Получите доступ к готовым решениям, публикациям и обзорам
Подписаться

Тендерный комитет: создание и функции

20.02.2019 18175 0 3

Из этой консультации вы узнаете о

  • требованиях к созданию тендерного комитета (далее – ТК);
  • основных положениях относительно ТК и уполномоченного лица;
  • главных функциях каждого члена ТК;
  • ответственности членов ТК.

Общие положения

Одной из основных задач распорядителей (получателей) бюджетных средств является эффективное расходование таких средств при одновременном обеспечении потребности в них для полноценного выполнения ими своих функций и обязанностей.

Базовым документом, регулирующим закупку товаров, работ и услуг, является Закон от 25.12.15 г. № 922-VIII «О публичных закупках» (далее – Закон № 922). Целью его является обеспечение эффективного и прозрачного осуществления закупок товаров, услуг, работ, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере.

Все органы государственной власти и местного самоуправления, а также организации и учреждения, которые содержатся за счет бюджетных средств, то есть распорядители (получатели) бюджетных средств, условно можно разделить на группы для определения их как заказчиков, что предусмотрено п. 9 ст. 1 разд. І Закона № 922. Представим их в табл. 1.

Таблица 1. Группы заказчиков товаров, работ и услуг


п/п

Заказчики

Условия

Признаки

1

2

3

4

1

Органы государственной власти, органы местного самоуправления (далее – ОМС) и органы социального страхования

Все юридические лица – бюджетные учреждения, которые
финансируются из государственного или местных бюджетов (заведения здравоохранения, культуры, науки, образования и т. п.)

Юрлицо является распорядителем, получателем бюджетных средств.

Органы госвласти или ОМС.

В уставном капитале юрлица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 %.

Органы госвласти, ОМС, которым принадлежит доля в уставном капитале СХ в размере более 50 % или такие органы владеют большинством голосов в высшем органе СХ или правом назначать более половины состава исполнительного органа или наблюдательного совета СХ.

Наличие специальных или эксклюзивных прав

2

Юрлица (предприятия, учреждения, организации) территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе

Государственные или коммунальные предприятия и их объединения как юрлица, обеспечивающие нужды государства

3

Юрлица и/или субъекты хозяйствования (далее – СХ)

Предприятия государственной или коммунальной собственности, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах ведения хозяйства (коммунальные услуги, электроснабжение, аэропорты и морские порты, железнодорожный и городской электротранспорт и т. п.)

Таким образом, согласно Закону № 922 все вышеуказанные юрлица однозначно приобретают статус заказчика и должны осуществлять закупки по процедурам, установленным данным Законом.

Рассмотрим, что же в первую очередь должен сделать распорядитель (получатель) бюджетных средств (далее – заказчик) для осуществления закупки.

Создание тендерного комитета

Чтобы осуществить закупку товаров, работ и услуг, как того требует законодательство, прежде всего нужно создать ТК или назначить уполномоченное лицо.

ТК создается по распорядительному документу (приказу, распоряжению) заказчика (см. образец в конце консультации). В приказе определяют состав ТК и председателя комитета.

В то же время утверждается Положение о тендерном комитете согласно Примерному положению, утвержденному приказом Минэкономразвития от 30.03.16 г. № 557 (далее – Примерное положение № 557).

Руководство работой комитета осуществляет его председатель, который назначается заказчиком. Председатель комитета назначает заместителя или заместителей председателя, секретаря среди членов комитета и определяет функции каждого члена ТК.

После создания ТК созывается его заседание, ход которого фиксируется соответствующим протоколом. На заседании поднимаются следующие вопросы:

  • назначение заместителя председателя ТК;
  • назначение секретаря ТК;
  • функции каждого члена ТК.

В случае необходимости председатель комитета может внести изменения в функциональные обязанности членов ТК, определив круг их обязанностей.

Рассмотрим функциональные обязанности каждого члена ТК или уполномоченного лица, а также их права, функции и ответственность.

Состав ТК

Правовой статус, общие организационные и процедурные принципы деятельности ТК и уполномоченного лица, а также их права, обязанности и ответственность должны быть определены в положении о ТК, которое разрабатывается за-казчиком согласно ст. 11 Закона № 922 и Примерным положением № 557.

В состав ТК входят служебные (должностные) лица заказчика, которые назначаются ответственными за организацию и проведение процедур закупки.

Тендерный комитет действует на принципах коллегиальности и непредубежденности.

Членами ТК могут быть руководящие работники учреждения, структурных подразделений (бухгалтерской, юридической служб и т. п.), другие работники.

То есть членами ТК могут быть только работники заказчика.

В состав ТК должно входить не менее пяти человек (ст. 11 Закона № 922). Однако если штатная численность учреждения меньше пяти человек, то в состав ТК должны входить все служебные (должностные) лица заказчика.

Заметим, что в ст. 11 Закона № 922 определено, что не могут входить в состав ТК и/или назначаться уполномоченными лицами:

  • служебные (должностные) лица, которые являются представителями участников, а также члены их семей;
  • народные депутаты Украины;
  • депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

В целях обеспечения надлежащего уровня знаний специалистов, ответственных за организацию и проведение публичных закупок, достаточного для квалифицированного осуществления процедур закупок, в соответствии с требованиями законодательства члены ТК и уполномоченные лица могут пройти обучение по вопросам организации и осуществления закупок. Обучение является добровольным. Примерные учебные программы по вопросам организации и осуществления публичных закупок утверждены приказом Минэкономразвития от 02.12.16 г. № 2017.

Уполномоченное лицо

В случае определения заказчиком уполномоченного лица организация работы осуществляется ею самостоятельно на основании решения или приказа заказчика либо трудового договора (контракта).

По согласованию заказчика трудовой договор может заключаться:

  • на установленный срок;
  • на неопределенный срок;
  • на время организации и проведения процедур закупок.

В соответствии с п. 1.3 Примерного положения № 557 уполномоченное лицо – это служебное, должностное и другое физическое лицо заказчика, определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки на основании собственного распорядительного решения или трудового договора.

Заказчик имеет право определить не только одно, но и двух или более уполномоченных лиц в зависимости от объемов закупок.

Следует заметить, что согласно п. 3.6 Примерного положения № 557, уполномоченное лицо должно иметь высшее образование и опыт работы в сфере закупок не менее двух лет.

Уполномоченное лицо должно обеспечить объективность и непредубежденность процесса организации и проведения процедур закупки.

Заказчик может предоставить право уполномоченному лицу на подписание договоров о закупке.

Права, функции, обязанности, возложенные на уполномоченное лицо по вопросам организации и осуществления публичных закупок, а также ответственность за совершенные действия покажем в табл. 2.

Таблица 2. Требования к уполномоченному лицу по вопросам организации и осуществления публичных закупок

Уполномоченное лицо

Права

Функции

Обязанности

Ответственность

1

2

3

4

Пройти обучение по вопросам организации и осуществления публичных закупок

Составляет и утверждает годовой план закупок

Соблюдать нормы действующего законодательства в сфере публичных закупок и положения об уполномоченном лице учреждения

За принятые им решения и совершенные действия или бездействие в соответствии с законами Украины

Инициировать создание рабочих групп среди служебных (должностных) и других лиц структурных подразделений заказчика в целях составления технических требований к предмету закупки, оценки поданных тендерных предложений, подготовки проектов договоров и т. п.

Осуществлять выбор процедуры закупки

Организовывать и проводить процедуры закупок

За полноту и достоверность информации, которая обнародуется на веб-портале уполномоченного органа

Принимать решение, согласовывать проекты документов, в частности договора о закупке в целях обеспечения его соответствия условиям процедуры закупки, и подписывать в рамках своей компетенции соответствующие документы

Проводить процедуры закупок

Обеспечивать одинаковые условия для всех участников процедур закупок

При нарушении требований к проведению публичных закупок, определенных Законом № 922

Требовать и получать от служебных лиц и подразделений заказчика информацию и документы, необходимые для выполнения задач (функций), связанных с организацией и проведением процедур закупок

Обеспечивать одинаковые условия для всех участников, объективный и честный выбор победителя

В установленном порядке определять победителей процедур закупок

 

Принимать участие в проведении совещаний, собраний по вопросам, связанным с функциональными обязанностями уполномоченного лица (лиц)

Обеспечивать составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам публичных закупок

Давать разъяснения и консультации структурным подразделениям заказчика в рамках своих полномочий по вопросам, относящимся к компетенции уполномоченного лица (лиц)

Обеспечивать обнародование информации и отчета относительно публичных закупок

Осуществлять другие действия, предусмотренные Законом № 922

Представлять интересы заказчика по вопросам, связанным с осуществлением закупок, в частности во время проверок и контрольных мероприятий, рассмотрения жалоб и судебных дел

В установленном порядке определять победителей процедур закупок

 

Предоставлять в установленный срок необходимые документы и соответствующие объяснения

Анализировать выполнение договоров, заключенных согласно Закону № 922

Осуществлять другие действия, предусмотренные Законом № 922, трудовым договором или контрактом либо распорядительным решением заказчика

Следует помнить, что во время отсутствия уполномоченного лица (из-за временной нетрудоспособности, командировки или отпуска) заказчик имеет право определить лицо, которое будет исполнять обязанности уполномоченного лица в случае его отсутствия. То есть должно быть назначено еще одно уполномоченное лицо, а не временно исполняющий обязанности уполномоченного лица. При этом в приказе на назначение этого лица, как УЛ будет указано, что оно будет выполнять обязанности другого УЛ в случае его отсутствия (п. 3.5 Примерного положения № 557).

Принципы деятельности ТК

Председатель ТК осуществляет и организует работу комитета.

Внимание! При отсутствии председателя комитета его обязанности выполняет заместитель. Однако если в составе тендерного комитета назначено несколько заместителей председателя, то председатель определяет среди них исполняющего обязанности председателя комитета на период своего отсутствия.

В случае отсутствия секретаря ТК его обязанности выполняет член комитета, определенный председателем.

Все решения председателя ТК относительно назначения заместителя председателя и секретаря ТК вносятся в протокол заседания комитета.

ТК или уполномоченное лицо организует и проводит процедуры закупок.

Основными функциями ТК являются:

  • планирование закупки, составление и утверждение годового плана закупок;
  • осуществление выбора процедуры закупок;
  • проведение процедуры закупок;
  • обеспечение равных условий для всех участников, объективный и честный выбор победителя;
  • составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам публичных закупок, определенным Законом № 922;
  • обнародование информации и отчета относительно публичных закупок в соответствии с действующим законодательством;
  • другие действия, предусмотренные Законом № 922.

Каждый член ТК имеет права и обязанности. Представим их в табл 3.

Таблица 3. Права и обязанности члена ТК

Тендерный комитет

Права

Обязанности

Принимать участие в планировании расходов и определении потребности в товарах, работах и услугах, которые будут закупаться

Принимать участие во всех его заседаниях лично

Анализировать и/или получать информацию относительно выполнения договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством

Организовывать и проводить процедуры закупок

Выносить вопросы на рассмотрение ТК

Обеспечивать одинаковые условия для всех участников, объективный и честный выбор победителя

Принимать решение с оформлением соответствующего протокола комитета относительно необходимости исправления технических (механических, формальных) ошибок, допущенных во время внесения информации о закупке, которая обнародуется на веб-портале уполномоченного органа

Соблюдать нормы законодательства
в сфере публичных закупок и Положения о тендерном комитете

Получать от структурных подразделений заказчика информацию, необходимую для проведения процедур закупок

Вносить свое отдельное мнение в протоколы заседаний ТК

Инициировать создание рабочих групп среди служебных (должностных) и других лиц структурных подразделений заказчика в целях составления технических требований к предмету закупки, подготовки проектов договоров и т. п.

В обязанности председателя ТК входят (п. 2.13 Примерного положения № 557):

  • организация работы ТК;
  • принятие решений относительно проведения заседаний ТК;
  • определение даты и места проведения заседаний ТК;
  • предложение повестки дня заседаний ТК;
  • проведение заседания ТК;
  • внесение на рассмотрение руководителя заказчика предложений относительно изменений в составе ТК;
  • осуществление других полномочий в соответствии с законодательством.

Внимание! Председатель ТК персонально отвечает за выполнение возложенных на комитет функций.

Секретарь ТК имеет отдельные функции и задачи, а именно:

  • ведение и оформление протоколов заседаний ТК;
  • информирование всех членов ТК относительно организационных вопросов его деятельности;
  • по поручению председателя ТК выполняет другую организационную работу;
  • хранение документов относительно осуществления публичных закупок;
  • соблюдение требований законодательства по вопросам делопроизводства во время работы с документами;
  • размещение информации о публичных закупках на веб-портале Уполномоченного органа через авторизованные электронные площадки;
  • выполнение других полномочий в соответствии с законодательством.

Все решения ТК или уполномоченного лица должны оформляться протоколом, который подписывается всеми членами комитета, присутствующими на его заседании, или всеми уполномоченными лицами.

В решении отражаются результаты поименного голосования членов комитета, присутствующих на заседании. Каждый член ТК ставит личную подпись по каждому отдельному вопросу.

В случае отказа подписывать протокол хотя бы одного члена ТК или одного из уполномоченных лиц об этом обязательно указывается в протоколе с обоснованием причин отказа.

Ответственность в сфере публичных закупок

Все члены ТК несут ответственность за нарушение норм Закона № 922 и других нормативно-правовых актов.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 922 за нарушение требований в части принятия решений, выбора и применения процедур закупки ответственность несут члены ТК или уполномоченное лицо (лица) персонально.

Нормами ст. 16414 КУоАП предусмотрено наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц в размере от 700 до 1 000 нмдг за нарушение законодательства о закупках, а именно:

  • осуществление закупки товаров, работ и услуг без применения определенных законодательством процедур закупок; оценка предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), тендерных предложений не по критериям и методике оценки для определения наилучшего предложения конкурсных торгов (квалификационного предложения), тендерного предложения, которое содержится в документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации;
  • заключение с участником, который стал победителем торгов, договора о закупке по ценам и в объемах, которые не соответствуют требованиям документации конкурсных торгов (квалификационной документации), тендерной документации;
  • необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства;
  • непредоставление информации, документов и материалов в случаях, предусмотренных Законом № 922.

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 ст. 16414 КуоАП, влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц в размере от 1 000 до 1 500 нмдг.

Образец

Виконавчий комітет міської ради

Розпорядження № 01/27/19

09.01.19 р.

м. Київ

Про створення тендерного комітету

Відповідно до ст. 11 Закону від 25.12.15 р. № 922-VIII «Про публічні закупівлі», наказу Міністерства економічного розвитку і торгівлі України від 30.03.16 р. № 557 «Про затвердження Примірного положення про тендерний комітет або уповноважену особу (осіб)», керуючись ст. 40, 52 Закону від 21.05.97 р. № 280/97-ВР «Про місцеве самоврядування в Україні», з метою забезпечення ефективного та прозорого здійснення закупівель товарів, послуг, робіт та запобігання проявам корупції
у цій сфері НАКАЗУЮ:

1. Створити тендерний комітет виконавчого комітету міської ради та затвердити його персональний склад.

2. Затвердити Положення про тендерний комітет виконавчого комітету міської ради.

3. Контроль за виконанням цього наказу залишаю за собою.

Міський голова                                            (підпис)                                                                                І. І. Іванов

ЗАТВЕРДЖЕНО
розпорядження міської ради від 09.01.19 р. № 01/27/19

Склад
тендерного комітету міської ради


п/п

П. І. Б.

Посада

ТК

1

2

3

4

1

Ніколенко Світлана Іллівна

Заступник керівника міської ради

Голова тендерного комітету

2

Сидоренко Лілія Окіпівна

Керуючий справами та кадрами міської ради

Член тендерного комітету

3

Соколенко Тетяна Валентинівна

Начальник відділу фінансів та бухгалтерського обліку – головний бухгалтер міської ради

Член тендерного комітету

4

Кузнєцова Наталія
Олександрівна

Бухгалтер відділу фінансів та бухгалтерського обліку міської ради

Член тендерного комітету

5

Шаповал Владлена Сергіївна

Головний спеціаліст юридичного відділу

Член тендерного комітету

Міський голова                                                 (підпис)                                                                           І. І. Іванов

Зразок.doc
Скачать

Комментарии к материалу

Оформить подписку на раздел «Баланс-Бюджет»

Аргументированные рекомендации, надежные решения по вопросам планирования, учета, налогам, контроля

4500 грн. / год

Купить

Лучшие материалы