения своевременного повышения их квалификации;
  • создает надлежащие условия труда, обеспечивает соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и противопожарной защиты;
  • анализирует показатели работы заведения, принимает меры относительно их оптимизации.

Квалификационные требования

Высшее образование ІІ уровня по степени магистра специальности отрасли знаний «Управление и администрирование», или «Публичное управление и администрирование», или «Право», или по специальности «Экономика» отрасли знаний «Социальные и поведенческие науки». Стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Следует помнить, что согласно Приказу № 1977 квалификационная характеристика заместителя генерального директора (директора)/начальника (заведующего) ЗЗО распространяется на другие должности заместителя генерального директора (директора)/начальника (заведующего) ЗЗО согласно специализации делегированных ему полномочий (по экономическим, административно-хозяйственным, правовым вопросам и т. п.).

Записи в документах

Как уже упоминалось выше, от названий профессий могут образовываться производные названия профессий (профессиональных названий работ, должностей) добавлением производных слов (ведущий, главный, заместитель, младший, сменный, горный, третий и т. п.), приведенных в приложении В. Итак, добавив производное слово «заместитель», образовываем названия должности «заместитель генерального директора (директора)/начальника (заведующего) ЗЗО» по коду 1210.1.

Начальник (заведующий, руководитель) структурного подразделения ЗЗО

Обязанности

Согласно квалификационной характеристике начальник (заведующий, руководитель) структурного подразделения ЗЗО:

  • осуществляет руководство структурным подразделением ЗЗО (кроме аптечных заведений), деятельность которого непосредственно связана с предоставлением медицинской помощи (услуг), согласно действующему законодательству;
  • организовывает лечебно-профилактическую и административно-хозяйственную деятельность подразделения, сотрудничает с другими подразделениями ЗЗО;
  • обеспечивает предоставление качественной медпомощи населению;
  • обеспечивает своевременное получение и хранение лекарственных средств, медицинских изделий;
  • осуществляет меры по обеспечению надлежащих санитарно-гигиенических условий функционирования подразделения;
  • осуществляет контроль за правильным ведением медицинской документации, готовит и подает руководителю ЗЗО отчеты;
  • разрабатывает и подает руководителю на утверждение графики работы работников структурного подразделения, осуществляет надлежащую расстановку, использование медицинских работников и организовывает их работу;
  • создает надлежащие условия труда, обеспечивает соблюдение работниками правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и противопожарной защиты;
  • обеспечивает надлежащие условия для достижения работниками ЗЗО надлежащего профессионального уровня, включая организацию профессионального обучения и обеспечения своевременного повышения их квалификации;
  • анализирует показатели работы.

Квалификационные требования

Высшее образование ІІ уровня по степени магистра в отрасли знаний «Здравоохранение»; прохождение интернатуры по одной из специальностей медицинского профиля с дальнейшей специализацией по профилю структурного подразделения. Стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Записи в документах

В ДК 003:2010 по коду 1229.5 есть профессиональное название – начальник (заведующий) структурного подразделения медицинского заведения.

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы