Индексация доходов военнослужащих: нюансы проведения
В постановлении КМУ от 09.12.15 г. № 1013 (далее – Постановление № 1013), согласно нормам которого были повышены оклады работников почти всех областей бюджетной сферы, указано, что такое повышение не распространяется, в частности, на военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (далее – военнослужащие). Как это влияет на порядок индексации денежного обеспечения таких лиц? Какие еще установлены особенности индексации доходов указанных категорий лиц? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной консультации.
Объект индексации
Денежное обеспечение военнослужащих наряду с зарплатой, стипендиями и другими социальными выплатами Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1078 (далее – Порядок № 1078), отнесено к объектам индексации.
Единственное, что следует учесть, это сохранение за военнослужащим денежного обеспечения в назначенной сумме во время его отсутствия по болезни или пребывания в отпуске и т. п. Определение для военнослужащих среднего заработка для оплаты таких дней законодательством не предусмотрено. Поэтому корректировать рассчитанную на полный месяц сумму индексации в таких случаях не нужно.
Отметим, что документом, определяющим структуру и условия денежного обеспечения военнослужащих, является постановление КМУ от 07.11.07 г. № 1294 (далее – Постановление № 1294). Согласно его нормам денежное обеспечение военнослужащих состоит из должностного оклада, оклада по воинскому (специальному) званию, ежемесячных повышений должностного оклада, надбавок, доплат, вознаграждений и разовых дополнительных видов денежного обеспечения.
Особенности индексации
Индексация денежного обеспечения проводится по общим правилам, установленным Порядком № 1078. Никаких специфических требований относительно индексации доходов военнослужащих указанный документ не содержит.
Определенные Постановлением № 1294 оклады были введены в действие с 1 января 2008 года и для большинства военных подразделений и управленческих структур действуют по сегодняшний день.
Принятым в декабре прошлого года Постановлением № 1013 были повышены оклады почти во всех областях бюджетной сферы (за исключением работников 1–3-х тарифных разрядов по ЕТС), кроме окладов в составе денежного обеспечения военнослужащих. Так, согласно пп. 3 п. 1 Постановления № 1013 повышение окладов не касается военнослужащих и полицейских (за исключением военнослужащих военных прокуратур).
По сути это означает, что месяц, в котором для военнослужащего состоится повышение каких-либо из перечисленных выше составляющих денежного обеспечения, которые имеют постоянный характер (кроме оклада), например надбавки за выслугу лет, не будет считаться месяцем повышения дохода. Как правило, в этом месяце определяют величину уменьшения суммы индексации, на которую работник имел право до повышения, на размер такого повышения. Впрочем, это не касается данной ситуации. То есть без повышения окладов ранее определенная сумма индексации не уменьшается. Это требование абзаца пятого п. 5 Порядка № 1078, которое начало действовать с 1 декабря 2015 года.
Исключение возможно только для курсантов, которым определенный Постановлением № 1294 оклад может повышаться по достойным результатам очередной экзаменационной сессии. Месяц такого повышения считается месяцем повышения дохода. ИПЦ этого месяца принимается за 1 или 100 %. Определение права на дальнейшую текущую индексацию должно начаться с индекса месяца, следующего за месяцем повышения дохода (первый, второй абзацы п. 5 Порядка № 1078). Вместе с тем если до наступления месяца повышения доходов курсант имел право на индексацию, то необходимо:
- или рассчитать остаточную сумму индексации (ранее назначенная сумма уменьшается на размер повышения);
- или отменить ранее назначенную индексацию (если размер повышения больше суммы индексации).
Учитывая такую особенность, как неизменность окладов большинства военнослужащих, руководителям воинских формирований следует обратить внимание на строгое соблюдение нормы относительно индексации вновь принятых на службу (в т. ч. по переводу) лиц.
Для определения права на индексацию указанных лиц расчеты ИПЦ следует начинать с индекса месяца, следующего за тем, в котором такому лицу будет повышен оклад (п. 102 Порядка № 1078). Рассмотренный в этой же консультации альтернативный вариант, который трактует эту норму как такую, что предусматривает начисление индексации вновь принятому так же, как и другим работникам по аналогичным должностям, для военнослужащих не приемлем вообще. Ведь тогда вновь принятому военнослужащему следовало бы начислить индексацию начиная с января 2008 года.
Обратим внимание еще на один важный момент.
Несмотря на то что в п. 2 Постановления № 1294 установленные им надбавки и доплаты определены имеющими постоянный характер, это не означает необходимости считать их такими для целей проведения индексации денежного обеспечения. О постоянности выплат можно говорить тогда, когда в положениях о таких выплатах, принятых в воинских подразделениях, будет определен их конкретный размер (в процентах или абсолютной сумме).
Например, если Положение о выплате надбавки за выполнение особо важных заданий во время прохождения службы предусматривает ее выплату в размере до 50 % должностного оклада с учетом оклада по воинскому (специальному) званию и надбавки за выслугу лет, такую надбавку нельзя считать постоянной составляющей, ведь ее конкретный размер может ежемесячно меняться.
Выводы
Индексация доходов военнослужащих проводится по общим правилам. При этом следует обратить внимание на то, что:
- расчеты ИПЦ для вновь принятых на службу надо начинать с индекса месяца, следующего за тем, в котором такому лицу будет повышен оклад;
- надбавки и доплаты имеют постоянный характер, если в положениях о таких выплатах зафиксирован конкретный их размер (в процентах или абсолютной сумме).
Особый момент: индексация денежного обеспечения, начисленная за полный месяц, не корректируется пропорционально фактическому количеству дней пребывания на службе в случае болезни военнослужащего, его пребывания в отпуске и т. п.
Комментарии к материалу