Включаются ли часы вариативной составляющей учебного плана в норму часов на ставке?
Кадры
Включаются ли часы вариативной составляющей учебного плана в норму педнагрузки – 18 ч/неделю на ставке зарплаты учителя? Правомерно ли уменьшение педнагрузки из-за уменьшения в школе часов вариативной части учебного плана?
В соответствии с Государственным стандартом базового и полного общего среднего образования, утвержденным постановлением КМУ от 23.11.11 г. № 1392, Базовый учебный план состоит из инвариантной и вариативной составляющих.
Вариативность организации обучения, а также наличие у учащихся возможности выбирать курсы в зависимости от собственных познавательных способностей дают возможность применять личностно сориентированный, компетентностный и деятельностный подходы.
Инвариантная составляющая Базового учебного плана формируется на государственном уровне и является обязательной для реализации во всех учебных заведениях, которые дают полное общее среднее образование.
Вариативная составляющая Базового учебного плана формируется общеобразовательным заведением с учетом особенностей региона и индивидуальных образовательных запросов учащихся.
Бюджетное финансирование общеобразовательного заведения осуществляется с учетом установленного Базовым учебным планом суммарного количества часов инвариантной и вариативной составляющих и возможности в процессе изучения отдельных предметов деления класса на группы.
Учебные планы заведений общего среднего образования ІІІ степени утверждены приказом МОН от 20.04.18 г. № 408 «Об утверждении типовой образовательной программы заведений общего среднего образования III ступени».
Учебный план для 10–11-х классов заведений общего среднего образования разработан в соответствии с Государственным стандартом для его внедрения в части полного общего среднего образования с 1 сентября 2018 года. Он содержит общий объем учебной нагрузки и недельные часы на изучение базовых предметов, избирательно обязательных предметов, профильных предметов и специальных курсов, а также предусматривает часы на факультативы, индивидуальные занятия и т. п.
Учебные планы заведений общего среднего образования ІІ ступени утверждены приказом МОН от 20.04.18 г. № 405 «Типовая образовательная программа заведений общего среднего образования ІІ ступени».
Типовой программой установлено, что вариативная составляющая учебного плана заведения образования определяется заведениями общего среднего образования (далее – ЗОСО) самостоятельно с учетом особенностей организации образовательного процесса и индивидуальных образовательных потребностей учащихся, особенностей региона, уровня учебно-методического и кадрового обеспечения заведения и отражается в учебных планах заведений образования.
В письме МОН от 28.08.21 г. № 1/9-433 «Об отдельных вопросах деятельности заведений общего среднего образования в новом 2021/2022 учебном году» указано, что в 2021/2022 учебном году образовательный процесс в ЗОСО организуется в соответствии с Законами от 16.01.20 г. № 463-IX «О полном общем среднем образовании» (далее – Закон № 463), от 05.09.17 г. № 2145-VIII «Об образовании», другими актами законодательства и образовательной программой заведения образования с неуклонным соблюдением противоэпидемических мероприятий в заведениях образования на период карантина в связи с распространением коронавирусной болезни (COVID-19).
Предусмотрено, что в учебном плане образовательной программы ЗОСО должно быть конкретизировано распределение часов на изучение учебных предметов (интегрированных курсов) инвариантной и вариативной составляющих частей (обязательных для изучения и по выбору).
ЗОСО на основе типовой образовательной программы составляют ежегодно рабочие учебные планы, в которых конкретизируется вариативная составляющая общего среднего образования с учетом особенностей организации учебного процесса. Количество часов вариативной составляющей рабочего учебного плана ЗОСО должно соответствовать Базовому учебному плану и Типовой образовательной программе.
Учебная нагрузка между учителями и другими педработниками распределяется руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в заведении (п. 63 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102, далее – Инструкция № 102).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона № 463 распределение педнагрузки в заведении образования утверждается его руководителем в соответствии с требованиями законодательства. Педнагрузка педработника заведения образования объемом меньше нормы, предусмотренной данной статьей, устанавливается с его письменного согласия.
Месячная зарплата педработников учреждений образования ЗОСО определяется путем умножения ставки зарплаты на их фактическую нагрузку в неделю и деления этого произведения на установленную норму часов в неделю (п. 68 Инструкции № 102). Установленная во время тарификации зарплата выплачивается ежемесячно независимо от количества недель и рабочих дней в разные месяцы года (в частности, и во время каникул).
Почасовая оплата учителей допускается только в случае оплаты часов замещения временно отсутствующих из-за болезни или по другим причинам учителей, которое длилось не более двух месяцев, а также в случае оплаты работников предприятий, организаций и учреждений, которые привлекаются для педработы (п. 73 Инструкции № 102). Если замещение длилось более двух месяцев, то оплата труда педработника осуществляется с первого дня замещения за все часы фактической педнагрузки в порядке, предусмотренном п. 68 данной Инструкции, по тарификации.
Поскольку составляющими учебных планов ЗОСО являются часы инвариантной и вариативной составляющих, норма часов на ставке учителя включает все часы учебных планов, оплата проведения которых осуществляется по тарификации.
Полноценность базового среднего образования обеспечивается реализацией как инвариантной, так и вариативной составляющих, которые обязательно финансируются из бюджета с учетом установленного Базовым учебным планом суммарного количества часов этих его составляющих.
Комментарии к материалу