Вопросы относительно ставки ЕСВ для инвалидов и определения дополнительной базы начисления ЕСВ конкретизированы
30.05.2016 1370 0 1
Обзор приказа № 393
Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная приказом Минфина от 20.04.15 г. № 449 (далее – Инструкция № 449), теперь имеет новую редакцию благодаря приказу Минфина от 28.03.16 г. № 393, вступившему в силу с 17.05.16 г. Рассмотрим, что именно законодатели решили внедрить или изменить.
Общие положения
Прежде всего, в целях приведения Инструкции № 449 в соответствие с Законом от 08.07.10 г. № 2464-VI (далее – Закон № 2464) из нее исключены нормы, касающиеся удержания ЕСВ из доходов наемных работников и других категорий лиц, получающих денежное обеспечение, пособие по нетрудоспособности, вознаграждение по гражданско-правовым договорам, помощь или компенсацию в соответствии с законодательством. С этой же целью унифицирован размер ставки ЕСВ: теперь она составляет 22 % для всех категорий плательщиков ЕСВ, которые определены таковыми Инструкцией (кроме указанных в следующем разделе данного обзора).
Также исключены нормы, предусматривающие освобождение от уплаты ЕСВ и финансовые санкции по такой уплате для плательщиков ЕСВ, которые состоят на учете в фискальных органах, расположенных на территории населенных пунктов, где проводилась антитеррористическая операция. Что касается аналогичных льгот на территории АР Крым и г. Севастополя, то здесь все осталось без изменений.
Инструкция дополнена нормой о максимальной базе начисления ЕСВ с 01.01.16 г., которая равна 25 размерам прожиточного минимума для трудоспособных лиц, как установлено ст. 1 Закона № 2464. На сегодняшний день это 36 250 грн. (1 450 грн. х 25).
Отныне Инструкция № 449 не содержит норм, которые регулировали порядок применения понижающего коэффициента ЕСВ, поскольку действующее на сегодняшний день законодательство не предусматривает такой процедуры в связи с тем, что ставка ЕСВ в целом снижена до 22 %.
Неизменной осталась общая норма по исчислению ЕСВ за прошлые периоды – оно осуществляется исходя из размера ЕСВ, действовавшего на день начисления (исчисления, определения) зарплаты (дохода), на которую начисляется ЕСВ. Однако в новой редакции документа появились исключения, касающиеся начисления ЕСВ для застрахованных лиц некоторых категорий согласно постановлению КМУ от 02.03.11 г. № 178 (например, на денежное обеспечение лиц, которые проходят срочную военную службу в ВСУ). Для них в любом случае при начислении ЕСВ применяется ставка взноса, действовавшая в месяце, за который начисляется доход.
Не обошлось и без казусов. Речь идет о п. 4 разд. ІV «Начисление, исчисление и уплата единого взноса». Поскольку нормы об удержании ЕСВ из любых видов доходов на сегодняшний день не существует, а категории физических лиц, которые являются наемными работниками или военнослужащими либо получателями социальных выплат и компенсаций, исключены из числа плательщиков ЕСВ, не понятно, что имели в виду законодатели, оставив в указанном пункте норму по уплате ЕСВ работодателем за такие категории лиц. Более того, в пп. 1 этого пункта речь идет об исчислении и уплате ЕСВ за счет сумм, на которые ЕСВ начислен. А это, по сути, не что иное, как удержание из зарплаты (иного вида доходов). Уверены, что законодатели обратят на это внимание и в ближайшее время в указанную Инструкцию будут внесены соответствующие изменения.
Ставки ЕСВ для отдельных категорий плательщиков
ЕСВ на доходы работников-инвалидов работодатели должны начислять по ранее установленной ставке. Напомним, что такая ставка не изменилась и равна 8,41 % (п. 5 Инструкции № 449). Наконец, в эту Инструкцию включена норма, которая ставит точку в многолетнем споре между Пенсионным фондом и ревизорами относительно даты начала начисления ЕСВ в указанном размере на доходы работников-инвалидов. Итак, согласно новой норме ЕСВ по ставке 8,41 % начисляется начиная с даты установления группы инвалидности, но не ранее получения заверенной копии справки к акту осмотра в МСЭК, и заканчивается датой прекращения инвалидности. Как правило, Пенсионный фонд придерживался именно такой позиции, но только сейчас она узаконена.
Не изменилась ставка начисления ЕСВ (5,3 %) для предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности обществ УТОГ и УТОС при определенных условиях (п. 6 Инструкции № 449) и для аналогичных организаций, не имеющих статуса всеукраинских, – 5,5 %.
Требования к определению дополнительной базы начисления ЕСВ
Дополнена норма по определению дополнительной базы начисления ЕСВ в случае, если база начисления взносов меньше минимальной зарплаты. Отныне такую дополнительную базу следует определять при условии, что работник состоял в трудовых отношениях полный календарный месяц. Учитывая это, плательщикам следует изменить предложенный в письме ГФС от 14.02.15 г. № 4979/7/ 99-99-17-03-01-17 подход, в частности, при определении дополнительной базы начисления для работников, которые состояли в трудовых отношениях, но полный календарный месяц находились в отпуске без сохранения зарплаты. В таком случае согласно новой редакции Инструкции № 449 следует уплатить ЕСВ, начисленный на минимальную зарплату. В упомянутом письме было рекомендовано не определять в этом случае дополнительную базу начисления.
Неизменным осталось условие, при котором также необходимо определять дополнительную базу начисления ЕСВ, – отработка всех рабочих дней отчетного месяца.
У Инструкции появились нормы (существовавшие и ранее в Законе № 2464), согласно которым требование по определению дополнительной базы начисления ЕСВ не распространяется на зарплату, полученную из источника не по основному месту работы. В таком случае начисление ЕСВ осуществляется на фактическую сумму начисления. Указанное требование касается, в том числе, и оплаты работы по внутреннему совместительству, ведь законодательство для этого случая никаких исключений не содержит.
Напомним: в вышеупомянутом письме ГФС вполне правомерно подчеркнуто, что в случае получения доплаты за совмещение при выполнении дополнительной работы в свое рабочее время на основной работе такая доплата вместе с зарплатой по основному месту работы учитывается при проведении сравнительных расчетов для соблюдения минимальной базы начисления ЕСВ
Согласно новой норме Инструкции № 449 требование по определению дополнительной базы начисления ЕСВ не распространяется и на доходы работников-инвалидов. Это важное дополнение, ведь Закон № 2464 такой детализации не содержит. Кстати, в упомянутом письме ГФС была изложена аналогичная позиция.
Итак, вышеизложенные основные изменения следует учесть в практической деятельности, а подробное рассмотрение порядка применения упомянутых норм в отдельных ситуациях – далее на страницах данного номера.
Комментарии к материалу