«Подъемные» военнослужащему: возместят ли НДФЛ?
Акценты статьи:
- подлежит ли налогообложению подъемная помощь, которая выплачивается военнослужащим в случае переезда на новое место службы в другой населенный пункт;
- подлежит ли возмещению НДФЛ, удержанный из такой помощи.
Является ли подъемная помощь видом денежного обеспечения?
Прежде чем ответить на вопрос, проанализируем нормы действующего законодательства.
В соответствии с Законом от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие – это граждане Украины, которые проходят военную службу в составе Вооруженных сил Украины (далее – ВСУ) и других воинских формирований.
Военная служба является государственной службой особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины, связанной с обороной Украины, ее независимости и территориальной целостности (ст. 2 данного Закона).
Законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, которые работают по трудовому договору с физлицами (ст. 3 КЗоТ).
Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 КЗоТ).
Работником, в соответствии с пп. 14.1.195 Налогового кодекса (далее – НК), считается физлицо, которое непосредственно собственным трудом выполняет трудовую функцию согласно заключенному с работодателем трудовому договору (контракту).
Таким образом, с учетом вышеприведенного военнослужащие не являются работниками в соответствии с действующим трудовым законодательством, не состоят в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и хозяйствования, а проходят военную службу. Порядок прохождения службы в ВСУ и других воинских формированиях урегулирован специальными законодательными и нормативно-правовыми актами, которые возлагают на граждан, состоящих на такой службе, дополнительные обязанности и ответственность.
Законом от 20.12.91 г. № 2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (далее – Закон № 2011) закреплено право военнослужащих на достаточное материальное, денежное и других видов обеспечение со стороны государства в объеме, который соответствует условиям военной службы, стимулирует закрепление квалифицированных военных кадров.
В состав денежного обеспечения военнослужащего входит (п. 2 ст. 9 Закона № 2011):
- должностной оклад, оклад по воинскому званию;
- ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (повышение должностного оклада, надбавки, доплаты, вознаграждения, имеющие постоянный характер, премия);
- разовые дополнительные виды денежного обеспечения.
Подробнее составляющие такого обеспечения определены постановлением КМУ от 30.08.17 г. № 704 «О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц» (далее – Постановление № 704). Перечень дополнительных видов денежного обеспечения военнослужащих приведен в приложении 15 к Постановлению № 704.
В то же время в случае переезда военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, а также тех, кто состоит на кадровой военной службе и военной службе по призыву лиц офицерского состава, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное учебное заведение, срок обучения в котором составляет не менее 6 месяцев, или в связи с передислокацией воинской части им выплачивается подъемная помощь в размере месячного денежного обеспечения на самого военнослужащего и 50 % такого обеспечения на каждого члена его семьи, который переезжает с ним на новое место службы (п. 3 ст. 91 Закона № 2011).
Порядок выплаты военнослужащим ВСУ подъемной помощи утвержден приказом Минобороны от 05.02.18 г. № 45. В п. 1 данного Порядка указано, что в случае переезда кроме подъемной помощи военнослужащим также выплачивают суточные, установленные КМУ для работников, которые находятся в командировке, за каждый день пребывания в пути на самого военнослужащего и каждого члена его семьи, который переехал вместе с ним.
Исходя из изложенного, подъемная помощь является отдельным видом материального обеспечения военнослужащих, который не входит в перечень видов денежного обеспечения, определенный Постановлением № 704.
Налогообложение денежного обеспечения и подъемной помощи
Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются НК. Доход с источником его происхождения из Украины – это любой доход, полученный, в частности, резидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (пп. 14.1.54 НК).
Налогообложение доходов физических лиц определено разд. IV НК. Объектом налогообложения резидента является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход (п. 163.1 НК). Такой общий доход включает другие доходы, кроме доходов, указанных в ст. 165 НК (пп. 164.2.20 НК).
Таким образом, исчерпывающий перечень доходов, которые не входят в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, приведен в ст. 165 НК.
Так, в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика не включаются доходы в виде:
- суммы денежной компенсации, которая выплачивается военнослужащим за причитающееся им для получения жилое помещение (пп. «ж» пп. 165.1.1 НК);
- суммы денежного или имущественного содержания или обеспечения военнослужащих срочной службы (в т. ч. лиц, которые проходят альтернативную службу), предусмотренного законом, которое выплачивается из бюджета или бюджетным учреждением (пп. 165.1.10 НК).
Суммы подъемной помощи в перечень, установленный ст. 165 НК, не входят и поэтому облагаются налогом в соответствии с пп. 164.2.20 НК, то есть на общих основаниях.
Таким образом, подъемная помощь, которая выплачивается военнослужащим в случае переезда к новому месту военной службы в другой населенный пункт, включается в состав общего месячного налогооблагаемого дохода и облагается НДФЛ по ставке 18 %.
В то же время суммы НДФЛ, которые удерживаются из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации, государственной пожарной охраны, органов и подразделений гражданской защиты, налоговой милиции в связи с выполнением обязанностей несения службы, направляются исключительно на выплату равноценной и полной компенсации потерь доходов этой категории граждан (п. 168.5 НК).
Компенсация удержанного НДФЛ
Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сумм налога с доходов физических лиц, которые удерживаются из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, полицейскими и лицами рядового и начальствующего состава, утвержден постановлением КМУ от 15.01.04 г. № 44 (далее – Порядок № 44). Этот Порядок определяет условия и механизм ежемесячной денежной компенсации сумм НДФЛ, которые удерживаются из указанных доходов.
Выплата денежной компенсации осуществляется учреждениями (организациями, предприятиями), которые содержат военнослужащих, полицейских и лиц рядового и начальствующего состава, за счет соответствующих средств, которые являются источником доходов этих лиц, путем равноценного и полного возмещения потерь части денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных в связи с выполнением ими своих обязанностей во время прохождения службы, которые связаны с удержанием НДФЛ (п. 3 Порядка № 44).
Инструкция относительно применения экономической классификации расходов бюджета утверждена приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333. Согласно данной Инструкции выплаты подъемной помощи, предусмотренные п. 3 ст. 91 Закона № 2011, осуществляются по КЭКР 2250 «Расходы на командировки», а не за счет средств, предусмотренных на денежное содержание (обеспечение) военнослужащих (КЭКР 2112 «Денежное содержание военнослужащих»). Следовательно, на выплату подъемной помощи не распространяется норма п. 168.5 НК относительно компенсации НДФЛ.
Обложение военным сбором
В то же время доходы, определенные ст. 163 НК, являются объектом обложения военным сбором (далее – ВС) (пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК).
В частности, ВС облагается общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который согласно пп. 164.2.20 НК включаются другие доходы (кроме указанных в ст. 165 НК).
Ставка сбора составляет 1,5 % объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК (пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК).
Освобождаются от обложения ВС доходы, которые согласно разд. IV НК не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в пп. 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1.52 НК (п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК).
Кроме того, следует напомнить, что временно, на период проведения АТО и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях, которые осуществляются путем проведения ООС, не подлежат обложению ВС доходы в виде денежного обеспечения работников правоохранительных органов, военнослужащих и работников ВСУ, Нацгвардии, Службы безопасности, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников МВД, Управления госохраны, Госслужбы спецсвязи и защиты информации, других созданных в соответствии с законами Украины воинских формирований и других лиц на период их непосредственного участия в антитеррористической операции и/или осуществлении мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны.
Порядок подтверждения статуса указанных лиц в целях применения льготы по обложению ВС определяется постановлением КМУ от 30.12.15 г. № 1161.
С учетом изложенного доходы в виде подъемной помощи, которая выплачивается военнослужащим в соответствии с п. 3 ст. 91 Закона № 2011, включаются в налогооблагаемый доход как прочие доходы и подлежат обложению ВС на общих основаниях.
Налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать НДФЛ и ВС из суммы такого дохода за его счет (пп. 168.1.1 НК).
Начислять ли ЕСВ?
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 08.07.10 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) плательщиками ЕСВ являются, в частности, воинские части и органы, которые выплачивают денежное обеспечение, для военнослужащих (кроме военнослужащих срочной военной службы), лиц рядового и начальствующего состава.
ЕСВ начисляется на сумму денежного обеспечения каждого застрахованного лица, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами, помощи, надбавки или компенсации в соответствии с законодательством (абзац второй п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464).
Обратите внимание: суммы подъемной помощи, которые выплачиваются в случае переезда на новое место службы военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, а также тем, кто состоит на кадровой военной службе, согласно Инструкции № 333 финансируются не за счет средств, предусмотренных на денежное содержание (обеспечение) военнослужащих. Следовательно, эти суммы не являются базой начисления ЕСВ.
Комментарии к материалу
Отсортировано: по времени по популярности
Всего комментариев 2