Кто является обслуживающим персоналом в госслужбе?
12.05.2016 5562 0 1
Законом от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) регулируются не только отношения, связанные с прохождением госслужбы, но и работа других лиц, зачисленных в штат госоргана. Среди таких лиц – работники, на которых возложены функции по обслуживанию. Данная категория работающих непосредственно не выполняет предоставленные полномочия по выполнению задач и функций определенного госоргана (ст. 3 Закона № 889). На них не распространяется действие данного Закона, то есть они не являются госслужащими.
Правила, по которым определяются перечни «обслуживающих» должностей в госорганах, утверждены комментируемым Постановлением № 271. Перечень таких должностей определяется руководителем госслужбы в соответствующем госоргане согласно утвержденным Постановлением № 271 критериям.
В Постановлении № 271 четко сказано, что такими критериями является содержание и характер выполняемой работы, в частности, по обеспечению надлежащих условий функционирования госоргана.
Обращаем внимание: согласно п. 4 ст. 3 Закона № 889 госорганы обязаны согласовать указанные перечни должностей с Нацгосслужбой или с ее соответствующими территориальными подразделениями. Поэтому первое, что необходимо сделать руководителю госслужбы в условиях действия Закона № 889, это определиться, какие именно структурные подразделения и работники будут выполнять функции государства, а на какие будут возлагаться «обслуживающие» функции. Такой работе предшествует подготовка проекта распорядительного документа этого органа по структуре и соотношению должностей госслужащих и «обслуживающих» работников, который и будет основанием для определения перечня.
Претендентами на отнесение к «обслуживающим» должностям являются подразделения госоргана (или отдельные работники), выполняющие: работы по ремонту и обслуживанию зданий; документальное обеспечение и делопроизводство; компьютерное обеспечение и набор текста; выполнение функций секретаря, стенографиста; ведение архива, библиотечное обслуживание; материально-техническое и хозяйственное обеспечение.
Также Постановлением № 271 предусмотрено, нормами каких документов следует руководствоваться при определении перечня. Среди них: методические рекомендации; квалификационные характеристики; должностные инструкции; а также нормативные документы по определению требований к содержанию и характеру выполняемой по должности работы, требования к направлению подготовки (получению профессии, специальности) и другие, разработанные и утвержденные госорганами, на которые это возложено (в частности, Нацгосслужбой, Минсоцполитики). Например, если в состав аппарата горгосадминистрации входит сектор докумен-тального обеспечения руководителя, то есть все основания отнести должности работников сектора (включая заведующего сектором) к должностям работников с обслуживающими функциями, а не к госслужащим, каковыми они были до 01.05.16 г. В таком случае советуем пересмотреть должностные инструкции таких работников и исключить из них положение о выполнении такими работниками руководящей и организационной работы, подготовки проектов локальных распорядительных документов госоргана и других задач, возлагаемых на госслужащих. В то же время следует дополнить соответствующими положениями должностные инструкции госслужащих, на которых будет возлагаться выполнение упомянутых функций.
Напомним: должностные инструкции утверждаются в госорганах в соответствии со Справочником типовых профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих, утвержденным приказом Нацгосслужбы от 13.09.11 г. № 11.
Обращаем внимание: согласно Постановлению № 271 руководители и заместители руководителей самостоятельных структурных подразделений госорганов не относятся к должностям работников, выполняющих функции по обслуживанию.
Комментарии к материалу