Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Закупка путем заключения прямых договоров: составлять ли приложение к годовому плану?


Бюджетное учреждение осуществляет закупки не через систему ProZorro, а путем заключения прямых договоров. Обязательно ли составлять по таким закупкам приложение к годовому плану и обнародовать его в системе ProZorro?


Если заказчик проводит допороговые закупки не через электронную систему закупок ProZorro, а путем заключения прямых договоров, то по таким закупкам заказчик должен составить, утвердить и обнародовать приложение к годовому плану закупок. А почему так, анализируем дальше.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922) публичная закупка – это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном данным Законом.

В определении термина «публичная закупка» приведено сокращенное его название, которое в дальнейшем употребляется в Законе № 922, а именно: «публичная закупка (далее – закупка)...». Поэтому если мы перейдем к ч. 1 ст. 2 Закона № 922, где говорится о допороговых закупках, то увидим употребление указанного сокращения – «закупки». То есть термин «закупка» (а значит, и «публичная закупка») законодатель употребляет относительно как надпороговых закупок, так и допороговых.

При этом видим, что в настоящее время Закон № 922 частично распространяется на допороговые закупки, то есть определенный порядок осуществления именно таких закупок прописан в Законе № 922. Каких именно случаев это касается, мы найдем в ч. 1 ст. 2 Закона № 922. В первую очередь, это обязательное соблюдение принципов публичных закупок, возможность закупать через ProZorro, даже если стоимостный порог закупки меньше, чем установлено законом для проведения процедур публичных закупок, и обязательное обнародование отчета о заключенных договорах в случае заключения таких договоров без применения ProZorro и если ожидаемая стоимость такого предмета закупки равняется/превышает 50 тыс. грн.

Таким образом, приходим к выводу, что допороговая закупка – это также публичная закупка.

Если мы обратим внимание на название ст. 4 Закона № 922 – «Планирование закупок и другие предпосылки осуществления процедур закупок», то поймем, что в этой статье речь идет о планировании в целом закупок, то есть публичных закупок, к которым мы относим и допороговые закупки. Однако в содержании статьи в части допороговых закупок речь идет только о сроке обнародования приложения и не определено, в каких именно случаях и каким образом он составляется. Поэтому далее обратимся к приказу Минэкономразвития от 22.03.16 г. № 490 (далее – Приказ № 490), которым утверждены формы документов в сфере публичных закупок. Так, п. 2 Приказа № 490 предусмотрено, что приложение к годовому плану закупок, в которое вносится информация о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает суммы, указанные в абзацах втором и третьем ч. 1 ст. 2 Закона № 922, составляется по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок.

Следовательно, независимо от того, как заказчик будет проводить допороговые закупки – через ProZorro или путем заключения прямых договоров – он должен обязательно составить по таким закупкам и утвердить приложение к годовому плану, а также обнародовать его в ProZorro в срок, установленный в ч. 1 ст. 4 Закона № 922: в течение 5 календарных дней со дня утверждения приложения.

Стоит заметить, что в настоящее время законодательство в сфере публичных закупок не определяет, что приложение к годовому плану закупок является неотъемлемой частью самого годового плана. В то же время не установлены требования относительно очередности, периодичности обнародования приложения. Как видим выше, требования есть лишь относительно срока и формы обнародования приложения. Поэтому заказчик может не планировать сразу все годовые допороговые закупки в приложении, если в этом нет необходимости. Можно сначала спланировать те закупки, в которых имеется насущная потребность и по которым уже нужно заключать договоры, а затем вносить в приложение другие закупки по мере необходимости. Учитывайте то, что сначала закупка должна быть спланирована в приложении, а затем уже заключен по этой закупке договор.

Комментарии к материалу
Всего комментариев 2
Отсортировано:
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
26.02.2025
Дистанционная работа: трудовой договор с учетом норм военного положения
В реалиях нашего времени многие предприятия перевели своих работников на дистанционную работу и с новыми работниками заключают трудовые договоры на условиях именно такой работы (разумеется, когда эта форма сотрудничества возможна). Однако при организации данного вида трудовых отношений работодателю ...
17.03.2025
Надбавка за английский язык: утвержден порядок установления
Наша страна настойчиво стремится к членству в Европейском Союзе, поэтому знание иностранного языка понадобится многим. Постановлением КМУ от 07.03.2025 № 257 утвержден Порядок установления надбавки за владение английским языком некоторым категориям лиц (далее – Постановление № 257, Порядок № 2...
07.04.2025
Функции и полномочия ОМС в области оборонной работы и по территориальной обороне
В условиях правового режима военного положения органы местного самоуправления (далее – ОМС) продолжают выполнять свои полномочия по обеспечению жизнедеятельности территориальных общин, а также помогают военным подразделениям. Однако не все способы поддержки военных подразделений соответствуют ...
Новое
24.01.2023
Госзакупки и конфиденциальная информация
Военное положение устанавливает новые правила обнародования информации о закупках. Пока действовало постановление КМУ от 28.02.2022 № 169 «Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения» (далее – Постановление № 16...
11.01.2023
В публичных закупках отменены аукционы!
В публичных закупках снова новации – согласно постановлению КМУ от 30.12.2022 № 1495 (далее – Постановление № 1495) отменены аукционы в процедуре закупок «открытые торги». Рассмотрим, как это повлияет на заказчиков и каким теперь будет алгоритм проведения открытых торгов. В п...
28.10.2022
Новые условия проведения публичных закупок на период проведения военного положения
За период действия военного положения публичные закупки постоянно подвергались изменениям. В это сложное время осуществлять закупки необходимо динамично, в краткие сроки и с учетом условий, диктуемых войной, в частности с обеспечением защищенности заказчиков от военных угроз на период действия право...
Лучшие материалы