Как оценивать результаты работы госслужащих
Каковы особенности предоставления заключений относительно оценивания результатов работы госслужащих, в частности, если работники в текущем году переводились на другие должности или приняты в штат госоргана недавно?
Оценивание результатов служебной деятельности госслужащих предусмотрено ст. 44 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889).
Напомним: стимулом для качественной и добросовестной работы этих должностных лиц в течение года является факт получения ими премии, поэтому каждый госслужащий старается иметь положительные оценки своей деятельности.
Речь идет о том, что оценивание предусматривает определение результатов деятельности госслужащих, которые будут учитывать выполнение ими не только своих непосредственных должностных обязанностей, а и соблюдение правил этического поведения, законодательных норм относительно предотвращения коррупции. У некоторых должностных лиц будет учитываться также выполнение ими индивидуальной программы профессионального развития.
Начиная с 01.01.20 г., после полного вступления в силу норм Закона от 19.09.19 г. № 117-ІХ (далее – Закон № 117), будут оцениваться и определенные в контракте показатели (это касается госслужащих, с которыми будут заключаться контракты).
Такие оценки «выставляются» должностному лицу его непосредственным руководителем, руководителем самостоятельного структурного подразделения, а если речь идет о госслужащих категории «А» – субъектом назначения.
Оценки (негативная, положительная или отличная) обязательно должны быть обоснованными.
Следствием получения негативной оценки госслужащим является его увольнение согласно п. 3 ч. 1 ст. 87 Закона № 889 или же расторжение заключенного с лицом контракта о прохождении госслужбы.
Те должностные лица, которые получили отличные оценки по результатам оценивания своей служебной деятельности, смело могут рассчитывать на получение премии. Добавим: до внесения Законом № 117 изменений в госслужебный закон у таких должностных лиц было также преобладающее право продвижения по госслужбе по условиям, определенным Законом № 889.
Что касается самого процесса оценивания, то согласно п. 9 Типового порядка проведения оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих, утвержденного постановлением КМУ от 23.08.17 г. № 640 (далее – Порядок № 640), оно может осуществляться поэтапно:
- определение задач и ключевых показателей;
- определение результатов выполнения задач;
- утверждение заключения (кроме случаев, когда ни одна из определенных задач не подлежит оцениванию).
Ключевые показатели и задачи должны отражать конечный результат, на достижение которого направлена служебная деятельность госслужащих, а измеряют их в количественном и/или качественном выражении. Кстати, критерии определения баллов (от 0 до 4) содержит приложение 4 к Порядку № 640, и наивысшим возможным баллом госслужащего по результатам оценивания является 4.
Не забываем: задачи и показатели должны храниться в личном деле госслужащего, а их копии – у самого госслужащего и его непосредственного руководителя.
Согласно п. 12 Порядка № 640 задачи и ключевые показатели на следующий год работнику нужно определить в декабре года, предшествующего отчетному, а на текущий год – в январе – сентябре этого года.
Оформляется оценивание заключением по форме, предусмотренной в приложении 5 к Порядку № 640.
А теперь – относительно некоторых особенностей получения самих выводов.
Работнику, который переведен на другую должность госслужбы, задачи и основные показатели определяются в январе – сентябре этого года в течение 10 рабочих дней после такого перевода. Поэтому получается, что для проведения второго и третьего этапов оценивания (то есть определения результатов выполнения задач и утверждения заключения) этому госслужащему нужно проработать с определенными по новой должности задачами по меньшей мере 3 месяца с момента их определения.
Если должностное лицо недавно принято на должность госслужбы и он отработал на этой должности в отчетном году с задачами, определенными ему в установленном порядке, менее трех месяцев от даты приказа об определении результатов выполнения задач, определения результатов, то, конечно, заключение относительно этого работника не утверждается.
Напомним: согласно п. 17 Порядка № 640 основанием для издания приказа руководителя госслужбы о премировании госслужащих, получивших отличные оценки, является утвержденное заключение.
Поэтому премию по результатам ежегодного оценивания результатов служебной деятельности должны получить госслужащие, относительно которых утверждено заключение с оценкой «отлично». Кстати, такого мнения относительно премирования придерживается НАГС в письме от 26.09.19 г. № 6723/07.02-19.
Комментарии к материалу