Утверждено положение о стимулировании госслужащих
13.05.2016 2165 0 1
Пока Закон от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889), действующий с 01.05.16 г., не вступит в силу в полной мере в части оплаты труда госслужащих, руководитель госслужбы в течение двух лет со дня вступления в силу данного Закона (т. е. до 01.05.18 г.) имеет право применять дополнительные стимулирующие выплаты. Они должны осуществляться в пределах экономии фонда оплаты труда госоргана. Это предусмотрено п. 14 разд. XI «Заключительные и переходные положения» Закона № 889.
Во исполнение этих норм постановлением КМУ от 06.04.16 г. № 289 утверждено Положение о применении стимулирующих выплат государственным служащим (далее – Положение № 289), которое вступает в силу с 01.05.16 г.
Положение № 289 определяет, какие именно дополнительные стимулирующие выплаты имеет право установить руководитель госслужбы, а также критерии, которые учитываются при их установлении каждому госслужащему.
Итак, одной из таких выплат является надбавка за интенсивность труда, и она может быть установлена при следующих условиях:
- качество и сложность подготовленных документов. Поскольку практически все госслужащие согласно возложенным на них функциям и задачам фактически или участвуют в подготовке документов, или сами отвечают за подготовку и сопровождение проектов документов (например, проектов должностных инструкций работников структурных подразделений, проектов распоряжений главы райгосадминистрации), необходимо в каждом госоргане четко определиться, о каких именно документах идет речь в данном контексте. Также считается необходимым определение объема конкретного вклада соответствующего госслужащего в подготовку документа. Поэтому в распорядительном документе каждого госоргана по стимулированию работников (например, положении об оплате труда), а также в должностных инструкциях каждого госслужащего следует зафиксировать эти позиции;
- срочность выполнения заданий, обработки и подготовки документов. В таком случае, по нашему мнению, уже во время получения задания по подготовке определенного документа госслужащий должен четко знать конечный срок подготовки материалов, с тем чтобы предварительно не только качественно подготовить документ, но и при необходимости согласовать его с другими структурными подразделениями госоргана. Может произойти так, что в этот конечный срок подготовки документа включено и время согласования проекта с другим госорганом. Поэтому такие факторы также следует предусматривать и информировать о них госслужащего, который является исполнителем;
- инициативность в работе. Представляется важной конкретизация данного постулата. Например, даже если работнику не удается на 100 % выполнить два предыдущих критерия, однако он инициировал такой проект решения, внедрение которого приведет к положительным изменениям не только в деятельности госоргана по его месту работы, но и в целом по стране, такая работа достойна поощрения.
Другим видом стимулирования, предусмотренным Положением № 289, является надбавка за выполнение особо важной работы. Критерии для ее выплаты таковы:
- выполнение задач и функций по реализации приоритетных направлений государственной политики, участие в разработке проектов нормативно-правовых актов, проведение экспертизы таких актов. Обычно поручения такого типа выполняют работники довольно высокой квалификации, например, если они привлекаются к подготовке и разработке проектов Указов, решений Кабмина и т. п.;
- выполнение работы, требующей от работника особой организационно-исполнительной компетентности и ответственности, результатом которой является повышение эффективности управления.
Положение № 289 предусматривает, что при несвоевременном выполнении заданий, ухудшении качества работы и нарушении трудовой дисциплины вышеупомянутые надбавки отменяются или размер их уменьшается.
Поэтому советуем предварительно каждому госоргану конкретизировать критерии выплаты стимулирующих надбавок, которые предусмотрены в Положении № 289, в локальном распорядительном документе (например, в положении об оплате труда и стимулировании госслужащих). Это предотвратит недоразумения при определении руководителем госоргана круга работников, которым эти надбавки будут устанавливаться, и позволит экономическим, бухгалтерским и кадровым службам своевременно подготовить приказы руководителя по установлению размера каждой из этих надбавок.
Согласно постановлению КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268) надбавка за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы выплачивалась в размере до 50 % (в отдельно определенных случаях – до 100 %) должностного оклада с учетом надбавки за ранг госслужащего (дипломатический ранг, классный чин, квалификационный класс, специальное звание) и надбавки (вознаграждения) за выслугу лет. В отличие от Постановления № 268, начиная с 01.05.16 г. надбавки согласно Положению № 289 устанавливаются только на одну составляющую заработка, а именно в процентах к должностному окладу госслужащего.
Добавим: возможность получать две упомянутые надбавки будет только до 01.05.18 г.
Как предусмотрено в п. 14 разд. XI Закона № 889, будут существенно изменяться подходы к установлению размеров должностных окладов госслужащих. Речь идет о том, что начиная с 01.01.17 г. минимальный должностной оклад специалиста госоргана 9-й группы должен составлять 1,25 МЗП; с 01.01.18 г. – 1,5 МЗП; с 01.07.18 г. – 1,75 МЗП. Поэтому надеемся, что нормы Положения № 289 будут способствовать стимулированию качественной работы госслужащих в течение двух лет со дня вступления в силу Закона № 889.
Соавтор Алла Литвин,
заместитель директора
Департамента заработной платы и условий труда –
начальник отдела оплаты труда в бюджетной сфере
Министерства социальной политики Украины
Комментарии к материалу