Доплата до минзарплаты или Как избежать незаконных бюджетных расходов
Доплата до минимальной зарплаты (далее – МЗП) в бюджетной сфере едва ли не самая популярная тема публикаций экспертов в этой сфере. Главный вопрос, который в них рассматривается, какие именно составляющие заработной платы следует включать в общую сумму заработной платы перед тем, как сравнивать ее с МЗП в размере 3 200 грн.
Казалось бы, что здесь думать, ведь в ст. 31 Закона об оплате труда (от 24.03.95 г. № 108/95-ВР) приведен исчерпывающий перечень доплат, которые не учитываются в общей сумме зарплаты перед проведением ее сравнения с МЗП. Это доплаты: а) за работу в неблагоприятных условиях труда и повышенного риска для здоровья, б) за работу в ночное и сверхурочное время, в) за разъездной характер работ, а также премии к праздничным и юбилейным датам.
Но заработная плата того или иного работника, кроме оплаты по схемному окладу или тарифной ставке и вышеприведенных выплат, в разные месяцы может иметь еще и другие составляющие в зависимости от того:
- имеет ли он право на повышение оклада;
- имеет ли право на премию;
- выполняет ли работу по совмещению (расширению зоны обслуживания) или за временно отсутствующего работника;
- привлекается ли к выполнению работы в выходной день;
- имеет ли право на доплату за ненормированный рабочий день;
- воспользовался ли правом на отпуск с получением его оплаты и материальной помощи;
- сложились ли основания для получения им компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия;
- возникло ли право на индексацию
- и так далее.
Если составить общий перечень возможных составляющих зарплаты, то он будет включать кроме приведенных еще много других позиций.
И вот, анализируя характер некоторых из них, эксперты приходят к заключению, что отдельные составляющие не зависят от того, выполнил ли месячную норму труда работник, и поэтому не должны учитываться при сравнении общей суммы зарплаты с МЗП. Некоторые из этих выплат признаются ими не являющимися зарплатой, другие – выплатами, которые осуществлены за неотработанное время. По мнению некоторых экспертов, не должны учитываться и выплаты, для определения которых рассчитывается средняя зарплата. В качестве аргументов в пользу неучитывания отдельных выплат приводятся нормы Инструкции по статистике зарплаты, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.04 г. № 5 (далее – Инструкция № 5), или выводы, которые кажутся логичными .
Может, и так, но целесообразно ли использовать рекомендации таких публикаций в работе? На наш взгляд, нет.
Представим ситуацию, что в учреждение пришел ревизор.
Он имеет на руках Закон № 108 с перечнем доплат, которые не учитываются при определении размера доплаты до МЗП, когда начислена зарплата меньше МЗП. При возникновении спорных ситуаций, связанных с тем, что такой перечень самостоятельно учреждением расширен, ревизор обратится к положениям ст. 2 того же Закона № 108, где определена структура заработной платы.
Так, кроме основной зарплаты понятие заработной платы включает и дополнительную зарплату, которая, в частности, включает гарантийные и компенсационные выплаты, к которым на основании ст. 12 Закона № 108 можно отнести среднюю зарплату, выплаченную за дни командировки или за дни пребывания на курсах повышения квалификации. К гарантийным выплатам отнесена и оплата ежегодных отпусков. А значит, и компенсация за неиспользованные отпуска. В сущности, гарантийной выплатой является и выходное пособие, которое выплачивается работнику при изменении существенных условий труда или местности, где должна проводиться работа, и при определенных условиях при увольнении по инициативе работодателя.
И кроме того, понятие заработной платы включает в себя поощрительные и компенсационные выплаты, к которым можно отнести и материальную помощь на оздоровление и/или для решения социально-бытовых вопросов и т. п.
Большинство выплат, которые относятся к дополнительной зарплате и поощрительным и компенсационным выплатам, осуществляются в месяце, когда работником проводится работа по должности по основному месту работы или по совместительству. И потому, будучи составляющими заработной платы, должны учитываться в общей сумме начисленной зарплаты перед тем, как мы будем определять необходимость проведения и размер МЗП.
Иного Законом № 108 не предусмотрено. В нем нет никакой нормы, отсылающей нас к Инструкции № 5 или разъяснениям, предоставленным в письмах того или иного государственного органа.
Досадно, что в результате публикаций, о которых мы говорили выше, у ее пользователей (в основном бухгалтеров по зарплате) создается впечатление, что можно самостоятельно расширить рамки закона и в результате анализа характера тех или иных выплат не учитывать их при определении доплаты до МЗП. Во-первых, ревизор с таким подходом не согласится. Во-вторых, без каких-либо оснований ситуация с определением доплат до МЗП представлена как достаточно сложная, требующая тщательного рассмотрения бухгалтером любой выплаты и оценки ее шансов попасть или не попасть в общую сумму начисленной зарплаты. Это безусловно, ведет к неуверенности бухгалтеров в своих действиях, ведь им предлагается выполнение функции законодателя, тогда как перед ними согласно их функциональным обязанностям стоят совсем другие задачи. Как свидетельствует практика, опытные бухгалтеры выполняют только нормы закона, а в случае несогласия работников с их действиями предлагают им обращаться в суд. Только в случае, если суд обяжет не учитывать при проведении сравнения те или иные выплаты, не предусмотренные законом, бухгалтер должен выполнить решение суда. Но в таком случае его нельзя будет обвинить в допущении незаконных расходов бюджетных средств.
Читайте также:
«Что входит в минимальную заработную плату»
«Закон об изменениях по минимальной зарплате с 2017 — основные требования и выводы»
«Выплаты, которые не включаются в минимальную зарплату»
«Выплаты, которые включаются в минимальную зарплату»
«Доплата за ненормированный рабочий день: включать ли в минимальную зарплату?»
Комментарии к материалу