Новые оклады в органах местного самоуправления – точка отсчета 26 мая
02.06.2017 64238 0 2
Наконец-то урегулирован вопрос оплаты труда в органах местного самоуправления. С 26.05.17 г. вступило в силу постановление КМУ от 24.05.17 г. № 353 (далее – Постановление № 353). Им повышены оклады работникам органов самоуправления и изменены другие условия оплаты их труда. В этой консультации рассмотрим, на что следует обратить внимание при проведении выплат после этой даты.
Правовой аспект
С принятием постановления КМУ № 353, которое внесло изменения в постановление КМУ от № 268 (далее – Постановление № 268) появилась возможность еще раз проанализировать нормы последнего документа на предмет того, как они влияют на решение вопросов оплаты труда в органах местного самоуправления.
Начнем с названия Постановления № 268, согласно которому, документ говорит об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов. Так что на этой стадии мы пока не видим намерения законодателя упорядочить условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления.
Идем дальше. В абзаце первом п. 1 Постановления № 268 перечислены государственные органы, для руководящих работников, специалистов и служащих, которых, постановлением № 268 утверждаются схемы окладов. Среди этих органов, понятно, органов местного самоуправления нет. Таким образом в начале этого пункта законодатель не заявлял о том, что данным постановлением будут утверждены схемы окладов чиновникам местного самоуправления, что вполне соответствует названию постановления.
Однако во втором абзаце указанного пункта Кабмин принял решение и по окладам должностных лиц местного самоуправления. Хотя согласно нормам законодательства полномочий, по нашему мнению, на это нет. Решение такого государственного органа как Кабинет Министров Украины относительно оплаты труда должностных лиц местного самоуправления является по сути нарушением самостоятельности местных бюджетов, гарантированной им Законом от 21.05.97 г. № 280/97-ВР «О местном самоуправлении в Украине». Подробнее о законодательных основания для права органов самоуправления на самостоятельное решение вопросов численности и размеров финансирования местных советов и их исполнительных органов смотрите в нашей публикации на эту тему «Зарплата чиновников местного самоуправления – возможно ли повышение».
Учитывая это, если до принятия Постановления № 353 органом местного самоуправления было принято другое решение относительно размеров окладов по сравнению с предложенными этим документом, такие решения вполне правомерны.
Как изменились оклады и другие условия труда
В то же время, орган местного самоуправления мог как до принятия Постановления № 353, так и после этого принять решение (и это также правомерно) ориентироваться на вариант от Кабмина. Для такой категории местных чиновников дальше проанализируем, как изменились условия оплаты труда работников органов местного самоуправления, в связи с утверждением приложений 48-55 Постановления № 268 в новой редакции.
Отметим, что наибольший «трансформации» потерпели приложения 50 и 51, ведь теперь благодаря их новой редакции упорядочены вопросы установления окладов руководящим работникам и специалистам сельских, поселковых советов, их исполнительных органов, представляющих интересы объединенных территориальных общин.
С Приложения 54 изъято такую должность как «староста», что вполне логично, ведь она может быть предусмотрена в штате органа местного самоуправления, представляющий интересы объединенных территориальных общин.
Что касается конкретных изменений в размерах окладов, предлагаем для ознакомления сравнительные таблицы с новыми и предыдущими схемами окладов для работников указанных органов и их исполнительных органов, в частности, для районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских советов. Отметим, что размер окладов до последнего повышения (согласно Постановлению № 373) определено с учетом норм постановления КМУ от 06.02.08 г. № 34, от 27.05.09 г. № 504, от 09.12.15 г. № 1013.
Таблица 1. Должностные оклады руководящих работников и специалистов аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов*
Наименование должности |
Месячный должностной оклад, грн. |
|||||||||
села, поселка с численностью населения, тыс. чел. |
||||||||||
более 15 |
от 10 до 15 |
от 7,5 до 10 |
от 3 до 7,5 |
до 3 |
||||||
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
|
сельский, поселковый голова |
3 813 |
5 200 |
3 578 |
5 000 |
3 348 |
4 800 |
3 128 |
4 400 |
2 910 |
4 300 |
заместитель председателя по вопросам деятельности исполнительных органов |
3 128 |
4 900 |
2 910 |
4 800 |
2 793 |
4 600 |
2 693 |
4 300 |
– |
|
секретарь совета, управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета |
2 793 |
4 700 |
2 693 |
4 600 |
2 575 |
4 500 |
2 459 |
4 200 |
2 358 |
4 100 |
администратор государственный регистратор |
1 773 |
3 300 |
1 758 |
3 300 |
1 740 |
3 250 |
1 728 |
3 200 |
1 631 |
3 200 |
главный бухгалтер |
1 668–1 746 |
3 300 |
1 650–1729 |
3 300 |
1 634–1714 |
3 250 |
1 619–1 698 |
3 200 |
1 601 |
3 200 |
специалист I категории |
1 395–1 723 |
2 400 |
1 395–1 723 |
2 400 |
1 723 |
2 300 |
1 723 |
2 250 |
– |
|
специалист II категории |
1 723 |
2 300 |
1 723 |
2 300 |
1 723 |
2 250 |
1 723 |
2 200 |
1 723 |
2 200 |
специалист |
1 723 |
2 200 |
1 723 |
2 250 |
1 723 |
2 200 |
1 723 |
2 000 |
1 723 |
2 000 |
__________
* Кроме сельских, поселковых советов и их исполнительных органов, представляющих интересы объединенных территориальных общин).
Примечание. Должность администратора вводится в исполнительном органе поселкового, сельского совета в случае создания центра предоставления административных услуг в соответствии с Законом Украины «Об административных услугах».
Таблица 2. Должностные оклады в районных в городах советах и их исполнительных органах*
Наименование должности |
Месячный должностной оклад, грн. |
Наименование должности |
Месячный должностной оклад, грн. |
||
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
||
Руководящие работники и специалисты аппарата советов и их исполнительных комитетов |
Руководящие работники и специалисты управлений, отделов исполнительных органов советов |
||||
председатель совета |
3 723 |
8 000 |
начальник самостоятельного управления, отдела |
1 586 |
5 300 |
заместитель председателя совета по вопросам деятельности исполнительного органа |
3 133 |
7 000 |
начальник отдела в составе управления |
1 723 |
3 500 |
управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета |
2 813-2909 |
5 800 |
заведующий сектором |
1 723 |
3 350 |
заведующий отделом, главный бухгалтер |
1 723 |
3 500 |
главный государственный социальный инспектор, главный специалист |
1 723 |
3 200 |
заведующий сектором |
1 723 |
3 350 |
государственный социальный инспектор, ведущий специалист |
1 723 |
2 640 |
главный специалист |
1 723 |
3 200 |
специалист I категории |
1 723 |
2 590 |
ведущий специалист |
1 723 |
2 640 |
специалист II категории |
1 723 |
2 540 |
специалист I категории |
1 723 |
2 590 |
специалист |
1 723 |
2 500 |
специалист II категории |
1 723 |
2 540 |
|
|
|
специалист |
1 723 |
2 500 |
|
|
|
__________
* Кроме г. Киева и г. Севастополя.
Таблица 3. Должностные оклады в городских советах и их исполнительных органах*
Наименование должности |
Месячный должностной оклад, грн. |
|||||||||||||||
в городах с численностью населения более 1 млн чел |
по группам городов |
в городах с численностью (общей численностью) населения, тыс. лиц |
Города, которые не относятся к группам по оплате труда |
|||||||||||||
Вне группы |
I |
II |
III |
более 15 |
до 15 |
|||||||||||
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
до изменений |
после изменений |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Руководящие работники и специалисты аппарата советов и их исполнительных комитетов |
||||||||||||||||
городской голова |
4 460 |
8 700 |
4 170 |
8 500 |
4 024 |
8 300 |
3 879 |
8 000 |
3 578 |
7 000 |
2 988 |
5 300 |
2 521 |
5 100 |
Х |
Х |
первый заместитель городского головы |
4 015 |
8 000 |
3 870 |
7 500 |
3 771 |
7 300 |
3 685 |
7 000 |
3 326 |
6 000 |
2 880 |
4 900 |
2 425 |
4 800 |
Х |
Х |
заместитель по вопросам деятельности исполнительных органов городского головы, секретарь совета, управляющий делами (секретарь) исполнительного комитета |
3 723 |
7 000 |
3 665 |
6 500 |
3 569 |
6 300 |
3 491 |
6 000 |
3 219 |
5 000 |
2 774 |
4 800 |
2 328 |
4 700 |
Х |
Х |
директор департамента городского (города областного и республиканского в АР Крым значения) совета |
1 705–1 755 |
6 100 |
1 595-1 646 |
6 000 |
1 506–1 555 |
5 900 |
1 495-1 546 |
5 800 |
1 723 |
4 800 |
– |
– |
– |
– |
Х |
Х |
начальник отдела, главный бухгалтер |
1 475–1 526 |
4 500 |
1 475–1 526 |
4 400 |
1 455–1 506 |
4 300 |
1 446–1 495 |
4 200 |
1 723 |
3 500 |
1 723 |
3 400 |
1 723 |
3 300 |
Х |
Х |
заведующий сектором |
1 723 |
4 100 |
1 723 |
4 000 |
1 723 |
3 900 |
1 723 |
3 805 |
1 723 |
3 400 |
– |
– |
– |
– |
Х |
Х |
государственный регистратор. |
1 475–1 526 |
3 800 |
1 475–1 526 |
3 800 |
1 455–1 506 |
3 800 |
1 446-1 495 |
3 800 |
1 723 |
3 350 |
1 723 |
3 350 |
1 723 |
3 350 |
Х |
Х |
администратор (см. прим.) |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 350 |
– |
3 350 |
– |
3 350 |
Х |
Х |
советник, консультант председателя совета |
1 723 |
3 805 |
1 723 |
3 805 |
1 723 |
3 805 |
1 723 |
3 805 |
1 723 |
3 355 |
– |
– |
– |
– |
Х |
Х |
помощник председателя совета |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Х |
Х |
главный специалист |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 350 |
– |
3 350 |
– |
3 350 |
Х |
Х |
ведущий специалист |
1 723 |
3 350 |
1 723 |
3 350 |
1 723 |
3 300 |
1 723 |
3 250 |
1 723 |
3 200 |
1 723 |
3 200 |
1 723 |
3 200 |
Х |
Х |
специалист I категории |
1 723 |
3 300 |
1 723 |
3 300 |
1 723 |
3 200 |
1 723 |
3 150 |
1 723 |
3 100 |
1 723 |
3 100 |
1 723 |
3 100 |
Х |
Х |
специалист II категории |
1 723 |
3 000 |
1 723 |
3 000 |
1 723 |
2 900 |
1 723 |
2 850 |
1 723 |
2 800 |
1 723 |
2 800 |
1 723 |
2 700 |
Х |
Х |
специалист |
1 723 |
2 600 |
1 723 |
2 600 |
1 723 |
2 500 |
1 723 |
2 400 |
1 723 |
2 300 |
1 723 |
2 200 |
1 723 |
2 200 |
Х |
Х |
Работники и специалисты департаментов, управлений, отделов, других исполнительных органов советов |
||||||||||||||||
директор департамента |
2 014–2 070 |
6 100 |
2 005–2 058 |
6 000 |
1 974–2030 |
5 900 |
1 956–2 010 |
5 800 |
1 953–2 009 |
4 800 |
Х |
Х |
Х |
Х |
– |
– |
начальник самостоятельного управления, отдела |
1 508–1 834 |
5 900 |
1 825–1 874 |
5 700 |
1 795–1845 |
5 600 |
1 785–1 834 |
5 500 |
1 775–1 825 |
4 700 |
Х |
Х |
Х |
Х |
1 695–1 745 |
4 600 |
начальник управления, отдела в составе департамента |
1 616–1 671 |
5 500 |
1 614–1 668 |
5 400 |
1 599-1 653 |
5 300 |
1 588-1 643 |
5 200 |
1723 |
4 800 |
Х |
Х |
Х |
Х |
– |
– |
начальник отдела в составе управления |
1 475–1 526 |
4 500 |
1 466–1 515 |
4 400 |
1 455–1 506 |
4 300 |
1 446–1 495 |
4 200 |
1723 |
3 500 |
Х |
Х |
Х |
Х |
– |
– |
главный бухгалтер |
1 723 |
4 500 |
1 723 |
4 400 |
1 723 |
4 300 |
1 723 |
4 200 |
1723 |
3 500 |
Х |
Х |
Х |
Х |
1 723 |
– |
заведующий сектором |
1 723 |
4 100 |
1 723 |
4 000 |
1 723 |
3 900 |
1 723 |
3 805 |
1723 |
3 400 |
Х |
Х |
Х |
Х |
1 723 |
3 400 |
государственный регистратор |
1 475–1 526 |
3 800 |
1 466–1 515 |
3 800 |
1 455–1 506 |
3 800 |
1 446–1 495 |
3 800 |
1723 |
3 350 |
Х |
Х |
Х |
Х |
– |
3 350 |
администратор |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1723 |
3 350 |
Х |
Х |
Х |
Х |
– |
3 350 |
главный государственный социальный инспектор, главный специалист |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1 723 |
3 800 |
1723 |
3 350 |
Х |
Х |
Х |
Х |
1 723 |
3 350 |
государственный социальный инспектор, ведущий специалист |
1 723 |
3 350 |
1 723 |
3 350 |
1 723 |
3 300 |
1 723 |
3 250 |
1723 |
3 200 |
х |
х |
х |
х |
1 723 |
3 200 |
специалист I категории |
1 723 |
3 300 |
1 723 |
3 300 |
1 723 |
3 200 |
1 723 |
3 150 |
1723 |
3 100 |
х |
х |
х |
х |
1 723 |
3 100 |
специалист II категории |
1 723 |
3 000 |
1 723 |
3 000 |
1 723 |
2 900 |
1 723 |
2 850 |
1723 |
2 800 |
х |
х |
х |
х |
1 723 |
2 800 |
специалист |
1 723 |
2 500 |
1 723 |
2 500 |
1 723 |
2 400 |
1 723 |
2 300 |
1723 |
2 200 |
х |
х |
х |
х |
1 723 |
2 200 |
__________
* Кроме г. Киева и г. Севастополя.
Примечание. Должность администратора вводится в исполнительном органе городского совета города областного и/или республиканского Автономной Республики Крым значение, а также в исполнительном органе городского совета города районного значения, поселкового, сельского совета в случае создания центра предоставления административных услуг согласно Закону об административных услугах.
Таблица 4. Должностные оклады руководящих работников и специалистов аппарата районных советов*
Наименование должности |
Месячный должностной оклад, грн. |
|
до изменений |
после изменений |
|
1 |
2 |
3 |
председатель совета |
3 879 |
7 900 |
заместитель председателя совета |
3 491 |
7 100 |
управляющий делами |
3 008–3 103 |
5 800 |
начальник отдела, главный бухгалтер |
1 723 |
3 500 |
заведующий сектором |
1 723 |
3 300 |
советник, консультант председателя совета |
1 723 |
3 250 |
главный специалист |
1 723 |
3 200 |
ведущий специалист |
1 723 |
2 640 |
специалист I категории |
1 723 |
2 590 |
специалист II категории |
1 723 |
2 540 |
специалист |
1 723 |
2 500 |
__________
* Кроме районных в городах.
Вместе с тем, помимо изменений размеров окладов можем говорить и об изменении структуры заработной платы сельским, поселковым головам, их заместителям и другим руководящим работникам и специалистам аппарата сельских и поселковых советов и их исполнительных органов. С принятием Постановления № 373 они получили право на надбавку за высокие достижения в труде или за выполнение особо важной работы (п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением № 353). В свое время, а именно начиная с июне 2009 г., такое право было ими утрачено одновременно с увеличением окладов на 50 % согласно постановлению КМУ от 27.05.09 г. № 504.
Уточнено, что установленные постановлением № 268 порядок и размеры премирования руководителей местных советов и их заместителей, предоставления им материальной помощи распространяются и на председателей областных советов. Напомним, что такие выплаты производятся в пределах утвержденных расходов на оплату труда. Решение о указанные выплаты принимается соответствующим советом (п. 6 Постановления № 268). Премии выплачиваются работникам в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы, а также к государственным и профессиональным праздникам и юбилейным датам в пределах фонда премирования, образованного в размере не менее 10 % должностных окладов и экономии фонда оплаты труда.
Конкретные условия, порядок и размеры премирования работников определяются в положении о премировании соответствующего органа. Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов и помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска выплачивается в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы работника (пп. 2 и 3 п.2 Постановления № 268).
Как начислить зарплату за май 2017
Порядок начисления зарплаты чиновникам местного самоуправления в мае этого года определяет дата вступления в силу Постановления № 353, а именно 26 мая 2017 года.
Нормы по применению новых окладов с 1 мая Постановление № 353 не содержит, поэтому работу в течение большей части месяца, а именно, с 01 по 25 мая (это 16 рабочих дней, далее – р. д.) следует оплатить по ранее действующим условиям труда, а с 26 мая до конца месяца (это 4 р. д.) – по новым.
Например, для специалиста второй категории сельского совета с численностью населения около 5 тыс. человек, которому ранее было установлено оклад в размере 1 723 грн., и проработавший весь май, будет начислено:
1) по окладу 1 818,4 грн., в т. ч.
– за период с 1 по 25 мая 1 378,4 грн.
[(1 723 грн. : 20 р. д.) х 16 р. д.],
где 20 р. д. – норма рабочего времени за май)
– за период с 26 по 31 мая – 440,0 грн.
[(2 200 грн. : 20 р. д.) х 4 р. д.];
2) надбавка за ранг 55 грн. при присвоении специалисту 13 ранга, соответствует седьмой категории должностного лица органа местного самоуправления (Приложение 57 к Постановлению № 268, ст. 14 и ст. 15 Закона от 07.06.01 г. № 2493-III «О службе в органах местного самоуправления»).
Заметим, что такая надбавка устанавливается в фиксированной величине и зависит только от присвоенного работнику ранга, поэтому размер такой составляющей с ростом окладов не меняется;
3) надбака за выслугу лет в размере 25 % к должностному окладу с учетом надбавки за ранг при наличии у специалиста стажа службы в органах местного самоуправления более 16 лет (пп. 4 п. 3 Постановления № 268) в сумме 468,35 грн.
[(1 818,4 грн. + 55 грн.) х 25 %]
4) надбавка за высокие достижения в труде, установленная начиная с 26.05.17 г. в размере 40 % в сумме 187,34 грн. рассчитана как (пп. «В» п. 2 Постановления № 268):
[(1 818,4 грн. + 55 грн. + 468,35 грн.) х 40 %] : 20 р. д. х 4 р. д.
5) премия, учрежденная специалисту в соответствии с принятым в сельсовете Положение о премировании в размере 25 % от оклада в сумме 454,6 грн. (1 818,4 грн. х 25 %)
Вместе с указанными составляющими зарплаты специалисту будет начислено 2 983,69 грн.
(1 818,4 грн. + 55 грн. + 468,35 грн. + 187,34 грн. + 454,6 грн.)
Так как полученная величина начисленной зарплаты не достигает уровня минимальной зарплаты 3 200 грн., необходимо осуществить доплату в размере 216,31 грн. (3 200 грн. – 2 983,69 грн.).
Расчет и корректировка средних выплат
Расчет суммы оплаты отпуска
Подходы к определению размера таких выплат или их корректировки зависит от того, изменилась вместе с повышением оклада структура заработной платы той или иной категории должностных лиц местного самоуправления.
Если структура изменилась, то рассчитывать средние выплаты следует в соответствии с требованиями абзацев седьмого и восьмого Порядка исчисления средней зарплаты, утвержденного Постановлением КМУ от № 100 (далее – Постановление № 100, Порядок № 100).
Что понимается под понятием «структура заработной платы» неизвестно. Указанные нормы п. 2 Порядка № 100 такой детализации не содержат.
В одном случае эксперты и практики делают вывод об изменении структуры в данном случае, когда меняется перечень составляющих зарплаты. Характерным примером такого изменения структуры, например, возвращение работникам аппарата и исполнительных органов сельских и поселковых советов права на надбавку за высокие достижения, которой до этого среди составляющих зарплаты не было. Аналогичная ситуация может возникнуть, например, в случае, когда, учитывая финансовые возможности, будет принято решение об отмене надбавки за особый характер работы, работников структурных подразделений по вопросам социальной защиты населения местных государственных администраций (предусмотрена Постановлением КМУ от 16.09.15 г. № 732 в пользу повышенным окладам).
В противном случае, учитывая, что все «зарплатные» процедуры следует осуществить в пределах имеющихся финансовых ресурсов, мы можем наблюдать значительные изменения удельного веса различных составляющих зарплаты в ее общей сумме, что также может восприниматься как изменение структуры зарплаты.
Компетентный орган управления, на решения которого о факте изменения структуры следовало бы ссылаться, Порядком № 100 не предусмотрен.
Есть надежда на появление легитимного разъяснения с участием Минсоцполитики и Минфина согласно п. 2 Постановления № 100.
А пока можно принять решение об изменении структуры на своем уровне с обязательным указанием в решении или распорядительном документе (приказ, распоряжение) аргументов в пользу такого выбора.
Важно, какими бы ни были использованы основания для вывода об изменении структуры зарплаты (будь то перечень составляющих зарплаты или это изменение удельного веса обязательных и необязательных выплат) – нарушения со стороны органа местного самоуправления зафиксировано быть не может, ведь как мы уже говорили, законодательство не содержит каких-либо конкретных указаний или ориентиров по этому вопросу.
Рассмотрим, как действовать в зависимости от принятого решения по изменению или неизменению структуры зарплаты.
А. В случае принятия решения об изменении структуры зарплаты.
Ситуация 1
Отпуск пришлась на периоды до повышения и после повышения окладов.
В этом случае по нормам абзаца седьмого и восьмого п. 2 Порядка № 100 мы должны сделать перерасчет суммы оплаты отпуска, исходя из процента роста оклада чиновника местного самоуправления. При этом отработанное до наступления 26.05.17 г. время исключается из расчетного периода. Итак, отпуск следует оплатить по условиям оплаты труда после повышения. Для этого среднедневной зарплату в расчете на 1 календарный день (далее – к. д.) следует определить путем деления начисленной зарплаты в новых условиях на количество календарных дней в периоде после повышения оклада.
Затем среднедневную зарплату умножить на количество к. д. отпуска. Если, например, за период с 26.05.17 г. до 31.05.17 г. (6 к. д.) специалисту было начислено 1 000 грн., то среднедневная зарплата будет равняться 166,67 грн. (1 000 грн. : 6 к. д.), а сумма оплаты отпуска продолжительностью в 30 к. д. в целом составит 166,67 грн. х 30 = 5 000,1 грн. Если эта сумма окажется больше уже выплаченной перед началом отпуска следует сделать соответствующие доначисления.
Материальная помощь определена накануне отпуска, независимо от того. на уровне оклада она была определена или на уровне средней зарплаты, калькуляция не подлежит. Ведь она не имеет статус среднего заработка, сохраняемого за работником, и поэтому нормы абзаца восьмого п. 2 Порядка № 100 на нее не распространяются.
Ситуация 2
Отпуск пришелся на период после повышения окладов. Если начало отпуска в июне, то расчет суммы оплаты отпуска следует проводить аналогично приведенному для ситуации 1. Если это будет июль, должна учитываться зарплата мая и июля и т.д.
Для определения материальной помощи, что будет определяться для отпуска в июне по средней зарплате, следует использовать данные о зарплате мая. При этом среднедневную зарплату должны определять делением фактически начисленной зарплаты после повышения на фактически отработанные дни. Полученный результат умножить на 20 р. д. мая (по норме) без определения среднемесячного количества рабочих дней, ведь второго месяца кроме мая для определения такого показателя у нас нет.
В случае же когда согласно нормам соответствующих законодательных документов и локальных документов органа местного самоуправления материальная помощь к отпуску предоставляется в размере должностного оклада, для определения суммы пособия должен быть использован новый размер оклада, назначенного работнику после 26.05.17 г.
Б. В случае принятия решения об отсутствии изменения в структуре зарплаты.
В этом случае независимо от того, на какие периоды придется отпуск, определение размера ее оплаты должно происходить исходя из среднедневной зарплаты, рассчитанной по выплатам за предыдущие перед месяцем отпуска 12 месяцев, скорректированных на коэффициент повышения окладов, исходя из их размера, установленный постановлением № 353.
Материальная помощь, определенная для отпуска, который начался до повышения окладов корректировке не подлежит. Учитывая то, что она не имеет статуса средних выплат, что сохраняются за работником, нормы абзаца второго п. 10 Порядка № 100 на нее не распространяются и размер помощи не меняется. Однако если такая помощь будет определяться до отпуска в июне, то для определения ее размера на коэффициент увеличения оклада по постановлению № 353 следует скорректировать выплаты апреля и мая (за период до повышения). В этом случае мы пользуемся нормой абзаца первого п. 10 Порядка № 100, нормы которой действуют для случая повышения окладов в расчетном периоде и поэтому распространяются и на корректировку сумм для определения материальной помощи. Если материальная помощь должна выплачиваться в размере должностного оклада, следует ориентироваться на оклад, размер которого действует до начала отпуска.
Расчет суммы оплаты дней командировки
А. В случае принятия решения об изменении структуры зарплаты.
Если дни командировки пришлись на период до повышения и после повышения окладов, расчеты сумм оплаты командировки по нормам абзаца восьмого п. 2 Порядка № 100 следует осуществить исходя из среднедневной зарплаты в новых условиях (заработок после повышения разделить на количество отработанных рабочих дней в этот период).
Если командировка состоится в июне, для ее оплаты используем аналогичный подход.
Б. В случае принятия решения об отсутствии изменения в структуре зарплаты.
Здесь расчетным периодом будут предварительные 2 месяца, и в данном случае, когда командировки приходиться на период до повышения окладов и период после повышения окладов, должны скорректировать выплаты предыдущих перед месяцем командировки 2 месяцев на коэффициент повышения окладов. Таким же образом следует действовать и в случае, когда командировка начнется после повышения окладов.
Расчет суммы материальной помощи на решение социально-бытовых вопросов
Для ее определения следует использовать те же подходы, что и для определения материальной помощи на оздоровление. Итак, если помощь на решение социально-бытовых вопросов определяется до начала повышения окладов, в т. ч. и в месяце повышения окладов, ее размер не пересчитывается.
Если хотя бы в одном из месяцев расчетного периода произошло повышение окладов, все выплаты такого периода для определения размера такой помощи корректируются на коэффициент такого повышения.
Расчет сумм пособия по нетрудоспособности
В отличие от Порядка № 100, Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением от 26.09.01 г. № 1266 не содержит норм относительно корректировки средней зарплаты, которая исчисляется для расчета пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам по причине повышением окладов. Это вполне логично, ведь источником выплаты такой помощи уплаченные суммы единого социального взноса. Начисленного на фактические выплаты расчетного периода. На таком подходе настаивает и Минсоцполитики в письме от 22.07.13 г. № 380/18/99-13.
Комментарии к материалу