Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Может ли заниматься преподавательской работой должностное лицо местного самоуправления?

Наталья Волкова

14.09.2016 17088 0 1


Главный специалист отдела образования горсовета планирует преподавать предметы в гимназии. Имеет ли он на это право и существует ли ограничение педнагрузки в такой ситуации?


Да, право на проведение занятий в общеобразовательном заведении такое лицо имеет. Обоснуем данный вывод.

Прежде всего в нашей ситуации следует проконтролировать соблюдение требований антикоррупционного законодательства, которое содержит определенные ограничения, касающиеся работы государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления по совместительству и выполнения ими другой работы наряду с работой по основной должности.

Поэтому обратимся к Закону от 14.10.14 г. № 1700-VII «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700). В соответствии со ст. 25 данного Закона для государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления установлены ограничения по совместительству и совмещению службы с другими видами деятельности. В частности, им запрещено заниматься иной оплачиваемой (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту) или предпринимательской деятельностью.

Как видим, закон разрешает госслужащим и должностным лицам местного самоуправления осуществлять преподавательскую работу по совместительству наряду с выполнением работы по основному месту работы. Аналогичный вывод сделан в письме Минсоцполитики от 15.09.15 г. № 481/13/155-15 (далее – Письмо № 481).

К сожалению, Закон № 1700 (как и его предшественники), не содержит определения понятия «преподавательская работа».

Но мы можем воспользоваться нормой ст. 7 Гражданского кодекса (далее – ГК), которая предусматривает возможность регулирования гражданских отношений обычаем (участниками таких отношений согласно ст. 2 ГК являются физические и юридические лица), в частности обычаем делового оборота. Это правило поведения не установлено актами гражданского законодательства, однако является сложившимся в определенной сфере гражданских отношений. По такому правилу, с чем соглашается большинство экспертов, выполнение работы на должности учителя можно считать преподавательской деятельностью.

Такая же позиция изложена и в постановлении первого заместителя председателя Верховного Суда Украины от 21.03.08 г. В данном документе дано толкование понятия «преподавательская деятельность» в значении, используемом в Законе от 05.10.95 г. № 356/95-ВР «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 356), который содержал норму (п. «б» ч. 1 ст. 5), аналогичную приведенной выше норме Закона № 1700. Речь шла о запрете выполнения работы на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской, творческой деятельности, а также медицинской практики).

Таким образом, согласно вышеупомянутому судебному решению, которым работа учителя была признана преподавательской деятельностью, определено, что преподавательская деятельность – это процесс предоставления знаний, формирования умений и навыков по различным направлениям образования, развитие интеллектуальных и творческих способностей, физических качеств в соответствии с задатками и запросами лиц – учащихся, студентов, стажеров, аспирантов, адъюнктов, докторантов и т. п.; деятельность по получению ими профессии, повышению их производственной квалификации, обеспечению фундаментальной научной, общекультурной, специальной практической подготовки и переподготовки. Она может включать в себя учебно-воспитательную, научную, исследовательскую, поисковую, экспериментальную работу по разным проблемам науки, техники, искусства.

Таким образом, должностное лицо местного самоуправления, о котором речь идет в вопросе, имеет право заниматься такой деятельностью, выполняя работу учителя гимназии.

Если представители каких-либо контролирующих органов имеют иное субъективное мнение на этот счет, в пользу признания педагогической работы учителя преподавательской деятельностью можно использовать вышеупомянутое судебное решение, а также тот факт, что такое признание не противоречит каким-либо законодательным актам.

Что касается ограничения объема педагогической нагрузки, то сразу отметим, что таких ограничений не существует. В законодательстве речь идет лишь о квалификации педагогической работы, которая не является совместительством, и той, которая выполняется на условиях совместительства..

В качестве ориентира для такой градации мы можем использовать нормы п. 3 приложения к Положению об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций, утвержденному совместным приказом Минтруда, Минюста, Минфина от 28.06.93 г. № 43 (далее – Положение № 43). Суть нормы: педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более чем 240 часов в год не является совместительством. И хотя упомянутое Положение, судя по его названию, касается государственных предприятий, учреждений и организаций, на местном уровне может быть принят аналогичный документ, что и будет основанием для непризнания выполнения преподавательской работы в указанном объеме совместительством.

Следует учесть, что в соответствии с абзацем последним приложения к Положению № 43 выполнение такой работы допускается в рабочее время по разрешению руководителя государственного предприятия, учреждения, организации без удержания заработной платы.

Педагогическая работа, превышающая данный объем, должна выполняться на условиях совместительства, что требует заключения лицом, выполняющим такую работу, соответствующего трудового договора с учебным заведением. Вспомним, что выполнение такой работы, как мы доказали выше, не является нарушением требований антикоррупционного законодательства.

Для тех, кто интересуется историей вопроса. Все антикоррупционные законы, принятые в Украине начиная с 1995 года, предусматривали возможность выполнения на условиях совместительства госслужащими и должностными лицами местного самоуправления преподавательской работы. Исключением был лишь Закон от 11.06.09 г. № 1506-VI (далее – Закон № 1506). Им разрешалось выполнение преподавательской работы только во внеурочное время. Однако начало действия данного Закона было назначено сначала на 01.01.10 г., позже – на 01.04.10 г., а затем – на 01.01.11 г. Но уже 05.01.11 г. он был отменен в соответствии с Законом от 21.12.10 г. № 2808-VI. Следовательно, действие Закона № 1506 длилось всего лишь один рабочий день – с 04.01.11 г. (другие дни с начала января были нерабочими).

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы