Подписывайся на информационную страховку бухгалтера
Разделы:
Подразделы:
Подразделы:
Подразделы:

Рынок природного газа: законодательные нормы

В настоящее время правовые основы функционирования рынка природного газа урегулированы Законом от 09.04.15 г. № 329-VIII «О рынке природного газа» (далее – Закон № 329), который был принят взамен Закона от 08.07.10 г. № 2467-VI «О принципах функционирования рынка природного газа» (утратил силу с 01.10.15 г.).

Согласно преамбуле и ч. 1 ст. 3 Закона № 329 законодатель акцентирует, что рынок природного газа Украины функционирует на принципах свободной конкуренции. То есть всем потребителям гарантируется право выбора и смены поставщика природного газа (п. 1, 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 329).

Не секрет, что ранее заказчики закупали природный газ по переговорной процедуре. Но как действовать в настоящий момент, чтобы не нарушить закон, учитывая наличие конкуренции на рынке природного газа? Появляется вопрос: какую процедуру должен выбрать сейчас заказчик – конкурентную или переговорную?

Поставка природного газа должна осуществляться субъектом хозяйствования в соответствии с договором, согласно которому поставщик обязуется поставить потребителю природный газ надлежащего качества и количества в порядке, предусмотренном договором, а потребитель обязуется оплатить стоимость принятого природного газа в размере, сроки и порядке, предусмотренных договором.

Юридическое лицо (бюджетное учреждение), которое получает природный газ на основании договора поставки природного газа в целях использования его для собственных нужд, а не для перепродажи или использования в качестве сырья, согласно нормам Закона № 329 является потребителем. Поставка природного газа небытовым потребителям (в частности, бюджетным учреждениям и организациям) осуществляется на основании договоров, которые они обязаны заключить согласно Гражданскому и Хозяйственному кодексам.

Договоры поставки природного газа должны содержать существенные условия, предусмотренные ч. 5 ст. 12 Закона № 329. При этом поставку природного газа осуществляют по ценам, которые свободно устанавливаются между поставщиком и потребителем, кроме случаев, предусмотренных данным Законом.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что, поскольку в настоящее время рынок природного газа конкурентен, потребители природного газа (в частности, бюджетные учреждения) имеют право свободно выбирать поставщика природного газа (при условии, что поставщик природного газа имеет лицензию на право осуществления указанного вида хозяйственной деятельности, как требует п. 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 329). Следовательно, заказчики могут осуществлять закупку природного газа только у лицензированных поставщиков путем проведения конкурсных торгов.

Однако такой вывод нельзя считать окончательным, поскольку закупка природного газа также может быть осуществлена путем проведения переговорной процедуры в случае наличия законных оснований, например на основании ч. 2 ст. 39 Закона от 10.04.14 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее – Закон № 1197), если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников.

Обращаем внимание, что для поставки (транспортировки) природного газа заказчику поставщик заключает договор транспортировки природного газа в порядке, предусмотренном кодексом газотранспортной системы и другими нормативно-правовыми актами (ч. 1 ст. 32 Закона № 329). Типовой договор транспортировки природного газа утверждается Регулятором (Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, далее – НКРЭКУ).

Оператор газотранспортной системы не может осуществлять деятельность по добыче, распределению или поставке природного газа. Деятельность по распределению природного газа осуществляется (на основании лицензии, которую выдает Регулятор) оператором газораспределительной системы (ч. 2 ст. 32 Закона № 329).

Чтобы заказчик получил природный газ, он должен быть присоединен к газораспределительной системе. Плата за присоединение к газораспределительной системе определяется согласно договору между заказчиком и оператором газораспределительной системы на основании методологии, утвержденной Регулятором. Технические и коммерческие условия присоединения к газораспределительной системе определяются в кодексе газораспределительных систем.

Следует отметить, что распределение природного газа осуществляется на основании и условиях договора распределения природного газа в порядке, предусмотренном кодексом газораспределительных систем и другими нормативно-правовыми актами.

При этом согласно договору распределения природного газа оператор газораспределительной системы обязуется обеспечить заказчику услуги распределения природного газа на период и условиях, определенных договором распределения природного газа, а заказчик обязуется оплатить оператору газораспределительной системы стоимость таких услуг. Типовой договор распределения природного газа утверждается Регулятором.

Поэтому закупку услуг по распределению природного газа у оператора газораспределительной системы заказчик осуществляет путем применения переговорной процедуры закупки. Напомним, что переговорную процедуру закупки при закупке природного газа заказчик применяет в случае наличия документально подтвержденных условий, определенных в ст. 39 Закона № 1197.

Комментарии к материалу
Быстрая регистрация
Будьте в курсе изменений и актуальных тем, задавайте вопросы.
Популярное
30.09.2025
Продажа земли без торгов: алгоритм действий для органов местного самоуправления
В статье расскажем, как органам местного самоуправления избежать типичных ошибок в процессе подготовки решений и договоров купли-продажи земельных участков без проведения земельных торгов. Органы местного самоуправления могут получить дополнительные поступления в местные бюджеты от продажи земельных...
31.07.2025
Возврат в бюджет неуплаченной арендной платы за землю: алгоритм действий ОМС
В статье приведен порядок действий для взыскания в местный бюджет платы за бездоговорное использование земли под объектами недвижимого имущества. Ознакомление с подходами судов к решению подобных дел позволяет составить примерный алгоритм действий общины, стремящейся эффективно защитить свои права и...
18.09.2025
Особенности финансирования коммунального предприятия в переходный период
Из статьи узнаете, какие формы и условия предоставления финансовой поддержки коммунальным предприятиям предусматривает законодательство после отмены Хозяйственного кодекса. Финансовый план – основной плановый документ для коммунального предприятия (далее – КП), определяющий источники фин...
Новое
24.01.2023
Госзакупки и конфиденциальная информация
Военное положение устанавливает новые правила обнародования информации о закупках. Пока действовало постановление КМУ от 28.02.2022 № 169 «Некоторые вопросы осуществления оборонных и публичных закупок товаров, работ и услуг в условиях военного положения» (далее – Постановление № 16...
11.01.2023
В публичных закупках отменены аукционы!
В публичных закупках снова новации – согласно постановлению КМУ от 30.12.2022 № 1495 (далее – Постановление № 1495) отменены аукционы в процедуре закупок «открытые торги». Рассмотрим, как это повлияет на заказчиков и каким теперь будет алгоритм проведения открытых торгов. В п...
28.10.2022
Новые условия проведения публичных закупок на период проведения военного положения
За период действия военного положения публичные закупки постоянно подвергались изменениям. В это сложное время осуществлять закупки необходимо динамично, в краткие сроки и с учетом условий, диктуемых войной, в частности с обеспечением защищенности заказчиков от военных угроз на период действия право...
Лучшие материалы