Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Оплата труда лиц, оказывающих помощь инфекционным больным

27.04.2020

В сегодняшних санитарно-эпидемических условиях основное бремя борьбы с новым вирусным заболеванием несут медицинские работники, которые оказывают населению помощь и спасают людям жизнь. Рассмотрим, что ныне предусмотрено для стимулирования такого особого труда.


Нормативно-правовая основа

Установление особых условий и размеров оплаты труда для медицинских и других работников, оказывающих медицинскую помощь больным инфекционными болезнями, работающих с живыми возбудителями инфекционных заболеваний и в очагах инфекционных болезней, выполняющих другие работы, связанные с высоким риском заражения возбудителями инфекционных болезней, предусмотрено ст. 40 Закона от 06.04.2000 г. № 1645-ІІІ «О защите населения от инфекционных заболеваний» (далее – Закон № 1645).

Исходя из требований ст. 40 Закона № 1645, должностные оклады этих лиц нужно определять согласно приказу Минтруда и соцполитики от 02.06.03 г. № 145 «Об условиях оплаты труда медицинских и других работников за период работы по ликвидации эпидемий и вспышек инфекционных заболеваний, а также в очагах особо опасных и опасных инфекционных болезней» (далее – Приказ № 145).

Оплачивать работу таких работников согласно Приказу № 145 могут только на период осуществления работ по ликвидации эпидемий и вспышек таких болезней, или если они работают в очагах особо опасных и опасных инфекционных заболеваний.

По определению ст. 1 Закона № 1645, очагом инфекционной болезни является место (объект, территория), где выявлены источник инфекции и соответствующие факторы передачи инфекции.

Обращаем внимание: применять порядок оплаты труда, установленный Приказом № 145, можно только в условиях установления Кабмином в очагах и на соответствующих территориях карантина согласно порядку, определенному ст. 29 Закона № 1645.

Напомним: в государстве действует режим карантина, введенный постановлением КМУ от 11.03.20 г. № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 211).

Еще добавим: на самом деле говорить об очагах инфекционной болезни сейчас не совсем корректно. Ведь особенностью коронавируса является его непредсказуемость, то есть он может быть живучим на любых предметах и поверхностях, а выявить и обезвредить его пока довольно трудно.

Особые нормы по оплате труда, действующие сейчас

Итак, согласно Приказу № 145 к медработникам и другим работникам заведений (отделений) здравоохранения применяются следующие условия оплаты труда:

  • непосредственно занятым ликвидацией эпидемий и лечением заболеваний людей осуществляются доплаты к зарплате в размере трех схемных должностных окладов (тарифных ставок) пропорционально отработанному времени;
  • занятым на других работах по ликвидации эпидемий и вспышек болезни – доплаты к зарплате в размере двух схемных должностных окладов (тарифных ставок) пропорционально отработанному времени.

Конкретные перечни должностей работников и размеров доплат должны быть составлены и утверждены каждым медзаведением (независимо от того, из государственного или местного бюджета идет финансирование).

Кроме того, если к непосредственной работе в эпидемическом очаге по ликвидации заболеваний среди людей особо опасными и опасными инфекционными болезнями привлечены работники научно-исследовательских институтов и учебных заведений, которые имеют ученую степень, им также предусмотрены доплаты к зарплате в размере трех должностных окладов пропорционально отработанному времени. Однако в расчет этой доплаты не следует включать установленные им как научным работникам доплаты и надбавки (т. е. за степени и звания).

Если есть потребность в привлечении работников для проведения консультаций в медзаведениях больным особо опасными и опасными инфекционными болезнями (в нынешней ситуации – больным коронавирусом), оплата их труда должна осуществляться по ставкам почасовой оплаты труда, увеличенным втрое.

Обращаем внимание: источником для упомянутой выше повышенной оплаты труда соответствующих категорий работников являются ассигнования на здравоохранение, а также дополнительные ассигнования на проведение противоэпидемических мероприятий из государственного и местных бюджетов (п. 2 Приказа № 145).

Если работники (включая персонал инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов) не привлечены к работам, о которых речь шла выше, оплата их труда может осуществляться в обычном порядке, то есть согласно условиям, определенным по их должностям еще до установления карантинного периода. По крайней мере, это будет соответствовать нормам п. 1.2 Приказа № 145.

Примеры расчета доплат

На сегодня размеры заработка работников медицинской отрасли устанавливаются на основании совместного приказа Минздрава и Минтруда от 05.10.05 г. № 308/519 «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» (далее – Условия № 308/519).

Руководствуясь Условиями № 308/519, приведем некоторые варианты расчетов доплат, предусмотренных Приказом № 145.

Пример 1

Главной медицинской сестре должностной оклад установлен по 14-му тарифному разряду, на сегодня это 5 087 грн (2,42 х 2 102 грн, где 2,42 – тарифный коэффициент, а 2 102 грн – прожиточный минимум для трудоспособных лиц по состоянию на 01.01.20 г., далее – ПМ).

Поскольку она привлечена к непосредственной работе по ликвидации коронавирусной инфекции и лечению больных с этой инфекцией, размер доплаты к ее заработку составит 15 261 грн (5 087 грн х 3).

Пример 2

Рабочему с высокой квалификацией (8-й тарифный разряд, далее – т. р.), привлеченному к другим работам по ликвидации эпидемии коронавируса, положена доплата к определенной ему зарплате в размере двух должностных окладов.

3 447 грн х 2 = 6 894 грн.

Пример 3

Для консультирования больных с подозрением на заражение коронавирусной инфекцией приглашен врач-консультант из другого медзаведения, значит, почасовая оплата рассчитывается исходя из ставки, установленной для профессора, доктора наук в размере 22,93 грн (10,91 % от оклада (ставки) работника 1-го т. р.).

Поскольку такое консультирование предусматривает непосредственное общение с больными, за каждый час консультации ему нужно доплатить 68,79 грн (22,93 грн х 3) к его заработку.

Новации, которые вводятся

Не забываем еще об одном важном документе, а именно Законе от 17.03.20 г. № 530-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (СOVID-19)» (далее – Закон № 530). Этим Законом временно введен комплекс правовых норм, направленных на защиту во время карантина физических и юридических лиц, а также определены ограничительные меры по распространению этой болезни.

Во исполнение п. 5 Заключительных положений Закона № 530 принято постановление КМУ от 23.03.20 г. № 246 «Некоторые вопросы оплаты труда медицинских и других работников, которые непосредственно заняты на работах по ликвидации острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» (далее – Постановление № 246).

Согласно Закону № 530 временно, до завершения карантинных мероприятий, предусмотрено установление дополнительных доплат к заработку некоторых работников.

Итак, согласно Постановлению № 246 устанавливаются дополнительные доплаты в размере до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени некоторым лицам, в частности:

  • в заведениях здравоохранения (далее – ЗЗО), которые оказывают медицинскую помощь больным коронавирусной болезнью и заключили договор о медобслуживании населения по программе государственных гарантий медобслуживания населения по соответствующему перечню и объему медуслуг с Нацслужбой здоровья, – медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по предоставлению медуслуг больным коронавирусной болезнью;
  • медицинским и другим работникам специализированных бригад для реагирования на случаи коронавирусной болезни центров экстренной медпомощи, которые также заключили упомянутые выше договоры;
  • в государственных ЗЗО, которые определены в решениях соответствующих центральных органов исполнительной власти для оказания стационарной медпомощи больным коронавирусной болезнью, – медицинским и другим работникам, которые непосредственно заняты на работах по оказанию медицинской помощи больным коронавирусной болезнью.

Согласно п. 1 Постановления № 246 перечень работников, которым будет осуществляться доплата, должен утвердить руководитель соответствующего медзаведения. Обращаем внимание на разграничение источников таких доплат. Они будут осуществляться за средства, полученные ЗЗО согласно договорам о медобслуживании по соответствующему перечню и объему медуслуг, заключенным с Нацслужбой здоровья, и из местных бюджетов.

Если стационарное государственное ЗЗО находится в ведении министерства, ведомства, то финансировать эти доплаты должен главный распорядитель средств согласно соответствующей бюджетной программе.

Не обошлось без особенностей и на этот раз. Итак, Минздрав и Нацслужба здоровья должны, в частности, обеспечить подготовку изменений в Порядок реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в 2020 году, утвержденный постановлением КМУ от 05.02.20 г. № 65, которым определены особенности реализации программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения в этом году.

Напомним: применять этот документ могут все ЗЗО независимо от формы собственности, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике и заключили договор о медобслуживании по программе медицинских гарантий с Нацслужбой здоровья, а также субъекты хозяйствования, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии на осуществление хозяйственной деятельности по розничной торговле лекарственными средствами и заключившие договор о реимбурсации с этой Службой.

И самое важное: будет действовать Постановление № 246 только одновременно с законодательным актом, которым будут внесены изменения в Закон от 14.11.19 г. № 294-ІХ «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» (далее – Закон № 294).

Это означает, что работникам будут устанавливаться определенные Постановлением № 246 доплаты только после принятия объемов расходов в обновленном Законе № 294.

Алгоритм расчета доплат

В Постановлении № 246 не конкретизирован механизм осуществления расчета работникам доплат, поэтому, по нашему мнению, он может быть следующим.

Поскольку размер дополнительных доплат будет составлять до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени, то в него могут включаться соответствующие составляющие заработка, кроме премий и материальной помощи.

Заметим: на сегодняшний день законодательством, да и отраслевыми нормативно-правовыми актами, не установлено, что именно относится к обязательным доплатам и надбавкам.

Вероятно, дополнительная доплата будет включать:

  • должностной оклад с учетом определенных условиями оплаты труда повышений согласно Условиям № 308/519 (например, за оперативное вмешательство, за диплом с отличием, за управление санитарным транспортом, а также повышение в связи с вредными и тяжелыми условиями труда);
  • доплаты, среди которых: за работу в ночное время, за ученую степень доктора наук, кандидата наук;
  • надбавки за продолжительность непрерывной работы, за почетные звания «заслуженный», «народный», за знание и использование в работе иностранного языка.

Что касается таких надбавок, как за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы, за сложность, напряженность в работе, то их нельзя квалифицировать как обязательные.

Особенности применения перечня должностей

Приказом Минздрава от 02.04.20 г. № 768 (далее – Приказ № 768) утвержден Перечень должностей медицинских и других работников, которые непосредственно заняты в ликвидации эпидемии и осуществлении мероприятий по предотвращению распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2 и лечением пациентов со случаями острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, которым осуществляется доплата в размере трех окладов (тарифных ставок) за март 2020 года.

Конечно, в этом документе сказано о временности таких доплат, то есть на период осуществления карантинных мер, введенных правительственным решением.

Также важно, что в Приказе № 768 речь идет о доплатах в течение марта текущего года.

Обращаем внимание: Приказ № 768 ныне предусматривает осуществление доплат работникам согласно Приказу № 145, а не Постановлению № 246. То есть доплата может осуществляться исходя именно из трех окладов (тарифных ставок), а не путем установления дополнительных доплат в размере до 200 % должностного оклада (с повышениями) с учетом обязательных доплат, надбавок пропорционально отработанному времени.

Что касается перечня, то вышеупомянутый Приказ содержит несколько категорий работников, которым будут устанавливаться доплаты. Это, в частности, должности руководителей заведений и их заместителей, руководителей структурных подразделений, врачей-специалистов (среди которых: врач-инфекционист, врач-пульмонолог, врач-патологоанатом, врач-эпидемиолог, врач-лаборант, врач-анестезиолог, врач-радиолог, врач-бактериолог, врач-рентгенолог), профессионалов (например, эксперт, биолог, вирусолог), специалистов (акушерка, лаборант, сестры медицинские разных специальностей), технические служащие (регистратор медицинский, сестра), а также рабочих (в частности, младшая медицинская сестра, водитель, дезинфектор).

Внимание! Согласно п. 2 Приказа № 768 персональный перечень должностей, по которым будут осуществляться доплаты, должен утвердить руководитель соответствующего заведения.

Выводы

  1. На сегодня при наличии средств заведения и другие структуры, которые оказывают медицинскую помощь больным коронавирусом, могут осуществлять доплаты, предусмотренные Приказом № 145.
  2. В дальнейшем, после вступления в силу Постановления № 246 и определения объема средств на оплату труда в каждом заведении, будут осуществляться дополнительные доплаты согласно Постановлению № 246 и нормативно-правовым актам Минздрава, разработанным в его исполнение.
Комментарии к материалу
Статьи по теме
04.11.2025
Учитывается ли при исчисления больничных материальная помощь, начисленная в месяце, который исключается из расчетного периода?
Учитывается ли при исчисления больничных материальная помощь, начисленная в месяце, который исключается из расчетного периода? Практическая ситуация Работник не работал по уважительной причине (временная нетрудоспособность) в течение всего августа 2025 года (с первого по последний день месяца), кот...
23.09.2025
Средняя зарплата для оплаты времени командировки
В статье расскажем, как оплатить дни командировки и рассчитать среднюю зарплату для проведения такой оплаты. В случае направления работника в командировку ему оплачивают все время, когда он выполнял служебное задание. Но для оплаты дней командировки следует рассчитать два показателя: среднюю зарплат...
22.09.2025
Порядок расчета средней зарплаты за два месяца
Оплата по среднему заработку, исчисленному исходя из выплат за последние два месяца, применяется достаточно широко. В частности, по такому механизму оплачивают время командировок, переводов, освобождения от работы по разным основаниям, вынужденного прогула и т. д. Расчет имеет ряд особенностей и нюа...
Популярное
30.09.2025
Продажа земли без торгов: алгоритм действий для органов местного самоуправления
В статье расскажем, как органам местного самоуправления избежать типичных ошибок в процессе подготовки решений и договоров купли-продажи земельных участков без проведения земельных торгов. Органы местного самоуправления могут получить дополнительные поступления в местные бюджеты от продажи земельных...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
27.08.2025
Пополнение уставного капитала коммунального предприятия: юридические аспекты
В статье рассмотрены особенности и законодательные требования к процедуре пополнения уставного капитала. Для более эффективной работы коммунальных предприятий органы местного самоуправления (далее – ОМС), которые являются их учредителями, имеют право принимать решения о пополнении уставного ка...
Новое
04.11.2025
Учитывается ли при исчисления больничных материальная помощь, начисленная в месяце, который исключается из расчетного периода?
Учитывается ли при исчисления больничных материальная помощь, начисленная в месяце, который исключается из расчетного периода? Практическая ситуация Работник не работал по уважительной причине (временная нетрудоспособность) в течение всего августа 2025 года (с первого по последний день месяца), кот...
29.10.2025
Работнику оплатили период учебных военных сборов: как отразить в приложении Д1 к Налоговому расчету
Работника призвали на учебные военные сборы на период с сентября по октябрь. Выплату средней зарплаты за время сборов осуществили в сентябре 2025 года за весь период. Как отражать такой доход в приложении Д1 к Налоговому расчету? Практическая ситуация. Работника призвали на учебные военные сбор...
24.10.2025
Обязательно ли оформлять выплату больничных протоколом комиссии по социальному страхованию?
Отвечаем на вопрос, обязательно ли оформлять выплату пособия по временной нетрудоспособности протоколом комиссии по социальному страхованию.  Практическая ситуация  Предусмотрено ли на сегодняшний день обязательное создание на предприятии комиссии по социальному страхованию для принятия р...
Лучшие материалы