Практические аспекты премирования работников местных советов
Нормы действующего законодательства не всегда четко определяют порядок и условия осуществления некоторых выплат работникам. Особенно это касается условий премирования работников органов местного самоуправления, а именно сельских, поселковых, городских советов. Данная консультация, построенная в форме ответов на отдельные вопросы из практики, позволит предотвратить различное толкование норм по оплате труда таких работников и соответственно принятие неправильных решений.
Вопросы – ответы
Какими нормативно-правовыми актами регулируется функционирование органов местного самоуправления?
Законодательных оснований, регулирующих вопросы функционирования органов местного самоуправления, в том числе их полномочия по премированию должностных и других лиц органов местного самоуправления, достаточно.
Местное самоуправление осуществляется, в частности, через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов (ст. 2 Закона от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине», далее – Закон № 280). В свою очередь, согласно нормам ст. 2 Бюджетного кодекса (далее – БК) органы местного самоуправления, а также созданные ими организации, которые полностью содержатся за счет местного бюджета, являются бюджетными учреждениями.
Руководители бюджетных учреждений должны осуществлять фактические расходы на заработную плату, в том числе на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (далее – ФЗП), утвержденного в сметах (ст. 51 БК). Это в полной мере касается и органов местного самоуправления, финансирование которых осуществляется за счет средств местных бюджетов. Также они применяют в работе Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденные постановлением КМУ от 28.02.02 г. № 228.
Согласно ст. 13 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее – Закон № 108) оплата труда работников организаций, которые финансируются за счет бюджета, осуществляется на основании актов Кабмина в пределах бюджетных назначений. Объемы расходов на оплату труда таких работников утверждаются одновременно с бюджетом.
Отметим также, что структура исполнительных органов совета, общая численность аппарата совета и его исполнительных органов, расходы на их содержание утверждаются по предложению сельского, поселкового, городского головы. Осуществляется это исключительно на пленарных заседаниях этих советов (ст. 26 Закона № 280).
Правда, в Законе № 280 доныне действует норма об утверждении численности работников этих органов в соответствии с типовыми штатами, принятыми Кабмином. Но мы знаем, что Типовые штаты, утвержденные постановлением КМУ от 03.12.97 г. № 1349, утратили силу с 01.01.15 г. (см. постановление КМУ от 26.11.14 г. № 664). Поэтому, руководствуясь ст. 51 БК, председатели советов должны самостоятельно определить структуру и численность работников соответствующего совета исходя из реальных финансовых возможностей их содержания, приняв такое решение на пленарном заседании соответствующего совета.
Что касается оплаты труда в органах местного самоуправления, в том числе стимулирования работников, то это осуществляется в соответствии с постановлением КМУ от 09.03.06 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Постановление № 268).
Так, согласно пп. 2 п. 2 Постановления № 268 руководителям этих органов предоставлено право осуществлять премирование работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах фонда премирования. Конкретные условия, порядок и размеры премирования работников определяются в положении о премировании органа местного самоуправления в зависимости от имеющихся средств на эти цели.
Положение разрабатывается этими органами самостоятельно, с соблюдением норм Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493), Постановления № 268. В положении определяется круг работников, на которых распространяется действие премиальной системы, показатели и условия премирования по каждой категории работников, которые предусматривают не только право на получение премии, но и ее размер.
То есть в положении о премировании работников местных советов, исполнительных комитетов советов, включая их руководителей, их заместителей, а также должностных лиц, служащих и рабочих, следует, в частности, предусмотреть:
- показатели премирования (например, состояние выполнения мероприятий по пополнению средств местного бюджета; результаты выполнения целевых программ экономического развития; отсутствие задолженности по социальным выплатам работникам, проживающим на территории соответствующего совета, и т. п.);
- периодичность премирования (месячная, квартальная или в зависимости от финансовых возможностей) и сроки выплаты премии;
- порядок начисления премии каждой категории работающих (руководителям, должностным лицам местного самоуправления, служащим, рабочим);
- порядок и основания для увеличения (или уменьшения) размера премии отдельным работникам или лишения ее полностью;
- порядок документального оформления выплаты премии с указанием должностных лиц, на которых возлагается осуществление расчетов, подготовка проекта приказа, согласование с советом премирования председателя совета.
Поскольку объем расходов на оплату труда работников определяется ежегодно решением совета, то и размеры премирования работников (в т. ч. руководящих) целесообразно также утверждать ежегодно.
Принято решение о премировании председателя поселкового совета в размере 50 % его должностного оклада, секретаря – 70 %, других работников – также в разных размерах. Правильно ли это?
Как отмечено выше, в органе местного самоуправления (в т. ч. в поселковом совете) должно быть разработано положение о премировании, в котором конкретизируются условия и размеры премирования работников. Следовательно, до начала бюджетного периода (как известно, он начинается 1 января соответствующего года и заканчивается 31 декабря этого же года) разрабатывается положение о премировании исходя из объема ресурсов бюджета, которые будут использоваться именно на эту цель.
Например, смета текущего года предусматривает возможность премировать всех штатных работников в размере 50 % их должностного оклада. Если появится экономия ФЗП, то она полностью (или частично, и тогда нужно указать, какая именно часть экономии) направляется на премирование штатных работников поселкового совета. Отметим: о возможности осуществления премирования за счет экономии средств должно быть указано в положении о премировании.
Экономия ФЗП позволяет премировать штатных работников в пределах фонда оплаты труда, который составляет 40 % размеров их должностных окладов за месяц. Поэтому решено: председателю совета премию выплатить в размере 50 %; секретарю – 70 %, главному бухгалтеру – 50 %; руководителям структурных подразделений – 35 %; специалистам – 25 %; уборщице – 50 % должностного оклада.
Условием такого распределения размеров премии стало то, что локальное положение о премировании работников поселкового совета содержит норму следующего содержания: «Осуществлять премирование работников (в т. ч. председателя совета, секретаря совета) исходя из результатов их работы за месяц с учетом объема фонда заработной платы, утвержденного в смете совета на эту цель, и экономии этого фонда». Кроме того, положение конкретизировало, за выполнение каких именно показателей могут премироваться работники разных категорий – от руководителя до рабочего.
Конечно, размер премии председателя поселкового совета должен быть согласован сессией совета (о порядке такого согласования поговорим ниже).
Положением о премировании работников городского совета не определены источники выплаты премии. Правомерны ли действия секретаря городского совета, который временно исполняет обязанности председателя этого совета (бывший председатель совета уволился), по изданию приказа о выплате себе и другим работникам совета премии за счет экономии ФЗП?
Если, например, городской голова увольняется с должности в связи с досрочным прекращением его полномочий, то полномочия городского головы исполняет секретарь этого совета (ч. 2 ст. 42 Закона № 280). Такое временное исполнение упомянутых полномочий осуществляется, пока на внеочередных выборах не изберут городского голову, или до дня открытия первой сессии местного совета, избранного на очередных местных выборах.
Поэтому получается, что в период временного исполнения обязанностей председателя секретарь совета должен строго придерживаться предоставленных ему законодательством полномочий на должности председателя совета.
Согласно п. 13 ч. 4 ст. 42 Закона № 280 городской голова определен распорядителем бюджетных средств, и он должен использовать их только по назначению, определенному советом. То есть в нашей ситуации секретарь совета при исполнении им полномочий председателя, исходя из норм п. 2 Постановления № 268, имеет право осуществлять премирование работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах фонда премирования.
При премировании секретаря, временно исполняющего обязанности председателя совета, применяются такие же нормы, как и в отношении городских голов: решение об этих выплатах принимается соответствующим советом, премирование осуществляется в пределах утвержденных расходов на оплату труда (п. 6 Постановления № 268).
Следовательно, в рассматриваемой ситуации секретарь городского совета вправе издать распорядительный документ об осуществлении премирования работников совета только исходя из условий и размеров премирования, которые содержатся в положении о премировании работников совета. Чтобы получить премию самому, обязательно следует получить еще и решение городского совета, в котором указывается месяц, по результатам работы в котором осуществляется премирование, размер премии и источник ее выплаты.
Чтобы действовать в рамках законодательства и получить премию исключительно за счет экономии ФЗП, следует в установленном порядке внести изменения в положение о премировании, и только после этого можно обратиться за согласованием такого премирования секретаря совета. Желательно приложить расчет, из которого будет виден объем экономии ФЗП, который направляется на премирование.
Поскольку ни председатели советов, ни секретари советов во время выполнения ими функций председателей соответствующих советов не имеют права единолично принимать решение о каком-либо стимулировании исключительно за счет экономии ФЗП (включая премирование себя и работников совета), принятие подобного решения является безосновательным. При отсутствии решения совета премирование председателя совета (в нашей ситуации – секретаря совета, который временно исполняет обязанности председателя совета), не осуществляется.
Можно ли лишить премии работников или уменьшить ее размер в зависимости от финансовых результатов работы органа местного самоуправления?
Положение о премировании является составляющей частью действующей системы оплаты труда органа местного самоуправления и, как правило, утверждается как приложение к коллективному договору. При этом, как и коллективный договор, оно согласовывается с профсоюзным или иным уполномоченным на представительство трудовым коллективом органом.
Согласно нормам Постановления № 268 премия работникам выплачивается в пределах ФЗП, утвержденного в смете, а в положении о премировании может быть сформулировано право работников на получение премии в зависимости от финансовых возможностей этого органа.
В общих нормах ст. 1 и 2 Закона № 108 сказано, что размер зарплаты за работу на основании трудового договора зависит от профессионально деловых качеств работника, сложности и условий выполняемой им работы, ее результатов, а также от результатов деятельности учреждения.
Поскольку премии не относятся к составляющим основной зарплаты, а являются дополнительной выплатой, выплата их не обязательна.
В то же время согласно п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 24.12.99 г. № 13 при решении споров, в частности, по премиям, необходимо исходить из нормативно-правовых актов, которыми определены условия и размеры этих выплат. Работники, на которых распространяются упомянутые акты, могут быть лишены таких выплат (или размер последних может быть уменьшен) только в случае и при условиях, предусмотренных этими актами. В связи с отсутствием средств в осуществлении указанных выплат может быть отказано, если условием таких выплат в упомянутых актах является наличие определенных средств или финансирования.
Условия и размеры премирования работников органов местного самоуправления определены Постановлением № 268, однако в нем не предусмотрено, в каких случаях происходит уменьшение выплаты премии или же полное ее лишение. Согласно этому постановлению премия работникам выплачивается в пределах ФЗП, утвержденного в смете. Право работников на получение премии в зависимости от финансовых возможностей этого органа может быть сформулировано в положении о премировании работников соответствующего органа местного самоуправления. При отсутствии в положении данной оговоренной нормы оснований для лишения или уменьшения размера премии работников нет.
Поэтому руководителю учреждения (т. е. председателю соответствующего совета) следует учитывать нормы Постановления № 268 и положения о премировании, утвержденного соответствующим советом, то есть быть осведомленным в нормах трудового законодательства, чтобы не нарушать права работников на обеспечение им предусмотренных при заключении с ними трудового договора объемов выплачиваемой зарплаты.
В каком размере выплачивается премия работнику органа местного самоуправления, который работает на 0,5 ставки?
Как известно, такая составляющая зарплаты, как премия, относится к дополнительным составляющим заработка и по своей сути является стимулирующей выплатой. А что именно будет стимулироваться – то есть какие результаты работы желательно иметь работнику органа местного самоуправления, чтобы быть достойным претендентом на получение премии, должно предусматривать утвержденное в соответствующем органе положение о премировании. В данном положении также определяется, при каких условиях и в каком размере может выплачиваться премия работнику, оформленному не на полную ставку, а на 0,5 ставки по предусмотренной в штате должности.
Может произойти так, что по итогам работы, например, за май текущего года работник, работающий на 0,5 ставки главным специалистом районного в городе совета, выполнил объем работ как по полной ставке. И если, например, работники этого совета будут премироваться в размере 40 % их должностного оклада, нашему «неполному» должностному лицу может быть выплачена премия в размере 70 % его должностного оклада. При этом правило начисления премии пропорционально объему отработанного времени остается незыблемым. Поэтому эти 70 % премии ему следует рассчитывать от 0,5 размера должностного оклада, установленного по его должности в штатном расписании. Предельными размерами премия конкретному работнику не ограничивается.
Работнику поселкового совета объявлен выговор. Лишать ли его ежемесячной премии и каким распорядительным документом это оформлять?
Прежде всего обратимся к законодательству. Согласно ст. 147 КЗоТ за нарушение трудовой дисциплины к работнику может быть применена лишь одна из таких мер дисциплинарного взыскания: выговор или увольнение.
В ст. 151 КЗоТ установлено: в течение срока дисциплинарного взыскания к работнику не применяются меры поощрения.
В свою очередь, как должна быть соблюдена трудовая дисциплина и какие случаи признаются такими, которые являются нарушением этой дисциплины, какие меры поощрения устанавливаются к работникам, фиксируется в правилах внутреннего трудового распорядка поселкового совета или в утвержденном сессией этого совета регламенте.
Одновременно с применением дисциплинарного взыскания к работникам можно применить и меры воздействия, которые не относятся к упомянутым взысканиям, например лишить работника премии, предусмотренной системой оплаты труда. Однако предостерегаем: лишение предусмотренных системой оплаты труда, действующей в органе местного самоуправления, премий возможно исключительно при условии, что соответствующая норма содержится в положении о премировании работников поселкового совета.
Положение о премировании работников поселкового совета, среди прочих норм, должно содержать также порядок и условия, при которых возможно частичное или полное лишение премии за допущенные работником упущения и нарушения, в частности за нарушение трудовой дисциплины.
В рассматриваемой ситуации работнику, которому объявлен выговор, ежемесячные премии за результаты работы не начисляются только тогда, если положением о премировании работников поселкового совета предусмотрено лишение такой премии при наличии указанного вида дисциплинарного взыскания. Если положение не содержит таких норм, и исходя из того, что предусмотренные системой оплаты труда премии не относятся к мерам поощрения, работник с выговором в полной мере получает ежемесячные премии исходя из результатов своего труда.
Также в положении должно быть зафиксировано, что лишаться премии работник будет в течение действия взыскания. По истечении такого периода премии выплачиваются в соответствии с условиями и показателями, содержащимися в положении.
Если, скажем, такая норма предусмотрена положением, то лишать премии можно только за тот расчетный период, в котором было допущено нарушение трудовой дисциплины. Лишение премии оформляется приказом председателя поселкового совета с обязательным указанием в нем конкретных обстоятельств, послуживших причиной невыплаты премии.
Добавим, что к мерам поощрения можно отнести, например, премию к памятной дате работника или учреждения. Лишать этой выплаты работника в течение действия выговора нормы законодательства позволяют.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 2